Адаптация первоклассников.
статья на тему

Барбашина Людмила Александровна

 

Программа по созданию условий для адаптации первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptacii_pervoklassnikov.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по созданию условий для адаптации первоклассников.

Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса, Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия.

Целью программы по адаптации-первоклассников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.

Задачи:

•  проведение диагностики учащихся и их семей с целью определения готовности будущих первоклассников к школьному обучению (проводят школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);

•  проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся (классный руководитель, школьный психолог);

•  оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным диагностики (школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);

•  проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей (классный руководитель, школьный психолог);

•  проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению педагогов (школьный психолог);

•  координирование действий всех специалистов, работающих в школе, для решения задач адаптации первоклассников (администрация, завуч начальной школы, классный руководитель).

Предшкольный период (от записи в школу до 1 сентября)

Субъект деятельности

Содержание деятельности

Мероприятия

Классный руководитель

• Знакомство с будущими учащимися и их родителями • Проведение педагогической диагностики готовности детей к школе, прогноз школьных трудностей • Проведение психолого-педагогического анкетирования родителей • Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей • Первичное составление индивидуальных характеристик учащихся и их семей

• Диагностика будущих учащихся • Анкетирование родителей • Консультации для родителей

Школьный

• Проведение диагностики

• Диагностика

психолог

психологической готовности детей

будущих учащихся

к школе, особенностей личностного

•Анкетирование

развития; прогноз школьных трудностей

родителей

• Изучение медицинских документов

• Консультации

• Проведение консультаций

для родителей

по результатам диагностики,

рекомендации родителям но обращению

к логопеду, неврологу, психиатру

• Составление протоколов

диагностики детей

• Ведение журнала' консультаций

для родителей дошкольников

Совместная

• Обсуждение результатов первичного знакомства

• Мини-педсовет

деятельность   •

и психолого-педагогической диагностики детей

с участием педаго-

классного

• Выявление детей группы риска

гов, школьного

руководителя,

по адаптации к учебной деятельности

психолога,

школьного

• Разработка плана работы

школьного, врача

психолога

по адаптации первоклассников на 1 четверть

• Родительское

собрание «Как

подготовить ребенка

к школьному

обучению»

Первая четверть

Субъект деятельности

Содержание деятельности

Мероприятия

Классный

* Наблюдение за учащимися в процессе

• Классные часы:

руководитель

обучения, во внеклассной деятельности

«Правила поведения

• Уточнение готовности к школьному

в школе и на уроке»,

обучению

«Распорядок дня»,

• Учет посещения детьми занятий

«Я теперь школьник:

и динамики их поведения

мои права и обязанности»,

• Уточнение индивидуальных

«Мои одноклассники:

характеристик учащихся и их семей

познакомимся друг

• Проведение мероприятий но ознакомлению -

с другом» и др.

детей с правилами поведения в школе.

• Часы отдыха:

на уроке, на перемене, с распорядком

«Играем на перемене

учебного дня, с условиями классной комнаты

и после уроков»;

и школы и др.

игра-путешествие

• Изучение с учащимися Декларации

«В страну знаний»

прав и обязанное гей школьника              

• Праздник

• Проведение консультаций для педагогов

«Посвящение в ученики»

и родич елей по протеканию адаптации

• Дни открытых дверей

для родителей

• Консультации

для родителей

Школьный

* Наблюдение за учащимися в процессе

• Диагностика учащихся

психолог

обучения, во внеклассной деятельности

• Занятия по программе

• Уточнение данных диагностики

адаптации

психологической готовности детей к школе,

• Занятия

особенностей личностного развития.

в коррекционно-развивающей группе

прогноз школьных трудностей'

для проблемных учащихся

• Организация и проведение занятий:

с учащимися по программе сопровождения

адаптации (со 2-й недели сентября)

• Консультации

• Формирование коррекционно-

для педагогов

развивающих групп на основе данных

и родителей

диагностики и наблюдений за детьми

• Консультации для педагогов

и родителей по протеканию адаптации

• Ведение журнала консультаций

для родителей1

Совместная

• Составление плана индивидуальной.

• Родительское собрание

деятельность

психолого-педагогической работы

«Доброе начало»

классного

с проблемными учащимися

(в начале четверти)

руководителя,

• Организация индивидуального

* Родительское собрание

школьного

психолого-педагогического

«Итоги первой четверти»

психолога

сопровождения ребенка

(в конце четверти)

с учетом его потенциальных возможностей

• Выставка психолого-

• Патронаж семьи, выработка плана

педагогической

совместной деятельности по вопросам

литературы для родителей

развития и воспитания ребенка

• Стенд для родителей

• Разработка методических

рекомендаций для родителей,

подбор книг для выставки

психолого-педагогической литературы

• Предварительное подведение итогов

протекания адаптации в конце четверти

Далее на протяжении учебного года — во второй, третьей и четвертой

четвертях — работа по адаптации первоклассников ведется по индивидуальным планам с теми учащимися, которые имеют серьезные проблемы в обучении, поведении, психоэмоциональном и физическом состоянии. И школьный психолог, и классный руководитель проводят консультации для родителей таких учащихся. Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия для этих детей. В конце полугодия на мини-педсовете подводятся предварительные итоги протекания адаптации.

В конце четвертой четверти школьный психолог проводит диагностику по определению уровня актуального развития у учащихся с тяжелыми проблемами адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Для родителей организуются консультации по результатам диагностики, родители информируются о необходимости обследования их ребенка на ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...