Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)
статья (1 класс) по теме

Диагностика      психических        новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_novoobrazovaniy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

c

Диагностика      психических        новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)

      Проблема психологической готовности детей  к школе является одной из важнейших проблем для родителей и педагогов. Основная цель учителя  всегда и при любых обстоятельствах остаётся неизменной: ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализую свой природный потенциал. Таким образом как педагоги, так и родители должны знать пробелы в развитии ребенка, чтобы создать условия для успешного овладения полноценной учебной деятельностью. В связи с этим и была проведена диагностика

 психических новообразований детей.

      Развитие ребенка принято делить  на возрастные периоды, отличие которых друг от друга состоит как раз в ведущем виде деятельности и новообразованиях.

     Ведущим видом деятельности называют такую деятельность, которая обеспечивает наибольшие возможности для развития ребенка данного возраста. Это значит, что именно этот вид деятельности позволяет сформировать у детей новые свойства психики, без которых невозможен переход к следующей возрастной ступени.

  Так переход от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается сменой ведущего вида деятельности : игра постепенно вытесняется учебной деятельностью. И хотя на первых порах игра по времени занимает не меньшее, а большее место в жизни первоклассника, чем учение, она теряет свою психологическую значимость. Только в учебной деятельности у младших школьников могут появиться новые важные психологические свойства. Именно их и называют возрастными новообразованиями.

  Основными новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию и эмпатию.

 

   Впервые познакомившись с учебной работой в классе и дома, дети сталкиваются с новыми требованиями со стороны взрослых(учителя и родителей).Эти более жёсткие по сравнению  дошкольным возрастом требования стимулируют развитие новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников и необходимых для успешного обучения. В школе дети привыкают делать не то, что хочется в данный момент времени (играть, разговаривать, смотреть в окно), а то что нужно, чтобы хорошо справиться с заданием(внимательно слушать,   стараться запоминать и т. п.)  Постоянное следование таким «нужно» приучает детей произвольно, то есть, прилагая волевые усилия, управлять своим поведением на основе заданных образцов. Это и есть произвольность.

   С помощью диагностической методики мы исследовали и определили уровень произвольности детей нашего класса. Я бы хотела ознакомить вас как было проведено исследование и какие результаты получены, а также дать советы по развитию произвольности у детей.

  Для определение уровня произвольной регуляции деятельности детям было предложено  на тетрадном листке в клетку ,где написан на верхней строке образец, правильно и аккуратно за определённый промежуток времени, выполнить аналогичное задание. После сигнала об окончании работы, попытаться проверить написанное.

   На основе количества баллов определялся уровень произвольной регуляции деятельности.

                            Высокий-5 баллов

                           Средний- 3-4 балла

                           Низкий уровень-1-2 балла

  (Уровень регуляции своих детей родители видят на выданных работах и делают соответствующие выводы)

   Большинство детей имеют средний уровень произвольности, низкий уровень у 5 детей, высокого уровня нет. Низкий уровень говорит о том, что дети не воспринимают задания,а пишут на своём листе что-то своё ,или воспринимают лишь небольшую часть инструкции, следуют лишь некоторым правилам но быстро забывают их, выполняют работу хаотично,ошибки не замечают.

    Также проводилось определение произвольного внимания. Был предложен текст, где надо было исправить 15-20     ошибок(пропуски букв, перестановка слогов и т.д.).При этом детям говорилось, что их просят проверить текст, в котором при печати были допущены ошибки и они должны как можно быстрее и правильнее найти их и исправить. При анализе работ  подсчитывают кол-во правильно найденных ошибок, неверно подчёркнутых ошибок, находят разность правильно найденных и неверно подчёркнутых ошибок , полученную разность делят на общее число действительных ошибок. По значению полученного частного определяют уровень произвольного внимания.

    Низкий уровень: полученное число меньше 0,5

   Средний уровень: полученное число 0,5-0,7

   Высокий уровень: полученное число близко к 1, то есть больше 0,8.

Высокий уровень произвольного внимания имеет 1 ученик в классе. Средний уровень имеют 15 человек ,у остальных детей низкий уровень произвольного внимания.

 Что же следует делать для развития произвольного внимания?

    Необходимо чётко и доступно формулировать цель предстоящей деятельности ,чтобы дети привыкли к тому, что любая учебная деятельность выполняется с определённой целью.

Учить детей ставить цель самостоятельно. Необходимо учитывать ,что ближайшие цели легче и быстрее осознаются детьми и принимаются ими легче. Для младших школьников ближайшей целью является получение более высокой отметки или похвалы родителей, учителя. Поэтому важно ,чтобы вы и учителя нач. кл.  для развития воли детей пользовались словесной оценкой. Это позволит оценивать не только выполнение задания, но и постановку ребенком цели, удержание этой цели в памяти.

    Чтобы произвольность формировалась успешно, необходимо развивать у детей умение подчинять свою деятельность все более далёким целям. При этом надо стимулировать детей на выполнение не только занимательных, но и неинтересных, скучных (но полезных) заданий. При его выполнении важно оценить не только результат, но и затраченное ребенком усилие, подчеркнуть те умения и достижения, которые во время работы приобрёл  ребёнок, используя свою волю. Также очень важно учить детей самостоятельности в процессе учебной деятельности за счёт увеличения объёма и сложности заданий, а также и за счет сокращения меры вашей помощи при выполнении домашних заданий. Постепенно следует обучать самоконтролю.

    Очень важно при развитии волевых сторон личности ребенка- эмоциональное подкрепление: нужно ,чтобы маленький школьник и дома получал определенное удовлетворение от преодоления трудностей, радовался своему умению прилагать волевые усилия. Это обеспечивается похвалой родителей ,взрослых, направленной не только на результат действия, но главное на затраченное ребенком усилие . Здесь наилучший результат приносит совместная работа учителя в классе,а родителей дома.

   О сформированности  внутреннего  плана действий свидетельствует возможность ребёнка решать задачу в уме, а также  степень  осознания  всех совершаемых при этом операций и прогнозирование результатов. Диагностику данного новообразования  осуществлялась на материале разрешения нравственных ситуаций. Попросили ребёнка составить план действий, чтобы помочь отстающему  в учёбе товарищу. Чем большее количество шагов, операций осознавал ребенок, тем ближе он к нахождению решения , а значит, тем более высокий уровень развития внутреннего плана действий он демонстрировал. Также детям  было предложено составить план своих действий в учёбе и в виде игры «Помоги Незнайке»,где дети поправляли предложенный им план поздравления мамы с днем рождения, который Незнайка не смог сделать правильно.

Текст теста.

   Дарю подарок.

Говорю слова поздравления.

Учусь делать поделку.

Узнаю, какую поделку хотела бы мама.

Изготавливаю поделку.

Подбираю нужные материалы.

Тест3.Выписать из каждого столбика родственные слова и просят на отдельном листе составить план его действий по выполнению данного задания, то есть записать, какие действия и в каком порядке он будет выполнять. Составленный план действий был проанализирован с учётом количества указанных действий и степени их существенности. Низкий уровень показали дети, которые отказывались от ответа или указывали только несущественные действия(«Подумаю ,буду писать, буду вставлять и т. д.)

 Средний уровень: ребенок воспроизвел только необходимое правило или назвал менее половины необходимых существенных действий.

Высокий уровень: ребенок назвал более половины необходимых для выполнения данного задания существенных действий.

    На основании результатов, полученных по методикам исследования внутреннего плана действий мы имеем следующие результаты:

12 детей имеют высокий уровень

1 ребенок с низким уровнем и 17человек имеют средний уровень развития внутреннего плана действий.

  Для развития данного новообразования необходимо постоянно обращать внимание не только на практический результат действия, но и на способы, которыми был достигнут правильный результат. При этом важно формировать у детей привычку не начинать действовать сразу же после получения задания, а сначала обдумать, спланировать свои действия. Для этого до того, как ребёнок приступит к работе, необходимо просить его словесно сформулировать, какие именно действия он намерен осуществить.( « С чего начнешь выполнять задание?», «Почему именно так будешь действовать?"

   Для развития внутреннего плана действий целесообразно учить детей прогнозированию результатов деятельности. Необходимость осуществить прогноз до начала выполнения учебного действия приводит к его более глубокому осмыслению, к развертыванию данного действия в уме и сознании.( «Если ты выполнишь это именно так, к чему это приведёт?», « Если ты прибавишь к данному числу другое число, ответ будет больше или меньше исходного числа?»,» если ты в задаче найдешь сначала данную величину, то что узнаешь потом?») Такие и аналогичные задания и вопросы помогут развитию у ребенка внутреннего плана действий.

   

Рефлексия, как психологическое образование состоит в возможности осознания ребенком особенностей его деятельности и поведения. Данное новообразование имеет большое значение для развития младших школьников, так как оно  дает  возможность совершенствования деятельности и поведения. Существует еще одно понимание данного термина- это взглянуть на себя как бы со стороны, глазами другого человека. Поэтому для полной характеристики рефлексии у младших школьников представляется целесообразным изучить также и особенности представлений детей о том мнении, которое имеют о них другие люди ( родители, учитель, сверстники).Уровень рефлексии исследовался следующим образом: детям было предложено найти значение разностей, используя натуральный ряд чисел, а также на материале учебных задач в виду учебного теста на пройденный материал. После выполнения задания, его просят на отдельном листе записать, как он выполнял задание, то есть перечислить, какие действия и в каком порядке он выполнял.

   При анализе выполнения задания учитывался ответ ребенка с точки зрения количества указанных действий и их существенности, аналогично анализу внутреннего плана действий.

Низкий уровень показали дети, которые указывали общие несущественные действия («Возьму ручку, подумаю, буду считать или лишь одно существенное действие « Записываю ответ»).

Средний уровень: ребенок воспроизвёл менее половины существенных для данного задания действий.

Высокий уровень: ребенок называет более половины действий, необходимых для выполнения данного задания.

Из  30 человек 23 человека показали средний уровень развития рефлексии и 7 учеников - низкий уровень.

 Поскольку рефлексия отличается от внутреннего плана действий только временной отнесённостью к совершаемой деятельности, т. е. если внутренний план действий реализуется до начала выполнения практических действий, то рефлексия носит ретроспективный характер, то есть представляет собой осознание ребенком особенностей уже совершённой деятельности. Соответственно и общие направления работы по формированию рефлексии будут совпадать с

теми, которые были предложены для внутреннего плана действий. Меняется только их

временная отнесённость.

 

 Для формирования рефлексии ребенка также следует просить словесно сформулировать

выполняемые действия, но делать это нужно после того как задание выполнено. То есть по

окончании работы у ребенка спрашивают, какие именно действия он выполнял, что и какой последовательности делал, чтобы добиться результата. В данном случае внимание ребенка сосредотачивается не столько на практическом результате, сколько на способах его достижения. Использование алгоритмов будет также способствовать развитию рефлексии, но только в том случае, если ребенок будет проверять работу с ранее разработанным планом.

( например, выясняют соответствует ли пересказ ребенка составленному плану).Сущность рефлексии сближает её с понятием самоконтроля и самооценки ребенка в учебной деятельности. Формирование умений контролировать и оценивать себя при выполнении домашних и классных заданий , несомненно будет способствовать развитию рефлексивных возможностей детей.

         Следующим диагностируемым новообразованием  детей была эмпатия- способность к сопереживанию, эмоциональному отражению чувств.

  Проявление эмпатии заключается в возможности точно воспринимать внутренний мир другого человека. В этой ситуации человек как будто становится этим другим, но без потери ощущения «как будто». Он ощущает радость или боль другого ,как тот их ощущает, и воспринимает их причины, как этот другой их воспринимает. Но при этом собственное «Я» не должно раствориться в чужих  эмоциональных переживаниях.

 Эмпатия как выражение эмоций и чувств ребенка достаточно трудно  поддается диагностике. Наиболее естественным методом изучения данного новообразования является наблюдение за эмоциональными проявлениями учащихся (общение детей, просмотр спектакля, слушание литературного произведения)Поэтому диагностика проводилась путем словесного отчета учащихся при анализе чувств и переживаний, связанных с возникающими житейскими ситуациями и восприятием литературного произведения. Дети отвечали на вопросы типа «Как ты думаешь, что чувствует человек в тех или иных условиях?», « Что переживает данный персонаж?» и т. д. Определение уровня эмпатии также проходило на  материале литературного произведения. Зачитывался рассказ В.Осеевой «Отомстила». После прочтения детям были заданы следующие вопросы:

          1. Какие чувства испытывает Катя ,обнаружившая разбросанные братом краски, испорченные кисточки и испачканный стол?

         2. Что чувствует Алёшка, когда убегает от сестры в сад?

         3. Что почувствовала Катя, когда её брат сорвался и упал с дерева?

         4. Какие чувства испытывает Алёша, когда оказался на земле?

         5. Как изменяются его чувства, когда сестра подбегает к нему? Что он испытывает теперь?

   

   Оценка результатов производилась на основе  соотнесения содержания ответов с ключом ( совпадение или несовпадение с ключом определяется по смыслу ответов,а не только по отдельным словам.) По каждому из пяти вопросов начислялись баллы:

         3 балла - правильно названо два или более эмоциональных состояния.

        2 балла- правильно названо только одно чувство, состояние.

         1 балл- названо одно или более чувств, но они неверны(не соответствуют смыслу эпизода в рассказе)

       0 - ни одного чувства не названо или ответ «не знаю»

Средний уровень эмпатии имеют  10 детей из 30 человек класса.

 17 человек- низкий уровень. Высокого уровня эмпатии у обследованных детей нет.         Следовательно ,как родителям, так и учителю  необходимо  воспитывать у детей способность к сопереживанию.Но эта задача является наиболее сложной. Сложность её заключается в том, что эмоции сочетают в себе, с одной стороны, динамизм, мимолётность,и с другой стороны, косность, склонность к образованию стереотипов. Кроме того ,внешние проявления и внутренние переживания у детей не всегда совпадают. Трудности воздействия на эмоциональный мир ребенка заключаются также в том, что эмоциональный опыт не может быть выучен или приобретен путем обучения, он может быть только пережит. Эмоции невозможно вызвать волевым усилием ,для их возникновения требуется создание специальных условий.Поэтому любая ситуация, сопровождающаяся сильными эмоциями, может быть использована для актуализации эмпатии. Например, если ребенок смеется над неловкостью другого, можно попросить его вспомнить ,попадал ли он сам в неловкие положения, и какие чувства при этом испытывал. Когда ребенок вспомнит аналогичную ситуацию ,следует попросить обидчика мысленно поставить себя на место объекта насмешек и представить себе,что тот сейчас чувствует. Такая работа не только способствует развитию эмпатии, но и помогает в разрешении конфликтов. Другим условием возникновения эмоций может служить использование произведений искусства(литературы, живописи, музыки, театра и т. п.)

    Еще одним важным направлением работы родителей и учителя можно считать расширение «эмоционального словаря» учащихся. Зачастую даже у взрослых очень мал словарный запас, характеризующий их  эмоциональные переживания, у школьников этот запас еще меньше. Неспособность обозначить свои эмоции словами затрудняет развитие эмпатии. Кроме того , детей необходимо знакомить с названиями чувств и эмоций еще и потому, что не выраженные словами эмоции могут оказывать разрушительное воздействие на их физическое и психическое здоровье.

    Благодаря проведенной диагностики мы смогли оценить уровни развития всех новообразований у каждого ребенка,также распределили учащихся по уровням развития каждого новообразования,то есть определили, какой уровень по каждому новообразованию преобладает у детей данного возраста.  Проведение диагностики каждый год позволит проследить динамику развития новообразований от класса к классу в целом и у отдельных учащихся.

     Учителя и родители должны помнить, что для того, чтобы с возрастом новообразования развивались быстрее и полнее, требуется специальная работа по их развитию в соответствии с психологическими советами, которые  даны после  анализа новообразования.

1. Вергелис И.А. « Младший школьник: помоги ему учиться» - СПб., 2000г.

2.Практикум по возрастной психологии. (Е.Е.Данилова,под ред. И.В. Дубровиной –М.2000г.)

3.Психологическая работа в начальной школе.- М.,2000г.

4.Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПг., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)

Диагностика      психических        новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.)...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...