Статья "Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения как важнейшая составная часть системы общественной безопасности".
статья по обж

Подколзина Татьяна Алексеевна

Тема очень актуальная и важная. Поэтому я ее выбрала пять лет назад как тему самообразования. Уже несколько лет я накапливаю свою теоретическую базу и практический материал по теме безопасности жизнедеятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr_2021.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения как важнейшая составная часть системы общественной безопасности.

 «Предупреждён – значит вооружён»

Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. На протяжении нескольких столетий человечество формировало и улучшало технические ресурсы с целью обеспечить безопасность и комфортность собственной жизни. В результате человек оказался перед лицом опасностей, связанных с возданием и применением техники. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает «инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий. К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение. В силу возрастания объема опасностей нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению своей безопасности.

Поэтому возникла необходимость научить ребенка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь школьникам овладеть навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у школьников самостоятельность и ответственность.

Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия.

Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения, физической культуры, изобразительной деятельности.

Таким образом, приобщая школьника к основам безопасности жизнедеятельности через овладения ими правильной осанкой, культурно - гигиеническими навыками самообслуживания и достижению в этих видах деятельности уровня самостоятельности и ведёт к здоровому образу жизни.

В работу по ОБЖ с детьми младшего школьного возраста должны быть включены 6 основных правил:

  • Школьник и другие люди.

Основная мысль этого направления - школьник должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

  • Школьник и природа.

Задача работы по этому направлению – рассказать ребятам о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

  • Школьник дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

  • Здоровье ребёнка.

Это направление предполагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

  • Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

  • Школьник на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Работа в этом направлении реализуется в таких видах деятельности, как:

  1. обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);
  2. самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);
  3. практическая отработка умений и навыков безопасно (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).

Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя в той или иной ситуации. Знания и темы занятий постепенно усложняются, уточняются, дополняются.

Работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности осуществляется через:

  • тематические занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание картин, плакатов;
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • развлечения;
  • конкурсы рисунков, сочинений.

Большая роль в данной работе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия родителей, мы не сможем решить поставленные задачи в полном объёме.

С родителями можно работать по таким формам:

  • групповые и индивидуальные консультации;
  • беседы;
  • домашние задания для изучения материала и решения задач.

Таким образом, в условиях напряженной умственной деятельности, высоких психических нагрузок, двигательной активности и недостаточными знаниями в области формирования основ безопасности жизнедеятельности невозможно сохранить на долгие годы крепкое здоровье. Одним из важных условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, овладение детьми основами здорового образа жизни и правилами поведения на улице, в школе, в общественных местах. Именно достижение в этих видах деятельности уровня самостоятельности и ведёт к основам безопасности жизнедеятельности.

Важно чтобы ребенок хорошо усвоил правила безопасного поведения. Старайтесь не просто что-то внушать, а и слушать, как ребенок вас понял. Используйте наглядные примеры. Допустим, если вы будете изучать раздел «Безопасность - Газ», то дайте ребенку понюхать, как он пахнет, если «Безопасность жизнедеятельности на дороге», то пройдитесь с ребенком в разных местах и пусть он расскажет, как правильно переходить улицу и так далее. И не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.

Человека, начинающего расширять жизненное пространство в возрасте 6-10 лет, поджидает много опасных ситуаций. Следуя известной пословице «Предупреждён – значит вооружён», взрослые должны вооружить детей знаниями, помогающими общению с улицей, воспитать у ребёнка находчивость, решительность, умение не теряться в чрезвычайных ситуациях.

Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности.

Используемая литература:

1. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
- 330 с.
2. Масленникова И.С., Еронько О.Н. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Дрофа, 2014. - 304 с.

3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. - М.: КноРус, 2014. - 288 с.
4. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Кнорус, 2019. - 282 с.
5. Тягунов Г.В., Волкова А.А., Барышев Е.Е. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Кнорус, 2018. - 274 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребенку навыки безопасного поведения на улице

В статье даны общие рекомендации привития у ребёнка навыков безопасного поведения....

«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».        Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения.

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения....

Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".

Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.как составная часть стратегии государственной безопасности

Понятие "гражданина" и "патриота".Что написано в определении слова "патриот" в энциклопедическом словаре?Современное понимание значения слов "патриот" и "п...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...