Самооценка как регулятор поведения.
классный час (4 класс) по теме

Литвина  Светлана  Анатольевна

Профилактика  наркотической  зависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Самооценка  как  регулятор  поведения(практикум)

Цель: 1.Продолжить воспитание отрицательного отношения детей к

               наркотическим веществам;

           2.  Выяснить вместе с учащимися, какие качества личности повышают риск

              возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздер-

              жаться от употребления одурманивающих веществ;

           3. Показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических

              веществ;

           4. Учить учащихся находить у одноклассников положительные качества

              личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности;

                                          Ход  занятия

  1. Анализ ситуации.

У бабули юбилей:                                                    Тяжело мне потому,

Полон дом у нас гостей.                                          Задыхаюсь я в дыму.

Гости много говорили,                                            Дым вокруг от сигарет,

Ели, пили и курили.                                                 Мне в дыму том места нет!

  1. Чем опасен для здоровья табачный дым?
  2. Что будет, если вы вдруг решите курить? (жёлтые зубы, запах изо рта, замедление роста и развития, болезни, ссоры с родителями)
  3. И наоборот вы никогда не будете курить? (не надо обманывать родителей, брать без разрешения сигареты или деньги, у меня будут красивые белые зубы).

  1.  Сообщение темы.
  2.  Обсуждение проблемы: « Самооценка как регулятор поведения».

   (проводится тестирование)

На доске в столбик выписаны следующие качества:

Беспечность,  

вспыльчивость,

жизнерадостность,  

застенчивость,  

капризность,  медлительность,  мнительность, настойчивость, нервозность, осторожность, пассивность, смелость, терпеливость, увлекаемость,  упрямство,  уступчивость,  холодность, нерешительность, энергичность, энтузиазм.

Беспечность – беззаботный;

Вспыльчивость - внезапно рассердиться, склонный к раздражению;

Застенчивость - робкий в обращении, стеснительный;

Капризность -  мелкая прихоть, причуда;

Мнительность -  видящий во всём для себя опасность;

Настойчивость - добиться исполнения чего-то;

Нервозность  -  раздражительный, вызывающий беспокойство;

Пассивность  -  безучастный, безразличный к окружающей жизни;

Терпеливость -  настойчивость, упорство и выдержка;

Увлекаемость - большой интерес к чему-то;

Уступчивость - отказ от чего-то в пользу другого;

Нерешительность - полный колебаний;

Холодный -  равнодушный, недоброжелательный;

Энергичность -  решительность, активность;

Энтузиазм  - сильное воодушевление, увлечение, душевный подъём. Человек, который предан делу.

(Учащимся даётся такая инструкция ).

-  Ребята, на доске записан ряд положительных и отрицательных качеств личности. Давайте мы   их прочитаем.

   Разделите страницу на три колонки таким образом.

 1. идеал

2. Антиидеал

  1. Я-  3. Я-реальное.


В колонку №1 –«Идеал», выпишите из написанного на доске списка те качества, которые по вашему

мнению, соответствует идеальной личности.

В колонку №2- «Антиидеал», выпишите отрицательные качества, которые идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.

В колонку №3- «Я - реальное», выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.

Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.

  1. Теперь в списке №3 обозначьте знаком  «+» те качества, которые совпадают с идеалом, и знаком « -«, те качества, которые совпадают с антиидеалом.
  2. Посчитайте следующие значения.
  3. Н- Количество качеств, совпадающих с идеалом «+».
  4. М-  количество слов  в столбце идеал.
  5. Вычислите коэффициент по формуле К=  Н: М.

    - С помощью этого теста вы каждый сейчас определил свою самооценку:

      Если К  >   0,5- самооценка завышена

      Если К  <  0,5- самооценка занижена

    Пределы нормы К от 0,45 до 0,55- в этом случае самооценка считается адекватной.

     Самооценка - оценка личностью самой себя, своих качеств. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От неё зависит отношения с окружающими, отношение к своим успехам и неудачам. Если самооценка не соответствует действительности, то поведение человека становится неадекватным.

 Если самооценка занижена:

 -   склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;

 -   неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;

 -   трудно сходится с одноклассниками;

 -   имеет повышенный уровень тревожности.

 При заниженной самооценке наркотические вещества, курево могут стать для человека    возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.

 Если самооценка завышена, то человек:

 -      слишком уверен в себе, в своей правоте;

 -      не проявляет критичности к себе и требовательности к себе;

 -      ставит себя выше других, что может привести к конфликтам.

      К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления       наркотиков и желания начать курить.

     Самый низкий риск употребления наркотических веществ у ребят с адекватной  самооценкой

-     человек делает ошибки и учится на них;

-     пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;

-     с уважением относится к другим;

-     заботится о своём здоровье.

4.Обсуждение проблемы: «Как можно повысить самооценку?»

(прохожу по рядам и смотрю у кого какая самооценка)

(Разбить класс на группы по 6 человек)

Всем учащимся даётся задание:

     Ребята, напишите суждение, о каждом включая себя, в которых речь пойдёт только о положительных качествах  личности каждого.

При этом не имеет значения, знаете ли вы с хорошей стороны этого человека или нет, нравится он вам или нет. У любого человека, даже у того, кого мы не любим, можно найти положительные качества, которые мы признаём и ценим.

(Затем, один человек из группы садится на «горячий стул». Он будет получать «  мощные бомбандировки» - слушать, как остальные говорят в его адрес то, что ценят в нём превыше всего.  Слушающий должен благодарить каждого из говорящих.)

-    Что вы пережили, слушая положительные оценки в свой адрес?

-    Что из сказанного было для вас неожиданностью?

-    Какое из высказанных мнений вам понравилось больше всего?

-    Трудно ли обдумывать то, что вы цените в одноклассниках?

-    Считаете ли вы, что люди, которые о себе хорошего мнения, склонны воздерживаться от употребления наркотических средств, от курения?

     У каждого человека имеются все основания чувствовать хорошее отношение к себе. Мы должны заботиться о себе, что предполагает отказ от одурманивающих веществ.

 -  Давайте ещё раз хором прочитаем:      «Мы говорим Курению - Нет!

                                                                                        Наркотикам – Нет!»

 5.  Рисунок « Мы живём без наркотиков и табачного дыма».

      Адекватное - вполне соответствующий, совпадающий. Правда и истина - адекватные понятия.

      Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности , стремлений , воплощение чего-нибудь (доброты).

Подведение  итога  занятия.

   

Литература:

  1. Н.Ф. Дик  «Классные часы в 3-4 классах».
  2. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина  «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
  3. С.И. Ожигов  «Словарь русского языка».