ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - ДЕЛО ВСЕНАРОДНОЕ
план-конспект урока по обж (3 класс) на тему

Андрианова Ирина Фёдоровна

1. Пропаганда значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях.

2. Познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время.

3. Дать понятие о чрезвычайной ситуации, развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

4. Содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков. Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Андрианова Ирина Фёдоровна,

учитель начальных классов,

высшая категория, «старший учитель»

Тема: « ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - ДЕЛО ВСЕНАРОДНОЕ»

Цель:1. Пропаганда значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях.

2. Познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время.

3. Дать понятие о чрезвычайной ситуации, развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

4. Содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков. Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.

Технология: информационно-коммуникационная.

ТСО: Презентация «Чрезвычайные ситуации», мультфильмы «Правила поведения при пожаре, наводнении, землетрясении, один дома»

Содержание занятия

  1. Организационный момент

4 октября, во всех учебных заведениях страны проходит единый урок по Гражданской обороне, это урок посвящён образованию Гражданской обороны.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим: 1) о Гражданской обороне (ГО), разберем понятие ГО, 2) познакомимся с историей создания ГО, 3) рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе.

Проблемный вопрос.

- Что такое чрезвычайная ситуация?

- От чего возникает чрезвычайная ситуация?

- Вы должны знать не только причины возникновения чрезвычайной ситуации, но и правила действий в таких ситуациях.

- Как обезопасить себя в данной ситуации?

II. «Информационный блок»

Гражданская оборона – это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории ДНР от опасностей, возникающих во время военных действий.

Гражданская оборона имеет свою, богатую историю. Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 -1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов. «Граждане, воздушная тревога!» - этой фразе в советские годы никто не удивлялся, учения среди мирного населения на случай войны были обычным делом. Основой действующей системы гражданской обороны страны послужила сформированная 4 октября 1932 года местная противовоздушная оборона (МПВО), главными задачами которой являлись защита тыла от ударов с воздуха и проведение необходимой оборонно-массовой работы среди населения. С тех пор гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. Впервые месяцы войны в формирования МПВО было привлечено почти всё трудоспособное население страны. К весне 1942 года практически каждый второй житель станы был обучен действиям в условиях возможного нападения противника.

МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий. Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.

В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия. Поэтому 15 июля 1961 г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона была преобразована в гражданскую оборону - систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.

Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.

Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют ее основное содержание. Ежегодно территориальными органами проводятся учения, по гражданской обороне начиная со школ, учреждений, объектов экономики и предприятий и заканчивая самыми отдаленными селами, районами и городами

Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности задачи ГО, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают еще большую значимость. И сегодня гражданская оборона постоянно совершенствуется с целью иметь возможность максимально адекватно реагировать на возникающие риски, которые порой нас подстерегают.

III. Презентация «Чрезвычайные ситуации»

Бедствие – большое несчастье.

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь.

Наводнение – стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.

Нападение – наброситься на кого-нибудь с целью нанесение ущерба, внезапное овладение кем-нибудь.

Опасность – угроза чего-нибудь опасного (вред, несчастье).

Спасение – избавление от опасности, несчастья.

Стихия – явление природы, обнаруживающееся, как ничем не сдерживаемая сила.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, стихийного бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей.

IV. Блок. «Это должен  знать каждый!»

- Каждый из вас должен знать, какие предприятия находятся рядом со школой, домом, где вы живете, какие ядовитые сильнодействующие вещества они используют в производстве, как эти вещества воздействуют на организм человека, что надо делать, если случится авария на соседнем предприятии.

- Население, проживающее в сейсмоопасном регионе, должно с малых лет быть готово, спасти себя и своих близких при землетрясении.

- Людям, проживающим в горных и предгорных районах, периодически угрожает такая опасность, как сель. Поэтому этой категории населения надо быть готовым принять удар стихии, слаженно действовать в экстремальной ситуации, спасая людей, домашних животных, имущество и постройки.

- В населенных пунктах, расположенных по берегам рек, где периодически случаются разливы, весеннее половодье, население должно уметь оградить свое жилище и себя от этого бедствия.

- В условиях большой скученности жилых зданий (микрорайоны) особую опасность представляют пожары. Участившиеся за последнее время взрывы газа из-за нарушения правил его использования приводит не только к возникновению пожара, разрушению зданий, но нередко и к человеческим жертвам. Поэтому каждый должен хорошо знать не только причины возникновения пожара, но и правила действий при пожаре.

Существует ряд экстремальных ситуаций, угрожающих безопасности человека. Например, при большом скоплении людей при возникновении чрезвычайной ситуации, нередко люди, впадая в панику из-за неправильных действий, гибнут или получают увечья.

V. Блок. Моделирование. «Чрезвычайные ситуации».

Стихийные бедствия

пожары

ураганы

наводнения

землетрясения

лавины

опасность

травмы

молния, гроза

можно заблудиться

укусы насекомых

преступность

пожары

отравления

терроризм

VI. Блок «Азбука безопасности».

Просмотр учебных мультфильмов «Как вести себя при пожарах, наводнениях, землетрясениях, когда один дома»

Запомните самые простые правила безопасности "Основные правила поведения в экстремальных условиях":

Надо всегда быть готовым к опасности и уметь предвидеть её.

Никогда не поддаваться панике. В любой ситуации сохранять присутствие духа. Всегда помнить, что безвыходных положений не бывает.

Лучше - избежать опасность, чем встретиться с ней лицом к лицу.

Встретившись с опасностью, надо бороться с ней и не сдаваться.

Помнить, что в борьбе с опасностью полезны не только сила и присутствие духа, но и знания.

Всегда быть готовым оказать помощь человеку, попавшему в беду.

VIII. Рефлексия.

- От чего может возникнуть чрезвычайная ситуация?

- Что нужно делать при чрезвычайной ситуации?

Домашнее задание

Ознакомить семью с памяткой "Основные правила поведения в экстремальных условиях".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День гражданской обороны 4 октября

такой день прошёл у нас в начальной школе...

Сценарий спортивного праздника посвященного восьмидесятилетию Гражданской обороны «Стихия спасателя»

Сценарий спортивного праздника "Стихия спасателя" преназначен для проведения внеклассного мероприятия для детей начальной школы (в виде весёлых стартов)....

Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям «День защиты детей»

Цель: формирование у воспитанников  навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях....

Гражданская оборона.В.И.Чуйков

Презентация представляет материал по истории создания гражданской обороны в нашей стране и роли В.И.Чуйкова в этом ....

Презентация Гражданская оборона"

В презентации показаны: исторя , основные понятия и определения, задачи  по гражданской обороне еа современном этапе....

Презентация Гражданская оборона"

В презентации показаны: исторя , основные понятия и определения, задачи  по гражданской обороне еа современном этапе....

Классный час ко Дню Гражданской обороны «Гражданская оборона - умей себя защитить»

Формирование  понятия «гражданская оборона», навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях; ознакомление детей с правилами пожарной безопасности; сопутствовать восп...