Самооценка как регулятор поведения.
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Самооценка как регулятор поведения(практикум)
Цель: 1.Продолжить воспитание отрицательного отношения детей к
наркотическим веществам;
2. Выяснить вместе с учащимися, какие качества личности повышают риск
возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздер-
жаться от употребления одурманивающих веществ;
3. Показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических
веществ;
4. Учить учащихся находить у одноклассников положительные качества
личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности;
Ход занятия
- Анализ ситуации.
У бабули юбилей: Тяжело мне потому,
Полон дом у нас гостей. Задыхаюсь я в дыму.
Гости много говорили, Дым вокруг от сигарет,
Ели, пили и курили. Мне в дыму том места нет!
- Чем опасен для здоровья табачный дым?
- Что будет, если вы вдруг решите курить? (жёлтые зубы, запах изо рта, замедление роста и развития, болезни, ссоры с родителями)
- И наоборот вы никогда не будете курить? (не надо обманывать родителей, брать без разрешения сигареты или деньги, у меня будут красивые белые зубы).
- Сообщение темы.
- Обсуждение проблемы: « Самооценка как регулятор поведения».
(проводится тестирование)
На доске в столбик выписаны следующие качества:
Беспечность,
вспыльчивость,
жизнерадостность,
застенчивость,
капризность, медлительность, мнительность, настойчивость, нервозность, осторожность, пассивность, смелость, терпеливость, увлекаемость, упрямство, уступчивость, холодность, нерешительность, энергичность, энтузиазм.
Беспечность – беззаботный;
Вспыльчивость - внезапно рассердиться, склонный к раздражению;
Застенчивость - робкий в обращении, стеснительный;
Капризность - мелкая прихоть, причуда;
Мнительность - видящий во всём для себя опасность;
Настойчивость - добиться исполнения чего-то;
Нервозность - раздражительный, вызывающий беспокойство;
Пассивность - безучастный, безразличный к окружающей жизни;
Терпеливость - настойчивость, упорство и выдержка;
Увлекаемость - большой интерес к чему-то;
Уступчивость - отказ от чего-то в пользу другого;
Нерешительность - полный колебаний;
Холодный - равнодушный, недоброжелательный;
Энергичность - решительность, активность;
Энтузиазм - сильное воодушевление, увлечение, душевный подъём. Человек, который предан делу.
(Учащимся даётся такая инструкция ).
- Ребята, на доске записан ряд положительных и отрицательных качеств личности. Давайте мы их прочитаем.
Разделите страницу на три колонки таким образом.
1. идеал | 2. Антиидеал |
|
В колонку №1 –«Идеал», выпишите из написанного на доске списка те качества, которые по вашему
мнению, соответствует идеальной личности.
В колонку №2- «Антиидеал», выпишите отрицательные качества, которые идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.
В колонку №3- «Я - реальное», выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.
Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.
- Теперь в списке №3 обозначьте знаком «+» те качества, которые совпадают с идеалом, и знаком « -«, те качества, которые совпадают с антиидеалом.
- Посчитайте следующие значения.
- Н- Количество качеств, совпадающих с идеалом «+».
- М- количество слов в столбце идеал.
- Вычислите коэффициент по формуле К= Н: М.
- С помощью этого теста вы каждый сейчас определил свою самооценку:
Если К > 0,5- самооценка завышена
Если К < 0,5- самооценка занижена
Пределы нормы К от 0,45 до 0,55- в этом случае самооценка считается адекватной.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих качеств. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От неё зависит отношения с окружающими, отношение к своим успехам и неудачам. Если самооценка не соответствует действительности, то поведение человека становится неадекватным.
Если самооценка занижена:
- склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
- неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
- трудно сходится с одноклассниками;
- имеет повышенный уровень тревожности.
При заниженной самооценке наркотические вещества, курево могут стать для человека возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.
Если самооценка завышена, то человек:
- слишком уверен в себе, в своей правоте;
- не проявляет критичности к себе и требовательности к себе;
- ставит себя выше других, что может привести к конфликтам.
К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотиков и желания начать курить.
Самый низкий риск употребления наркотических веществ у ребят с адекватной самооценкой
- человек делает ошибки и учится на них;
- пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
- с уважением относится к другим;
- заботится о своём здоровье.
4.Обсуждение проблемы: «Как можно повысить самооценку?»
(прохожу по рядам и смотрю у кого какая самооценка)
(Разбить класс на группы по 6 человек)
Всем учащимся даётся задание:
Ребята, напишите суждение, о каждом включая себя, в которых речь пойдёт только о положительных качествах личности каждого.
При этом не имеет значения, знаете ли вы с хорошей стороны этого человека или нет, нравится он вам или нет. У любого человека, даже у того, кого мы не любим, можно найти положительные качества, которые мы признаём и ценим.
(Затем, один человек из группы садится на «горячий стул». Он будет получать « мощные бомбандировки» - слушать, как остальные говорят в его адрес то, что ценят в нём превыше всего. Слушающий должен благодарить каждого из говорящих.)
- Что вы пережили, слушая положительные оценки в свой адрес?
- Что из сказанного было для вас неожиданностью?
- Какое из высказанных мнений вам понравилось больше всего?
- Трудно ли обдумывать то, что вы цените в одноклассниках?
- Считаете ли вы, что люди, которые о себе хорошего мнения, склонны воздерживаться от употребления наркотических средств, от курения?
У каждого человека имеются все основания чувствовать хорошее отношение к себе. Мы должны заботиться о себе, что предполагает отказ от одурманивающих веществ.
- Давайте ещё раз хором прочитаем: «Мы говорим Курению - Нет!
Наркотикам – Нет!»
5. Рисунок « Мы живём без наркотиков и табачного дыма».
Адекватное - вполне соответствующий, совпадающий. Правда и истина - адекватные понятия.
Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности , стремлений , воплощение чего-нибудь (доброты).
Подведение итога занятия.
Литература:
- Н.Ф. Дик «Классные часы в 3-4 классах».
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
- С.И. Ожигов «Словарь русского языка».