Программа " Азбука правил дорожного движения"
рабочая программа по обж
На данных занятиях учащиеся:
• приобретают знания и навыки поведения на улице;
• усваивают правила движения по дороге;
• учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
• усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
• учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;
• знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Юрьев – Польский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Утверждаю
Директор_________ Краев М.Ю.
Программа
Азбука правил дорожного движения
Воспитатель: Лобанова Елена Николаевна
2019г.
Пояснительная записка
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть воспитательной работы СРЦН.
На данных занятиях учащиеся:
• приобретают знания и навыки поведения на улице;
• усваивают правила движения по дороге;
• учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
• усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
• учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;
• знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Актуальность программы
Ежегодно на дорогах российских дорог гибнут дети, многие получают ранения, которые отрицательно влияют на их дальнейшую жизнь. Число детей, пострадавших в ДТП резко возрастает. Поэтому основы дисциплинарного поведения детей и подростков необходимо закладывать именно в школьном возрасте.С ранних лет ребенок должен усвоить, что дорога несет потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным.
Программа предусматривает обучение детей правилам безопасного поведения на улице и правилами пользования общественным транспортом. Реализация программы поможет воспитать у ребенка навыки и привычку безопасного поведения на улице, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Воспитатель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме - экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми, с использованием изготовленных учащимися, имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в «автогородке» или на автоплощадке, имеющихся на территории СРЦН.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования у школьников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе ролевых игр и специально организованных занятий в форме игры.
Задачи программы:
- Обучать детей умению наблюдать, видеть, понимать и осознавать реальную опасность на улицах и дорогах.
- Учить ориентироваться в окружающем нас пространстве, понимать, что такое опасные и безопасные действия.
- Внедрять новые педагогические технологии, направленные на развитие познавательных способностей детей , умение их слышать, видеть и принимать правильные решения на улице.
- Сформировать у детей навыки и привычки безопасного поведения на улице.
- Привлекать детей к изготовлению атрибутов и игрушек, макетов безопасных маршрутов для занятий по тематике дорожной безопасности.
- Обеспечить преемственность со школой, сотрудничество с социальными институтами: библиотекой, ГИБДД Юрьев – Польского ОВД.
Срок реализации программы 1 год
Принципы реализации программы
- систематическое изучение правил дорожного движения,
-принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на опыт ребенка в предыдущем.
- осознанность в усвоении,
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии
возрастными возможностями обучающихся.
Методическая работа
Создание методической копилки инноваций педагогов; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.
Контроль за реализацией программы
Контроль осуществляется два раза в год в соответствии с планом
Ожидаемые результаты
Знать правила дорожного движения:
- Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора
- Не играть на дороге или около проезжей части
- Переходить улицу только по пешеходному переходу
- При переходе улицы сначала посмотреть налево, затем направо
- Знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей
Уметь:
- С помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице
- Называть дорожные знаки и рассказывать о их значении
- Отражать в играх разные сюжеты. Связанные с соблюдением правил безопасности
Иметь представление:
- о работе милиционера регулировщика
- о работе водителя
Механизм реализации программы
- Проведение занятий в рамках календарного плана
- Занятия проводятся 1 раз в неделю
- Продолжительность занятия 15-20 минут
- Диагностика 2 раза в год
Направления работы по реализации программы.
- Создание условий:
- Оформление уголка безопасности
- Подбор литературы, фотографий по ПДД
- Изготовление атрибутов к играм
- Презентации
2.Формы организации совместной деятельности с воспитанниками
- Экскурсии
- наблюдения
- прогулки
- встречи – беседы с инспекторами ГИБДД
- игровая деятельность, знакомство с художественной литературой
- развлечения
- досуги
- проектная деятельность
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание ПДД
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Цель | Сроки | Методы и приемы |
1 | Диагностика | Выявить представление воспитанников о правилах дорожного движения | Январь | |
2. | Знакомство с улицей | Формировать представление об окружающем пространствепознакомить с понятиями: улица, дорога. | Январь | Ситуация общения на прогулке «Что мы видим вокруг» |
3. | Проезжая часть - дорога | Формировать представление об окружающем пространстве познакомить с понятиями: проезжая часть - дорога. | Январь | Целевая прогулка вокруг здания. |
4. | Тротуар | Формировать представление об окружающем пространстве познакомить с понятиями: тротуар | Январь | Аппликация: «Дорога широкая и узкая, тротуар» |
5. | Грузовик | Знакомство с грузовой машиной, её назначением, основными частями грузовика | Февраль | Наблюдение за грузовым транспортом. Дидактическая игра «Части грузовика» «Собери машинку» |
6. | Легковой автомобиль | Знакомство с легковым автомобилем и егоназначением | Февраль | Рисование и раскрашивание акварелью легковые машины. |
7 | Автобус | Дать представление об автобусе и его функциональном назначении | Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Автобус» |
8 | Транспорт легковой и грузовой | Обучать детей различать грузовой и легковой транспорт | Февраль | Просмотр презентации, обсуждение |
9 | Наш друг светофор | Уточнить знания о транспорте, дороге. Дать представление о работе светофора | Март | Просмотр презентации. Подвижная игра – Красный, желтый, зеленый. |
10 | Светофор у нас в гостях | Закрепить сигналы светофора и их назначение | Март | Чтение стихов про светофор. Раскрашивание рисунков по теме. |
11 | Светофор у нас в гостях | Закрепить сигналы светофора и их назначение | Март | Просмотр презентации. |
12 | Светофор у нас в гостях | Закрепить сигналы светофора и их назначение | Март | Игры по правилам дорожного движения |
13 | Светофор у нас в гостях | Закрепить сигналы светофора и их назначение | Апрель | Отгадывание загадок. Рисование по теме |
14 | Светофор у нас в гостях | Закрепить сигналы светофора и их назначение | Апрель | Решение проблемных ситуаций на дороге |
15 | Безопасность на улице. | Познакомить с правилами безопасности на улице | Апрель | Просмотр видеоролика. Беседа по содержанию |
16 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице | Апрель | Решение проблемных ситуаций на улице и дороге |
17 | Автокресло | Знакомство с правилами безопасности в автомобиле | Май | Сюжетно – ролевая игра «Автомобиль» |
18 | Поведение в автомобиле | Знакомство с правилами безопасности в автомобиле | Май | Беседа « Я в машине хоть играю, папу я не отвлекаю» |
19 | Как правильно переходить дорогу. | Знакомство со знаками – пешеходный переход, осторожно дети, разметкой на дороге | Май | Целевая прогулка. |
20 | Пешеходные переходы, их виды и правила пользования | Знакомство со знаками – пешеходный переход, осторожно дети, разметкой на дороге | Май | Рисование знаков. |
21 | Автобус и автобусная остановка | Знакомство со знаком автобусная остановка и разметкой | Июнь | Просмотр презентации |
22 | Автобус и автобусная остановка | Учить переходить дорогу при выходе из автобуса | Июнь | Сюжетно ролевая игра «Автобус» |
23 | Автобус и автобусная остановка | Знакомство с правилами поведения в автобусе | Июнь | Сюжетно ролевая игра «Автобус», «Кондуктор» |
24 | Виды общественного транспорта | Знакомство с видами общественного транспорта | Июнь | Просмотр презентации, обсуждение |
25 | Нужные машины –скорая помощь, пожарная машина. | Знакомство с назначениемскорой помощи, пожарной машины | Июль | Дидактическая игра « Если случилась беда» |
26 | Нужные машины–полиция, газовая служба | Знакомство с назначением машин полиции и газовой службы | Июль | Дидактическая игра «Номера телефонов различных служб» |
27 | Нужные машины - трактора | Знакомство с видами тракторов | Июль | Просмотр презентации Рисованте по теме |
28 | Нужные машины поливочные, снегоуборочные | Знакомство с видами машин | Июль | Просмотр презентации Рисование по теме |
29 | Дорожные знаки | Знакомство с дорожными знаками | Август | Презентация, |
30 | Дорожные знаки | Знакомство с дорожными знаками | Август | Рисование знаков |
31 | Дорожные знаки | Знакомство с дорожными знаками | Август | Подвижная игра «Я еду по дороге» |
32 | Дорожные знаки | Знакомство с дорожными знаками | Август | Подвижная игра «Я еду по дороге» |
33 | Пешеходные переходы, их виды и правила пользования | Знакомство с понятием пешеходные переходы, их виды и правила пользования | Сентябрь | Целевая прогулка |
34 | Сигналы (жесты) регулировщика | Познакомить с сигналами (жестами) регулировщика | Сентябрь | Просмотр картинок. Игра – я -регулировщик |
35 | Езда на велосипеде. | Учить ездить на велосипеде | Сентябрь | Подвижная игра – катание на велосипеде по ПДД |
36 | Езда на велосипеде. | Учить ездить на велосипеде | Сентябрь | Подвижная игра – катание на велосипеде по ПДД |
37 | Улицы и движение в нашем городе. | Знакомство с улицами и движением в нашем городе. | Октябрь | Экскурсия по городу |
38 | Элементы улиц и дорог. | Знакомство Сэлементами улиц и дорог | Октябрь | Просмотр презентации |
39 | Движение пешеходов по улицам и дорогам | Учить правильно ориентироваться на дороге | Октябрь | Разбор ситуаций |
40 | Движение по тротуарам и обочине. | Учить ПДД при движении по тротуарам и обочинам | Октябрь | Просмотр слайдов, обсуждение |
41 | Основные понятия и термины правил дорожного движения. | Знакомство с основными понятиями и терминами правил дорожного движения. | Ноябрь | Чтение литературы, просмотр картинок |
42 | Основные понятия и термины правил дорожного движения. | Знакомство с основными понятиями и терминами правил дорожного движения | Ноябрь | Рисование цветными карандашами. Памятки по ПДД |
43 | Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). | Знакомство справилами оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). | Ноябрь | Рассказ мед.работника |
44 | Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). | Знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). | Ноябрь | Практическое занятие |
45 | На железной дороге. | Знакомство с правилами поведения на железной дороге | Декабрь | Беседа |
46 | Мы играем | Закрепление ПДД( проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход | Декабрь | Спортивно – развлекательная игра по ПДД |
47 | Закрепление ПДД( проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход | Декабрь | Решение тестов по ПДД | |
48 | Контрольный урок | Декабрь | Решение тестов по ПДД |
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
2. Архипов Е.М., Седов Л.В. Велосипедный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 2010.
3. Бабаев А. 58651 погибли за год. Выживем ли в автомобильной войне // За рулем. 2008 г. №6. — С. 1-3.
4. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ / Под ред. В.А. Федорова. — М.: За рулем, 2012 г. И последующие издания.
5. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.2013 г. №1090. Введены в действие с 01.04.2014 г.
6. Учащимся о безопасности дорожного движения / ГИБДД УВД Ставропольского края. Министерство общего профессионального образования. — Ставрополь, 2008 г.
7. Форштат М.Л., Добровольская АЛ., Эпова А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. — СПб., 2011 г.
8. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. — М, 2013 г.
9. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения. Астрахань, 2002
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 88 с.
2. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
3. Котик.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. — Изд. 2-е, испр.идополн. — М.: Транспорт, 2010 г. «Дополнительное образование детей»(Сборник авторских программ. Выпуск 2), М., 2004 год.
4. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ.ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 80 с.
5. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 32 с.
6. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения, 2009 г.
7. Школьный учебный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения: Методические рекомендации ЦБ «Автоград» Комитета по образованию Администрации СПб. и Управления ГИБДД ГУВД СПб. и Лен. обл, 2000 г.
8. УГИБДД УВД Владимирской области МОУ ДОД «Юношеская автомобильная школа» управления образования администрации города Владимира: Методические рекомендации по обучению детей ПДД и безопасному поведению на улице. Владимир 2006 год.
9. Предметная неделя по ПДД./ Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007г., 128 с.
10. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под.общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 56 с.
11. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 80 с.
12. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе/
Е.А. Воронова.Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с
13. Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М. Гончарова.
– Ростов н/Д: Феникс,2008.- 251 с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
УГИБДД УВД Ивановской области. Сборник сценариев агитбригад
юных инспекторов движения. Выпуск № 1. г. Иваново.
14. Основы оказания первой помощи для школьников, студентов и всех
желающих. 1995. – 95 с.
15. Сосунова Е.М, Форштатп МЛ. Учись быть пешеходом: Уч.-метод,пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. — СПб.: Изд. дом МиМ, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)
Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....
Презентация к внеклассному занятию по правилам дорожного движения "Азбука дорожного движения. Инсценировка стихотворенияИ.Гуриной«Непослушный пешеход»"
Данную презентацию можно использовать на уроках по ОБЖ....
Рабочая программа "Азбука дорожного движения"
Рабочая программа 1-4 класс и КТП....
Программа кружка ""Азбука дорожного движения"
Программа кружка "Азбука дорожного движения" (4 года реализации), доп. образование...
Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы
Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения . На её реализация отводится 34 ...
Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использован...