Материал для учителей "Релаксация"
статья по теме
В данной работе представлены релаксационные упражнения (методика их выполнения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksaciya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Основным условием развития интегральных характеристик личности учителя, в частности эмоциональной гибкости, является развитие самосознания учителя.
Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание их своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Самосознание формируется в процессе социализации, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно изменяется его самосознание. В свою очередь и самосознание служит для них обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в данный момент времени) самосознание создает у человека ощущение своей определенности, самотождественности.
Поскольку для понятия профессионального самосознания родовым является понятие самосознания личности, то, по-видимому, можно говорить о совпадении общих принципов развития, закономерностей, механизмов этих двух категорий. Разумеется, это не исключает, а как раз подразумевается проявление каких-то специфических особенностей развития профессионального самосознания учителя как частного случая самосознания личности в целом. Поэтому имеет смысл, исследуя профессиональное самосознание учителя, опираться на изученные свойства и характеристики самосознания личности и искать особую специфику их проявления.
Профессиональное самосознание учителя – осознание педагогом себя в каждом их трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности.
Структура профессионального самосознания учителя.
Каждый компонент в структуре самосознания необходимо рассматривать двояко: с точки зрения динамической – протекания и развертывания процесса и с точки зрения результативной - появления и наличия определенного продукта. В когнитивном компоненте профессионального самосознания учителя необходимо различать процесс самосознания и результат - систему знаний о себе, индуцируемую в образ Я как профессионального педагога.
Образ Я педагога является обобщенной системой представлений субъекта о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересекающих систем: в системе педагогической деятельности, в системе педагогического общения и в системе личностного развития. Образ Я педагога имеет преимущественно когнитивный характер и является относительно устойчивым образованием, хотя, разумеется, подверженным периодическим колебаниям под воздействием внутренних и внешних фактором. Нельзя говорить о высоком уровне самосознания в случае неглубокого или неверного понимания себя педагогом хотя бы в одной из указанных выше систем. Когнитивный компонент является в структуре самосознания ведущим.
Аффективный компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:
- отношением к системе своих педагогических действий, к целям и задачам, которые педагог ставит перед собой и своей педагогической деятельности, к средствам и способам достижения этих целей; оценкой результатов своей работы;
- отношением к системе межличностных отношений с учениками, в которые вступает педагог в своей профессиональной деятельности; эмоциональной оценкой того, как он реализует основные функции педагогического общения – информационную, социально-перцептивную, презентативную, интерактивную и аффективную;
- отношением к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности профессионала, оценкой уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному Я-образу педагога.
Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой профессионального самосознания учителя, является понятие самооценки.
Самооценивание, имеющее аффективную природу, только впоследствии благодаря использованию определенных эталонов – других субъектов и их оценок, даваемых индивиду, - приобретает когнитивные качества. Результатом процесса самооценивания становится устойчивое обобщение отношение личности к себе.
Знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умений налаживать эффективное межличностное взаимодействие с учениками, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивание эмоционально-ценностное отношение к себе детерминируют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. Основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Под удовлетворенностью понимается соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности учителя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.
Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог, испытывающий убежденность в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.
Существует несколько методов релаксации, и все они в той или иной степени напоминают релаксационные упражнения йогов. Среди них наиболее являются следующие:
- Комплекс упражнений аутогенной тренировки по Шульцу.
- Прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону.
- Активационный релаксационный метод Махача.
- Йога.
Основу этих методов составляют элементы релаксации и концентрации, а также ауторегуляционные дыхательные упражнения.
Вашему вниманию будут предложены различные комбинации методов релаксации, которые позволяет вам продвинуться вперед и освоить ее без специального курса обучения при помощи инструктора.
Релаксационные упражнения (методика выполнения).
Релаксацию лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Позже, когда первые шаги будут позади, вы сможете разучивать релаксационные упражнения и в других положениях: стоя, сидя, лежа на боку, во время ходьбы.
Для начала несколько рекомендаций.
- Прежде чем разучивать упражнения, внимательно прочтите методическое руководство. Потом мысленно определите для себя, как и в каком порядке будете разучивать упражнения. Читая описание каждого упражнения, старайтесь представить, как вы будете его выполнять.
- По мере разучивания особое внимание уделяйте накоплению практического опыта.
Не спешите! Релаксационный метод исключает спешку. Ни в коем случае не старайтесь доказать себе, что за один прием вы в состоянии овладеть двумя элементами, что ничего сложного в этом нет. Это буде роковой ошибкой, которая перечеркнет уже достигнутые, и только намеченные результаты.
Сосредоточьтесь на проработке отдельных элементов упражнений, чтобы повысить эффективность его выполнения. Забудьте жизненный принцип «Все нужно делать легко и быстро». На релаксационные упражнения он не распространяется, поскольку вы осваиваете их для успокоения, а не для того, чтобы нервничать еще больше, желая скорее добиться успеха.
- При разучивании упражнений необходимо сосредоточиться на то, что вы делаете. Вдумайтесь и в то, что на первый взгляд кажется само собой разумеющимся, и в то, что очень трудно выполнить. Это поможет вам в дальнейшем. Если же во время релаксационных упражнений будут лезть в голову какие-то посторонние мысли, постарайтесь не обращать на них внимания.
- Не забывайте, что релаксацию вы осваиваете сами для себя! Разучивая релаксационные упражнения и применяя уже освоенную релаксацию, постарайтесь обойтись без зрителей. Упражняйтесь всегда с закрытыми глазами, однако веки ни в коем случае не должны быть судорожно сжаты.
- Расслабление – как мышечное, так и психическое – дается нелегко, поэтому основными условиями выполнения релаксационных упражнений являются терпение и упорство.
- Во время релаксации ваш организм находится в бодрствующем состоянии. Повторяя упражнения, сознательно контролируйте себя.
- Вашей целью является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное напряжение.
- Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейное пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу.
- В ходе релаксации вы можете воспринимать звуки окружающей среды. Разумеется, полностью отключиться от них просто невозможно. Однако, выполняя релаксационные упражнения, постарайтесь не замечать их – не обращать на них внимания.
Предварительная подготовка.
Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Подготовьте себе место для занятий на полу – ровно столько, сколько требуется для положения тела, лежа на спине. На пол постелите коврик. Во время выполнения комплекса упражнений не рекомендуется произносить вслух слова или отдельные звуки.
Исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, стопы развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад ( ни в коем случае не наклонена вперед). Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Упражнения
- Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату ( вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
- Внимательно следите за дыханием, пассивно осознавая, что дышите носом. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.
- Сделайте не глубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, старясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела – с попеременным напряжением и расслаблением.
4. Упражнения для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь почувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. При расслаблении вы ощущайте, что бедра, икры, ступни стали мягкими, как «тряпки». Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. Эти звуки для вас – всего лишь фон, не больше. Вы их « не хотите воспринимать» - у вас « нет на это времени». Сосредоточьтесь только на напряжении и расслаблении мышц ног. То же самое относится и к мыслям, которые возникают, - вы их регистрируйте, но не осознаете. Ни к коем случае не пытайтесь их побороть! Борьба эта напрасна и приводит, как правило, к обратному эффекту. Ведь мысли неотвратимы и постоянно возвращаются. Поэтому их нужно только регистрировать.
5. Напряжение только ягодичных мышц. Сжимайте ягодицы, стараясь прочувствовать напряжение, и расслабляйте их. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут.
6. Напряжение брюшного пресса ( ни в коем случае не поднимайтесь с коврика!). Фиксируйте напряжение несколько мгновений, а затем быстро расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько секунд, наслаждаясь приятным ощущение расслабленного живота.
7. Растягивание мышц грудной клетки. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Прочувствуйте это напряжение, а затем, сделав резкий выдох, расслабьте грудную клетку. Повторите 3 раза. Наслаждайтесь приятным ощущением расслабленных мышц.
8. Упражнение для мышц рук. Слегка приподнимите обе руки, раздвинув пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, стараясь охватить как можно больше количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стремясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на коврик. Повторите 3 раза.
Следя за мышцами обеих рук, стараясь вновь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь. Прочувствуйте тяжесть своих расслабленных рук. Повторите 3 раза.
А теперь поднимите плечи, стремясь коснуться ими ушей. Зафиксируйте это положение на несколько секунд, стараясь прочувствовать напряжение плеч. Мысленно определите для себя, что это ощущение вам давно знакомо: напрягать плечи приходится довольно часто в течение дня, причем делаете это вы совершенно бессознательно. А это не что иное, как напрасное расходование энергии…
А теперь расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем спокойно полежите, наслаждаясь приятным чувством расслабления.
9. Упражнение для мышц лица. Начните с губ. С напряжением сомкните губы, фиксируя это положение несколько мгновений. Определите для себя, что и это ощущение вам знакомо. Правда, с той разницей, что напряженные губы отражают внутреннюю сосредоточенность. Затем расслабьте губы, увлажните их языком, следя за тем, чтобы язык не упирался в небо. Повторите 3 раза.
Теперь наморщите лоб (нахмурьтесь) примерно на 30 секунд, а затем расслабьте лобные мышцы. Повторите 3 раза.
10. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго, даже очень долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Прочувствуйте, как по всему телу растекается согревающее ощущение спокойствия, приятного расслабления. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникнет ощущение внутреннего спокойствия. Так полежите еще несколько минут. После выполнения этих упражнений вы должны чувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь, как после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений встаньте, стараясь как можно дольше сохранять приятное ощущение внутреннего расслабления.
Литература
- Л. М. Митин, Е. С. Асмаковец Эмоцональная гибкость учителя. – Москва, 2001.
- В. Н. Панкратов Искусство управлять собой: Практическое руководство. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
Доклад
«Профессиональное развитие учителя в эмоциональной сфере.
Релаксация».
Учитель средней школы № 7
Рябинина Елена Алексеевна
2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для оформления классных стендов к Дню Матери.
Данный материал напомнит учащимся с классных стендов о добром празднике - Дне Матери....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Материал ко Дню матери
В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....
Материал ко Дню матери
В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....
Стихотворение ко Дню Матери. "Ода матери" Баева И.В.
К празднику 8 марта или ко Дню Матери душевное стихотворение "Ода Матери" Автор Баева И.В....
Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"
Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....
Материал на конкурс презентаций трудовых династий «Имя свое крепи делами своими» Тематика конкурсного материала: «Старейшая трудовая династия»
Презентация "Старейшая трудовая династия"...