Техника пешеходного туризма, организация навесных переправ.
план-конспект занятия по обж (3 класс)

Николай Трунов

Активный отдых, туризм давно стал частью нас, и активно пропагандируется как элемент здорового образа жизни. Различают множество видов туризма, пеший, горный, лыжный, водный, и тд. Сегодня мы остановимся на пешем туризме, как наиболее распространенным и популярным в нашей стране. Пеший туризм предполагает как передвижение на большие расстояния, так и преодоления различные препятствия при помощи вспомогательных средств, таких как веревки, страховочные системы, блок ролики и др.

В данной методической разработке был выделен такой способ преодоления естественных препятствий как навесная переправа. Данный вид способ является наиболее зрелищным , но так же  требует особого внимания к процессу организации навесной переправы, так как допущенные ошибки приведут к травмам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_organizatsiya_etapa_pereprav.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка:

Техника пешеходного туризма,

 организация навесных переправ.

Разработал:

педагог дополнительного образования

«Центра краеведения и туризма»

Г. Мичуринска Тамбовской области

Трунов Николай Николаевич

Мичуринск, 2021г

Аннотация.

Активный отдых, туризм давно стал частью нас, и активно пропагандируется как элемент здорового образа жизни. Различают множество видов туризма, пеший, горный, лыжный, водный, и тд. Сегодня мы остановимся на пешем туризме, как наиболее распространенным и популярным в нашей стране. Пеший туризм предполагает как передвижение на большие расстояния, так и преодоления различные препятствия при помощи вспомогательных средств, таких как веревки, страховочные системы, блок ролики и др.

В данной методической разработке был выделен такой способ преодоления естественных препятствий как навесная переправа. Данный вид способ является наиболее зрелищным , но так же  требует особого внимания к процессу организации навесной переправы, так как допущенные ошибки приведут к травмам.

Оглавление

Пояснительная записка

навесная переправа являются сложной системой, состоящей из множества подсистем поддерживающих, и позволяющих сэкономить силы при натяжении переправ. Примеры таких подсистем являются блок ролики, полиспасты, зажимы, карабины, страховочные системы, и множество других. Наличие или отсутствие, каких либо устройств позволяют упростить, либо усложнить процесс навески переправ. В данной разработке пойдет речь о способе навески такой переправы. Особое место в данной работе будет отдано мерам безопасности при наведении навесных переправ.

Тема:

Техника пешеходного туризма «навесные переправы»

Цель:

Познакомить учащихся с методикой организации навесных переправ.

Развивающая

Развить навыки пользования специальным оборудованием.

Развить навыки организации навесных переправ.

Развить навыки работы в команде.

Образовательная

Познакомить обучающихся с оборудованием, применяемым в организации навесных переправ.

Познакомить обучающихся с принципами его работы.

Познакомить с техникой безопасности при наведении навесных переправ.

Воспитательная

Воспитать умение слушать и слышать товарищей,

Воспитать уважительное отношение к чужому мнению.

Воспитать умение поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Планируемые результаты:

1Личностные: осознали важность правильного наведения перил. Научились работать в команде.

2. Предметные: Научились работать с туристским снаряжением, собирать полиспаст 3:1, узнали узлы, применяемые в наведении перил.

3. Метапредметные: 

- коммуникативные: организовывать, планировать сотрудничество, уметь излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели;

- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.

Формы организации учащихся: групповая, фронтальная.

Методы и технологии: ИКТ, проблемная технология и методы развития критического мышления.

Оснащение: 

Веревка статическая, два отрезка по 25м, деаметр 10

карабины 6 штук овалы

блок ролики 2 шт одинарный двойной

Спусковое устройство венто высота/десантер 2021г

обвязки венто стандарт

прусик

жумар

зажим

п/п

Этапы занятия

Время

Действия учителя

Действия обучающихся

1

Организационный момент

2

Здравствуйте ребята! Давайте отметим отсутствующих и преступим к нашему занятию.

Готовятся к занятию, называют отсутствующих.

2

Актуализация темы

2

Сегодня, мы с вами погрузимся в трудности, которые готовит нам походы, а именно переправы через реку. Познакомимся с методами организаций веревочных переправ. Научимся работать с туристским оборудованием.

4

Контроль исходного уровня знаний учащихся

10

Но перед тем, как мы начнем, предлагаю поразмышлять, а зачем нам нужны переправы, почему мы не можем вброд пересечь реку?

Ответы обучающихся:

«Не всегда можно безопасно преодолеть реку вброд. Так же навесная переправа поможет при переброски вещей и пострадавших с одного берега на другой»

5

Изучение нового материала.

24

Слайд 1.

Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы узнаем, что такое навесная переправа, узнаем как правильно натянуть переправу, а так же познакомимся с мерами безопасности.

На протяжении всей презентации, некоторые слова будут выделены, кликнув на них, вы увидите более подробное описание предмета, либо узла.

Слайд 2

Представим, что нам нужно перебраться с одного берега реки на другой. Если нам позволяет река, то можно ее пересечь вброд, но что делать если у нас много с собой вещей, и течение реки достаточно сильное? Нужно организовать навесную переправу. Навесная переправа, это метод преодоления препятствий при помощи навески тросов или веревок.

Слайд 3

Для организации навесной переправы нужно специальное снаряжение, применяемое в альпинизме, и первое из такого снаряжения это индивидуальная страховочная система. (ИИС)

Слайд 4

Индивидуальная страховочная система необходима для страховки туриста, ведь если он упадет, то она его удержит, вследствии чего удастся избежать травм от падания.

Слайд 5

Индивидуальная страховочная система (ИИС) состоит из грудной обвязки, поясной беседки, и блокировки, веревка, которая соединяет между собой в единое целое обвязку и беседку.

Слайд 6

Грудная или верхняя обвязка. Часть ИИС, фиксирующая плечи туриста, предотвращающая выпадение последнего из поясной беседки при случае потери сознания. Различают обвязки типа бабочка, и обвязки стандартного типа. И та, и другая одинаковы по  своим функциям. В одной грудной обвязке, без применения беседке, находиться запрещено!

Слайд 7

Поясная беседка. Основной элемент в ИИС. Благодаря беседке турист может находиться в безопорном пространстве. Различают несколько видов беседок, С единой силовой точкой и с кольцом. Во всех типах беседок, такие элементы обозначены красным цветом. Встегивать страховку разрешается только в силовые элементы, и никуда больше!

Слайд 8

Блокировка - отрезок основной веревки, объединяющий между собой силовые кольца беседки и грудной обвязки. Завязывается обычным проводником. Так же частью ИИС является самостраховка, это небольшой отрезок основной веревки, одним концом ввязывается в ИИС, а другим присоединяется карабином к перилам.

Слайд 9

Когда все туристы подготовлены, и облачились в ИИС, можно начинать организовывать навесную переправу. Для начала необходимо запомнить, что берег на котором мы находимся, называют исходной стороной. Берег, на который нам нужно попасть  целевой стороной.

Слайд 10

Для организации переправы, необходимо одного человека отправить на целевой берег (ЦБ), а для этого нужно обеспечить ему безопасность.

Слайд 11

Для этого, к его страховке, при помощи карабинов и узлов «восьмерка» крепятся две основные веревки, по которым в дальнейшим, будут передвигаться туристы. Такие веревки называются перильными.

Одну веревку страхуют не меньше двух человек. Эта веревка должна располагаться позади туриста. Вторая, располагается ниже по течению. Ее может держать один человек.

В случае падения туриста. Веревка, которая располагается позади, блокируется. Турист, держащий веревку внизу по течению, начинает вытягивать на себя. Тем самым, маятником, вытаскивают пострадавшего на берег.

Слайд 12

Турист преодолел реку, и оказался на целевой стороне, теперь он ищет надежную точку опоры (ТО), это может быть любое мощное дерево, которое выдержит вес нескольких людей.

Слайд 13

Когда такое дерево выбрано, турист, при помощи узла штык, крепит две веревки к этому дереву. Навесная переправа должна состоять из сдвоенной веревки, так как две веревки лучше держат натяжение, и в случае обрыва одной из них, другая продолжит страховать.

Слайд 14

Перила закреплены на ЦС, но преодолевать препятствие рано. Для начала необходимо натянуть их. Вытягивать грубой физической силой не рационально, есть иной способ.

Полиспаст – система из веревки и блок роликов, позволяющая экономить усилия при натяжении перилл.

Посмотрим на слайд. Коричневой веревкой обозначены основные перила, к ним, при помощи схватывающего узла, крепится вспомогательная веревка, она обозначена зеленым цветом. Под номером три, мы видим одинарные блок ролики, которые уменьшают трение веревки, если блок роликов нет, то можно использовать карабины. Под цифрой пять показано зажимное устройство, так же можно использовать схватывающий узел. Под цифрой один находится обычная петля, обернута вокруг дерева, к которой при помощи карабина крепится блок ролик.

Данный полиспаст экономит силы примерно в три раза, то есть на условные 300кг, мы затрачиваем лишь тяговое усилие в 100кг.

Слайд 15

Полиспаст тянут от 2 до 3 человек. Когда натяжение основных веревок достаточно, то на уровне дерева вяжется узел карабинная удавка. При помощи этого узла, под натяжением, крепится навесная переправа.

Слайд 16-17

Когда перила хорошо натянуты и закреплены, пришло время первому туристу переправиться на целевую сторону. Первым делом встегивают самостраховку, а потом основной карабин. Когда турист находится на перильной линии, в его ИИС встегивают сопроводительную веревку, другим концом, которая крепится к ТО на ИО. Эта веревка нужно для транспортировки туриста на ИС в случае, невозможности самостоятельно преодолеть всю навесную переправу.

Слайд 18

После преодоления первым человеком навесной переправы, он сначала выстегивает основной карабин, затем самостраховку. Сопроводительную веревку он крепит к точке опоры на целевой стороне. Тем временем, туристы, находясь на исходной стороне, на сопроводительной веревке вяжут узел «восьмерка». Теперь, мы получили так называемый челнок, который позволит транспортировать пострадавших и ценные вещи с ИС на ЦС.

Слайд 19-20

Когда все ценные вещи, пострадавшие и туристы благополучно переправились на ЦС, можно делать самосброс переправы. Для этого, последний человек находясь на ИС отстегивает челнок от ТО и встегивает его в карабинную удавку. Переправившись на ЦС, он стягивает все веревки, потянув за челночную веревку.

Слайд 21

Перед вами основные соединительные звенья - карабины, они бывают с муфтой (справа) и без муфты (слева). Для безопасного наведения переправ необходимо использовать карабины с муфтой.

Слайд 22

Веревку можно пропустить и сквозь карабины, но тогда будут большие потери на трении. Что бы их избежать мы пользуемся блок роликами. Обратите внимание на карабины, с блоками лучше всего использовать овальные карабины. Иначе есть риск разрушения карабина, либо блок ролика.

Слайд 23

Зажимы, могут двигаться по веревки в одну сторону, и блокируют движение в другую. Существуют два вида зажимов, с зубчиками в рабочей части и без них. Зажимы с зубчиками лучшее цепляются за веревку, но могут повредить оплетку, если приложить слишком большое усилие.

Слайд 24

Основная, или перильная веревка. Веревка диаметром 10мм, используется для наведения перилл. Необходимо использовать лишь сертифицированную веревку, прошедшую испытания на заводе изготовителе.

Для переправ необходимо использовать сдвоенные веревки.

Слайд 25-27

Видео с техникой вязки узлов.

6

Закрепление новой темы.

5

А теперь давайте посмотрим на следующий слайд, где написанные вопросы для закрепления данной темы. Давайте подумаем и ответим на них.

1) Для чего нужны веревочные переправы?

2) Из чего состоит ИИС
3) Из скольких веревок состоят перила?

Ответы обучающихся:

7

Домашнее задание

1

Хорошо поработали, а теперь домашнее задание. Я раздам вам презентацию с текстом. Ваша задача изучить весь сегодняшний материал.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

8

Рефлексия

1

А теперь, давайте проверим ваше настроение. На столах лежат два кружка. Зеленый  значит, что вам занятие понравилось. Красный  означает, что вам было скучно.

 А теперь, поднимите тот кружок, который соответствует вашему настроению и отношению к данному занятию.

Обучающиеся поднимают табличку в соответствии со своим эмоциональным фоном.

Заключение:

Навесная переправа является ярким событием любого похода. В данной методической разработке был разобран один из способов ее натяжения, с соблюдениями всех норм безопасности.

Литература:

  1. Алексеев А. «Спортивный туризм в СССР и России».− М.: «ООО САМ Полиграфист», 2015 - 468 с.
  2. Бардин, К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий) : учебно-методическое пособие/ К. В. Бардин. М.: 2004. - 198 с.
  3. Балабанов И. «Узлы». − М.: Издатель И.В. Балабанов, 2014. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-шоу. "Светофор. Пешеходный переход"

Дядя Кузя и Чевостик расскажут ребятам о безопасном поведении на улицах и дорогах. Этот ресурс пригодится в любом классе начальной школы при изучении ПДД. http://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/...

Правила перехода проезжей части дороги. (Пешеходный светофор).

Викторина по  «Правилам  перехода проезжей части дороги»...

Внеклассная работа. Светофор. Пешеходный переход.2 класс

Цель занятия:расширить знания учащихся  по правилам дорожного движения....

Пешеходная экскурсия по городу.

"Если человек не любит старые улицы и старые дома, пусть и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу" - сказал Д.С. Лихачёв. Вот мы и начинаем знакомство с историей родного города через ист...

«Школа пешеходных наук» Родительское собрание

Цель:•    Разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения.•    Раскрыть типичные ошибки в поведении младших школьников на улица...

Правила дорожного движения. Пешеходный переход.

Данную презентацию можно использовать при проведении классного часа по правилам дорожного движения, а также урока технологии – тема «Изготовление дорожного знака ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»...

Движение по регулируемому пешеходному переходу

Движение по регулируемому пешеходному переходу...