Система оказания помощи первоклассникам в период адаптации
статья (1 класс) по теме
Период адаптации первоклассников к школе длится несколько месяцев. Задача учителя помочь ребёнку в этот сложный период, чтобы адаптация к школе прошла безболезненно Эта работа поможет учителям начальных классов разработать свою систему в адаптационный период первоклассников. Благодаря этой системе период адаптации пройдёт успешно, тем самым повысится учебная мотивация и качество знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_sistemy_okazaniya_psihologo.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системы оказания помощи первоклассникам в адаптационный период в школе.
Г.А.. Цукерман называет период адаптации своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Моя задача - помочь детям познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами; помочь ребятам выработать собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль – родителя школьника.
Этапы коррекционной работы:
Знакомство детей друг с другом и учителем.
Изучение школьных правил.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится 5 дней, я ставлю задачу познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового общества. Сначала в нашем классе появился образ муравейника, где каждый житель помогает другому делать общее важное дело и все они живут по определённым правилам. Затем в классе родилась сказка о любопытных гномах, которые любят учиться и трудиться. В ходе этой работы ребята учились выражать собственное мнение, фиксировать своё желание что-то сказать (учитывались и выслушивались все предложения и мнения), знакомились с первыми школьными правилами, учились обращаться к учителю и однокласснику.
В первом классе очень важно, на мой взгляд, является обучение навыкам учебного сотрудничества ребёнка с учителем и одноклассниками. Учебное сотрудничество предполагает наличие таких умений ребёнка, как умение прояснять учебную задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться о способе деятельности, оценить полученный результат по различным критериям. Всё это я учитывала при составлении планов уроков.
2.Разработка режима дня школьника.
Работая на следующем этапе над режимом дня школьника, ребята получили первый опыт взаимодействия в группах, опыт учебного сотрудничества. Группа в данном случае работала, прежде всего, как механизм поддержки ребёнка в новой ситуации. Режим дня в классе выстраивался по-своему. Ребята по группам вспоминали, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В классе показывали пантомимы, рисовали необходимые действия, подбирали картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Каждая группа строила свой план школьного дня и обосновывала его. Я подводила итоги работы, а дети обсуждали, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. Затем первоклассники знакомятся со школой и её работниками (библиотекарем, поваром, организатором досуга младших школьников, директором, психологом и другими). В результате работы на этом этапе дети осмыслили опыт учебного сотрудничества, то есть разобрались, что им мешало, что помогало и что надо делать, чтобы взаимодействие было продуктивным, а сама работа успешной.
3.Обсуждение с учениками способов выполнения работ и критериев оценки результатов учебной деятельности.
На третьем этапе внимание акцентировалось на узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Я обсуждала с ребятами возможные критерии оценки работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и другие качества), а также способы выполнения. Для освоения различной системы оценок результатов своей деятельности по конкретным критериям первоклассникам я предлагала (индивидуально, в парах, в группах) различные задания (типа задания «Графический диктант», игра «Муха» и другие). В заключение работы я обсуждала с ребятами: чему же они научились, какие новые правила школьной жизни узнали.
4. Контроль освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы.
Четвёртый этап адаптационного периода первоклассников посвящён контролю освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы. Но важным является то, что я создаю ситуацию, когда не учитель, а сами ребята осуществляют этот контроль. Моей задачей на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников, обнаруживающих эти трудности (слишком медленные или слишком импульсивные, или слишком тревожные). Ребята работают в парах, в группах, стараясь распознать «ловушки», устроенные учителем и договориться в ситуации столкновении мнений. Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, не упрекая друг друга. Ученики ищут аргументы и доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. В конце работы ребята оценивают, насколько аргументировано они спорили и отстаивали своё мнение, анализируют встретившиеся трудности. В конце работы я делаю акцент на том, насколько по-школьному работают ребята, и какие правила школьной жизни помогли им справиться с заданиями.
5. «Обмен опытом». Праздник «Посвящение в ученики».
На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют поручения. Адаптационный период заканчивается праздником «Посвящение в ученики».
6. Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года –
«Перелистывая страницы…».
Значимым аргументом адаптационного периода являются родительские собрания. На собрании я проясняю для себя ожидания родителей от обучения их ребёнка в школе, приглашая родителей к сотрудничеству; даю некоторые сведения из возрастной психологии, знакомлю с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказываю о первых успехах и трудностях детей, проявленных в ходе адаптационного периода.
Для проверки успешности адаптации первоклассников к школе повторно проводятся следующие методики: «Беседа», «Графический диктант», «Узор», «Сложи сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорт...
Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни
проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни...
Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»
Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...
" Помощь первокласснику в период адаптации в школе"
Помощь первокласснику в период адаптации к школеСовет первый:самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте ...
Статья "Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни".
В статье рассказывается о формах и методах, используемых учителем для адаптации первоклассников....
Помощь первокласснику в период адаптации к школе
Советы родителям для первоклассника в период адаптации к школеСовет первый:самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточня...