" Безопасность на дорогах"
рабочая программа по обж (2, 3 класс)
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно - транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по ФГОС , расчитанная на 2 года начальной школы. | 72.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА К УТВЕРЖДЕНИЮ методическим объединением приказом |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьное объединение « Безопасность на дорогах»
Уровень образования: начальное общее
Классы: 2-3
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.
Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным стандартом начального образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности обучающихся по каждой теме.
Актуальность создания программы.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Место курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Безопасность на дорогах» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 2 года и рассчитана на детей 2- 3 классов. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Продолжительность занятий: 2 - 3 класс: 1 полугодие – 40 мин.; 2 полугодие - 40 мин. .
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Безопасность на дорогах» рассчитана во 2-3 классах на 34 учебные недели.
Итого за курс начальной школы: 68 часов.
Программа «Безопасность на дорогах» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание обучающихся. Процесс обучения курса в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Основные принципы реализации программы:
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Формы и методы работы обучения обучающихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
- беседы с инспекторами дорожного движения
Основные методы проведения занятий:
- Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
- Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
- Практические:
практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Планируемые результаты освоения курса.
Формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы:
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:
Направ-ления внеуроч-ной деятель-ности
| Спортивно - оздоровительное. | Преимущественные формы достижения планируемых результатов |
Первый уровень результатов | - Приобретение знаний правил дородного движения; сигналов светофора и жесты регулировщика; правил пользования общественным транспортом; наиболее значимых дорожных знаков, разметки проезжей части; о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения. - Практическое освоение движения пешехода и перехода проезжей части в наиболее безопасных местах; передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров; - Получение навыков игр и катания на велосипеде и роликовых коньках в местах для этого предназначенных. | Беседы, игры, экскурсии, социальная проба (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию план - схем. |
Второй уровень результатов | -Формирование позитивного отношения обучающихся к своей жизни и здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще при безопасности на дорогах. | Игры с деловым акцентом, ролевые игры, дискуссии, концерты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, оздоровительные акции, социально-значимые акции. |
Третий уровень результатов | Регулярное использование ПДД при переходе различных видов дорог; систематические занятия по Безопасности на дорогах. Участие в спортивных акциях, экскурсиях и конкурсах в окружающем школу социуме. | Социально моделирующие игры; социально-значимые акции в социуме (вне школы); выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме. |
Обучающиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
16. Оказание доврачебной помощи при ДТП.
Обучающиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса по ФГОС (УУД)
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе ;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения;
- положения и сигналы регулировщика;
- виды перекрёстков;
- железнодорожные переезды, их виды;
- загородные дороги и движение на них;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
- выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
- выбирать безопасные места езды на велосипеде;
- определять виды перекрёстков;
- пользоваться общественным транспортом;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Разделы и темы | Общее коли-чество часов | Теоретические занятия ( 22 час) | Практические занятия ( 12 часов) | Планируе-мые сроки | |||||||
ТЕМА 1 .УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ ( 11 часов) | ||||||||||||
1. | Почему на улице опасно. Зачем нужно знать ПДД? | 1ч. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Просмотр видеоролика. Беседа: « Сложность движения по улицам большого города». | сентябрь | ||||||||
2. | Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. | 1ч. | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Знаки для пешеходов. | сентябрь | ||||||||
3-4. | Наш город, где мы живём (экскурсии, настольные игры). | 2ч. | Экскурсия: «О безопасном пути в школу». Настольные игры с использованием характеристик улиц, переулков, на которых живут обучающиеся. | сентябрь | ||||||||
5. | Школа безопасности. | 1ч. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах города. | октябрь | ||||||||
6. | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | 1ч. | Просмотр видеороликов. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Викторина. | октябрь | ||||||||
7. | Типы перекрестков. | 1ч.
| Беседа: «Предупредительные сигналы, подаваемые водителями». | октябрь | ||||||||
8. | Нерегулируемый перекресток. | 1ч. | Практическое занятие о переходе через дорогу | октябрь | ||||||||
9. | Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы | 1ч. | Экскурсия | ноябрь | ||||||||
10-11. | Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) |
2ч. | Занятие -практикум. Составление схемы безопасного движения в школу | ноябрь | ||||||||
Тема 2. НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ (9 часов) | ||||||||||||
12-13. | Наши друзья – дорожные знаки. Пешеходный переход и его обозначения. |
2ч. | Викторина «Знаки ПДД» | Экскурсия: «Пешеходные переходы в микрорайоне школы». | ноябрь декабрь | |||||||
14. | Светофор. Сигналы светофора. |
1ч. | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора | декабрь | ||||||||
15-16. | Регулировщик и его сигналы. | 2ч. | Ознакомление с сигналами регулировщика. | Ролевая игра | декабрь | |||||||
17. | Группы дорожных знаков и их назначение. |
1ч. | Просмотр видеофильма. Беседа | январь | ||||||||
18. | Дорожные знаки: | 1ч. | «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса | январь | ||||||||
19. | Дорожные знаки в микрорайоне школы. | 1ч. | Практическое занятие | январь | ||||||||
20. | Встреча с инспектором дорожного движения. | 1ч. | Выступление в школе. | февраль | ||||||||
ТЕМА 3. ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ ( 14 часов) | ||||||||||||
21. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | 1ч. | Опасные ситуации при переходе дороги. | февраль | ||||||||
22. | Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. | 1ч. | Правила перехода при наличии пешеходных переходов | февраль | ||||||||
23. | Поездка на метро. | 1ч. | Занятие - практикум | февраль | ||||||||
24. | Поездка на автобусе и других видах транспорта. | 1ч. | Заочная - экскурсия | март | ||||||||
25. | Где можно и где нельзя играть. | 1ч. | Безопасные места для игр | март | ||||||||
26. | Ты – велосипедист. | 1ч. | Просмотр видеофильма | март | ||||||||
27. | Движение транспорта на загородной дороге. | 1ч. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу | март | ||||||||
28. | Железнодорож-ные переезды, их виды. | 1ч. | Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | апрель | ||||||||
29. | Дорога глазами водителей. | 1ч. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. | апрель | ||||||||
30. | Опасности на дорогах. | 1ч. | Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | апрель | ||||||||
31-32. | Учимся соблюдать ПДД. | 2ч. | Викторина. | Проведение игр по ПДД. | апрель май | |||||||
33. | Встреча с инспектором дорожного движения. | 1ч. | Беседа о причинах проблем на дорогах, как их избежать. | май | ||||||||
34. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1ч. | Праздничная программа | май | ||||||||
Итого: | 34 часа | 22ч – 65% | 12ч – 35% |
Требования к уровню подготовки обучащихся 3 класса по ФГОС (УУД) |
Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
|
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Разделы и темы | Общее коли-чество часов | Теоретические занятия ( 20 час) | Практические занятия (14часов) | Планируе-мые сроки | |
ТЕМА 1. УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ ( 11 часов) | ||||||
1. | Дисциплина на дороге. | 1ч. | Диспут: «Почему надо соблюдать ПДД»? | сентябрь | ||
2. | Составные части улицы, дороги. | 1ч. | Беседа - опрос: «Элементы улиц и дорог». | сентябрь | ||
3. | Улицы города. | 1ч. | Экскурсия по городу. | сентябрь | ||
4. | Безопасная дорога в школу. | 1ч. | Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | сентябрь | ||
5. | Может ли машина сразу остановиться. | 1ч. | Остановочный путь и скорость движения. | |||
6. | Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | 1ч. | Опасности на дорогах в разное время суток. | октябрь | ||
7. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации. | 1ч. | Практическое занятие. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | октябрь | ||
8. | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | 1ч. | Конкурс по работе на макете, плане. | октябрь | ||
9. | Основные понятия и термины ПДД. | 1ч. | Беседа, презентация, стихи. | ноябрь | ||
10. | «Дисциплиниро-ванный пешеход». | 1ч. | Конкурс–игра. | ноябрь | ||
11. | А мы знаем ПДД? | 1ч. | Викторина по ПДД | ноябрь | ||
ТЕМА 2. НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ( 9 часов) | ||||||
12. | Дорожные знаки и их группы. | 1ч. | История возникновения и развития дорожных знаков. | ноябрь | ||
13. | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1ч. | Сигналы светофора. | декабрь | ||
14. | Регулируемый перекрёсток. Регулировщик и его сигналы. | 1ч. | Ролевая игра | декабрь | ||
15. | «Путешествие в Страну дорожных знаков». | 1ч. | Игра-сказка. | |||
16. | Встреча с инспектором дорожной полиции. | 1ч. | Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. | декабрь | ||
17. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. | 1ч. | Просмотр фильма. Беседа. | январь | ||
18. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 1ч. | Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. | январь | ||
19. | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1ч. | Экскурсия на улицы города. | январь | ||
20. | Знатоки правил дорожного движения. | 1ч. | Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | февраль | ||
ТЕМА 3. ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ ( 14 часов) | ||||||
21. | Опасные ситуации при переходе дороги. | 1ч. | Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми. | февраль | ||
22. | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 1ч. | Историческая справка. | февраль | ||
23. | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1ч. | Заочная экскурсия. | февраль | ||
24. | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1ч. | Ролевая игра. | март | ||
25. | Мы –пешеходы, мы – пассажиры. | 1ч. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | март | ||
26. | Где можно и где нельзя играть. | 1ч. | Спортивное соревнование. | март | ||
27. | Опасность игр вблизи железнодорожных путей | 1ч. | Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | март | ||
28. | Поездка за город | 1ч. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу | апрель | ||
29. | Ты – велосипедист. | 1ч. | Дорожные знаки. Спортивные соревнования | апрель | ||
30. | Улица глазами водителей. Дорожно-транспортные происшествия. | 1ч. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно- транспортных происшествий по вине пешеходов | апрель | ||
31. | Создание буклета «Помни, пешеход!». | 1ч. | Конкурс на лучший буклет. | апрель | ||
32. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | 1ч. | Практическое занятие | май | ||
33. | Письмо водителю. | 1ч. | Пожелания водителям. | май | ||
34. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1ч. | Праздничная программа | май | ||
Итого: | 34ч. | 20ч. – 59% | 14ч. – 41% |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
- Компьютер
- Многофункциональное устройство (копировальный аппарат, принтер, сканер)
- Интерактивная доска, проектор
- Классная магнитная доска.
- Энциклопедии, словари.
- Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
Литература:
1.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
4.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
5.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
9.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
11.Наглядный материал и дидактические пособия по ПДД.
Основные понятия, формируемые у учащихся в ходе изучения программы «Безопасность на дороге».
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.
Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.
Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Как видно из определения. К понятию «водитель» относятся лица, которые находятся за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.
Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.
Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.
Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.
Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.
Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:
1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.
2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.
В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.
Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам.
Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.
Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..
Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.
Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.
Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.
Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне.
Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.
Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность на дорогах
Презентация по окружающему миру в 1классе по правилам дорожного движения....
Конспект урока по предмету безопасность на дорогах в 3 классе
дидактическая игра «Своя игра»...
Проект "Азбука безопасности на дороге"
Авторский проект "Азбука безопасности на дороге". Реализуется в 3 классе. Мною в 2006 г была разработана "Программа и тематическое планирование ОБЖ" на 1-4 классы школ 8 вида для эксперимен...
Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”
В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности детей на дорогах....
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходн...
Тематическое планирование-Безопасность жизнедеятельности -Азбука безопасности на дороге
Тематическое планирование по четвертям...
Классный час: Безопасность на дороге ради безопасности жизни.
Классный час: Безопасность на дороге ради безопасности жизни....