Психологическое сопровождение учителя на этапе внедрения ФГОС
статья по теме

Шаманская Татьяна Борисовна

В статье описан опыт подготовки школы к работе по внедрению ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_fgos_shamanskaya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  УЧИТЕЛЯ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Шаманская Т.Б., педагог-психолог  ВКК

 МОУ «Магистральнинская

 средняя общеобразовательная №2»

Наша  школа  является частью экспериментальной площадки института содержания и методов обучения РАО по программе «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». В условиях эксперимента работаем третий год. Формирование ключевых  предпосылок подготовки школьного учителя   к внедрению ФГОС и разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов   - одно из направлений нашей работы. Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Психологическая составляющая  нового стандарта очень велика, кроме того, важно сформировать и у педагога потребность в  экологически сообразном  образе жизни, а переподготовка учителей пока, к сожалению, не удовлетворяет потребностям школы, так  как носит эпизодический характер, не является целенаправленно реализуемой   федеральной программой. Информацию о курсах повышения квалификации очной, заочной и дистанционных форм  обучения как правило, ищем сами.  

На наш взгляд, критериями готовности учителя  к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:

1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);

2. Планирование своей деятельности:

определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,

образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;

определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)

составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия

3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.

4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.

5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.

6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.

7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов

8. Демонстрирует компетентное поведение - собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.

В апреле  мы завершаем разработку основной общеобразовательной программы начальной школы, учителя до 25.08.2011 уже разработают учебные и внеучебные программы.

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития  и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.

Моя задача -  помочь своим коллегам занять в отношении школы и ее развития активную, творческую позицию соавторов, соразработчиков.  Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное.  Мы в первую очередь стали оказывать  поддержку учителя в реализации его  собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на физическое здоровье.

Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать  эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом  и требованиями к качеству педагогической  работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь  грамотно выполнять  обязанности  классного руководителя. Нужно владеть   инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах,   уметь строить отношения с родителями, которые  часто  в силу занятости  или попустительства практически не занимаются воспитанием детей.   И все это в  условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям  современных СМИ.  

Многих из педагогов трудовая деятельность приводит  к эмоциональному выгоранию  и как следствие от него развивается:  хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и  повышенная ранимость  -  снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол,  игрушки  в чужих руках. Эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса, поэтому  мы поддерживаем создание каждым педагогом своей собственной программы защиты от стресса, которую он составляет с помощью психолога.

Грамотно подобранные интерактивные методы работы  с педагогами очень эффективны.  Они  позволяют  учителю освободить «внутреннего ребенка», развивают эмпатийность, позволяют получить практическую, значительную,  эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и  за счет  получения  обратной связи. Позволяют освежить запас собственных  сил и пополнить свою методическую копилку   (за счет приобретения  опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с детьми),  кроме того, формируют умение сходить с  «позиции красного карандаша» и обновляют  информационное поле  педагога  путем расширения психологических знаний, побуждают учителя к творчеству.

Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. Поэтому в нашей школе методическая служба и администрация активно стимулируют заинтересованность и включенность учителей в повышение уровня своего образования (отгулы в каникулярное время, публичная признательность и благодарность и т.д.). Дистанционные курсы,  курсы института развития образования Иркутской области и ИИПКРО, курсы Казачинско-Ленского территориального  ресурсного центра популярны,  причем периодичность прохождения повышения квалификации нашими педагогами не ниже трех лет. Учитель заинтересован в саморазвитии, чтобы идти в ногу со временем. В методическом кабинете школы создан  электронный банк статей с  рекомендациями для учителей по созданию условий для формирования УУД в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей (наши разработки и материалы Интернета). Контрольные функции администрации носят плановый характер и предусматривают обязательную обратную связь после посещения уроков.

Учитель информатики нашей школы Сырникова Инна Анатольевна – инновационный тьютор курсов «Майкрософт серии «Партнерство в образовании», она  способствует  внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В  школе развита локальная сеть, что позволяет нам иметь доступ к единой базе данных, работать в объемных программах, выходить в Интернет с разных кабинетов в школе, обмениваться информацией, что влияет на  повышение качества содержания образовательного процесса.

Участие в тренингах  и психологически насыщенных занятиях   вместе с учителями    членов администрации  школы (и директора, и его заместителей) способствует  сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует  поддержанию позитивных установок и ценностей как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности  практической деятельности психолога как специалиста  и влияет на установление доверительности  в  его отношениях  с педагогами.

Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через деятельностные  формы методической работы. Приобретая опыт коллективно-распределенной  методической деятельности   в решении педагогических задач (например, анализ разработки урока с явными методическими ошибками и поиск путей их устранения) и превращая ее в индивидуальную, учитель способен  формировать и у обучающихся полноценную учебную деятельность в процессе общения и диалогов.

Использование сказкотерапевтических приемов  помогает нам  направить  учителя по пути самосовершенствования, способствуют развитию креативности, формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в динамичной учебной  реальности. Участие в тренингах позволяет    учителю определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать  свое состояние после совместной деятельности помогает макет моря с островами: Грусти, Тревоги, Неопределенности, Недоумения, Воодушевления. Просветления, Радости, Удовольствия и Бермудского треугольника. Подобные приемы, на наш взгляд, положительно сказываются на эффективности  педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.

Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива  нами используются  следующие  виды деятельности, которые сложились в  циклическую модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения

1.Диагностика:

-психологического климата  коллектива,

-индивидуального стиля учителя,

-готовности учителя к инновационной деятельности,

-креативности.

2.Разработка  рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований, разработка форм публичной благодарности учителю.

3.Внедрение инновационных и психокоррекционных  методик  оказания психологической помощи  учителям.

4.Профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов.

Результатом   комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению как особой культуры поддержки и помощи учителя в решении задач, связанных с переходом на федеральный госстандарт второго поколения,  можно считать следующие показатели:

  1. Формирование высокой  мобильности педагогов  и способности конструктивно меняться в напряженных условиях (курсы повышения квалификации за последние три года прошли 87% учителей, в школе ведется электронный журнал в программе «Хронограф», широко используются электронные образовательные  ресурсы).
  2. Возросла активность учителей в организации обучающихся к участию в конкурсах разного уровня с целью развития способностей, навыков самопрезентации и формирования портфолио. В практику школы внедрены проекты, объединяющие  всех субъектов образовательного процесса «Неделя семьи»,  «Компьютерная радуга».
  3. Расширились границы экспериментальной деятельности:  в текущем учебном году   эксперимент  идет на базе  1,3,10  классов.

         Достигнутые результаты  убеждают в том, что благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению  коллектив Магистральнинской СОШ №2 сумеет справиться с поставленными задачами по внедрению ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель на этапе внедрения ФГОС

Психологическая поддержка учителя на этапе  подготовки к внедрению ФГОС...

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....

"Организация психологического сопровождения на этапе внедрения ФГОС начального образования"

В рамках внедрения ФГОС, целью психологического сопровождения является созданиеоптимальных социально-психологических условий для развития личности учащегося и их успешного обучения.Главной социально-п...

"Изменения в деятельности участников образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС НОО"

Как  будут  учить  по  новым  стандартам? Урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным.  Изменения в деятельнос...

«Особенности современной школы на этапе внедрения ФГОС ООО»

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СТАНДАРТАОбеспечения права на полноценное образование.Она заключается обеспечением посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого ...

Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации

Одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику-первокласснику в освоении учебной деятельности в период адаптации...