Психогимнастика для детей младшего школьного возраста
методическая разработка по теме

Упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogimnastika.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПСИХОГИМНАСТИКИ

ТЕМА: «Прогулка в зимний лес».

ЗАДАЧИ:

  1. формировать умение изображать отдельные эмоциональные состояния (эмоции радости, удивления, огорчения и обиды);
  2. знакомить младших школьников с элементами невербального общения (мимикой, жестами, позой, походкой);
  3. корректировать настроение и отдельные черты характера ребёнка (коррекция хвастовства);
  4. учить детей понимать свои и чужие эмоции;
  5. привлечь внимание детей к совместному  занятию;
  6. дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки;
  7. учить снимать психоэмоциональное напряжение.


I. РАЗМИНКА

1) Коммуникативная игра «ток».

(Дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток»; по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа, здороваются)

– Ещё поздороваемся, громко!

– А теперь глазами!

2)        – Сегодня мы отправимся в зимний лес!

         – На чём можно поехать?

Вот поезд наш идёт, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», – гудит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повёз.

                                      

– Стоп! Приехали! Посмотрите вокруг. Какая красота! (эмоции радостного восхищения)

– А сколько деревьев! Какие деревья растут в лесу?

– Покажите, какие они высокие?

– А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох ещё ниже.

– Ещё в лесу много разных животных, они издают разные звуки, так они разговаривают между собой. Покажите животных, каждый – своё, а мы попробуем угадать, кого вы показали.

– Мы отправимся в глубину леса. Снег в зимнем лесу глубокий, мы можем провалиться. Наденем лыжи, на руки варежки, возьмём в руки палки и поедем по одной лыжне, чтобы не заблудится и не налететь на дерево.

– Сначала шагом, а потом отталкиваясь двумя руками!

II. ГИМНАСТИКА

– Остановились! Посмотрите.

(руки «козырьком», «биноклем», всматриваются)

– Кто там кувыркается? Это маленькие зайчики, которые убегали от мамы-зайчихи. Прыгаем быстро-быстро, как мячики, легко. Прыжки небольшие ведь у зайчиков ещё маленькие ножки. Радуемся, что убежали.

– А вот и мама-зайчиха. Она прыгает по полянке, ищет своих зайчат. Мы, как мама-зайчиха, прыгаем медленно, большими прыжками. Ноги у неё большие, сильные. Внимательно смотрит по сторонам, где зайчата?

– Ах, вот они! (эмоция радости встречи)

А в это время…

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка

Всё спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.

Обошёл Мишутка лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите

Наших деток не будите!

(звучит музыка)

III. РЕЛАКСАЦИЯ

Инструкция педагога: Лягте в удобное положение, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро на берегу моря. Лето. Небо голубое, солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх. На небе появилось белое-белое, пушистое облако. Оно медленно проплывает над вами и растворяется на голубой глади неба.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза и возвращаемся в наш зимний лес.

– Что видели во сне?

– Ой, кто это сидит на ветке? Кар-кар-кар! Это любопытная ворона прилетела. Села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное!

Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шея напряжена, смотрите с любопытством: что же там такого интересного?

– Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке.  Уронила голову на грудь, голова тяжёлая, никак её не поднять.

– Что-то стало холодать.

   Что-то стал мороз крепчать!

– Покажите, как нам холодно, мы греем руки.

IV. ФИЗПАУЗА

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звёзды.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды,

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

 (Н.Нищева)

(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)

Мы снежинку увидали, –

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

 (Отвести снежинку вправо, проследить движения взглядом)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

(Присесть)


V. ОБЩЕНИЕ

– Пока мы отдыхали, между деревьями показалась лиса. Она крадётся. Покажите, как она мягко наступает своими лапками на мох. Ни одна ветка не хрустнет под её лапами.

– Но вдруг лиса увидела впереди маленькую серенькую мышку. Она сразу затаилась, замерла, пригнула голову, внимательно смотрит на мышку.

– И вдруг она резко бросилась на мышонка.

Но мышонок шустрый, он успел юркнуть в норку. Убежал от лисы и сразу загордился, расхвастался. Вскочил на пенёк и запел:

Какой чудесный день,

Какой чудесный пень,

Какой чудесный я

И песенка моя!

Вот какой я смелый, вот какой я хитрый!

А вы все трусы. Только я храбрый!

(все дети показывают хвастливого мышонка)

Обиделись остальные мышата на хвастунишку: «Не будем с тобой играть. Ты нас обзываешь трусами. Уходи от нас!»

– Дети, какой совет можно дать мышонку-хвастунишке? Давайте покажем, как отвернулись от мышонка друзья и как он просил прощения.

(тренинг со сменой ролей)

Мышонок понял, что хвастаться не надо, лучше быть скромным. Покажите, как простили мышата хвастунишку.

Мышата все вместе поиграли в снежки, вылепили снежную бабу (имитация движений). А теперь они дружно прощаются с нами. Покажите, как?

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

– А нам пора в класс на урок. Давайте встанем в круг, пожелаем друг другу всего хорошего! Я желаю…

(Коммуникативная игра «Пожелание»)

– Пора в класс. Садимся в поезд. Вперёд!

ВЫВОД: Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы, появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.

Предлагаемые упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста можно проводить в общеобразовательной школе.


Литература:

1. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

быстро

прыжки

медленно

прыжки

Ходьба с высоким подъёмом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.

Бег на носках

Прыжки на двух ногах вправо-влево

Дети ложатся на спину на ковёр и закрывают глаза

расслабление

напряжение

Пауза – упражнение для коррекции зрения

медленно

резко

замирание

имитация

движения поезда

имитация

движения на лыжах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...