Значение терминов в правилах дорожного движения
статья по обж ( класс) на тему
Методика обучения терминов ПДД в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_terminov_v_pravilah.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ В ПРАВИЛАХ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Прежде чем приступать к изучению ПДД, регламентирующих нормы безопасного поведения на дорогах, нужно познакомиться с терминами, чтобы понимать, о каких именно нормах поведения идет речь и на какой именно дороге они действуют. Чтобы исключить разноречивое толкование требований ПДД и обеспечить их однозначное понимание и точное соблюдение всеми участниками движения, каждому термину дается четкое определение.
Мы изучаем правила поведения на дороге. Согласно ПДД, дорога — это полоса земли, приспособленная или оборудованная и используемая для движения транспортных средств. Дорога имеет следующие элементы: проезжую часть, тротуар, обочину, разделительную полосу, трамвайные пути (при их наличии). Если на конкретной дороге какое-либо из составляющих определения отсутствует, на ней ПДД действовать не будут, например пешеходные тропинки в лесу, поле, других местах — это участки земли, не подпадающие под понятие «дорога» (отсутствуют главные составляющие определения «дороги»: приспособленная, обустроенная, используемая для движения транспортных средств). Однако ПДД действуют в местах, где возможно движение: закрытые производственные территории, строительные площадки, просеки и т. п.
Необходимость специального изучения используемых в ПДД понятий и терминов обусловлена тем, что одно и то же слово может иметь различное значение в зависимости от того, используется оно в обиходной речи или в официальных документах.
Например, слово «пешеход» в обиходной речи означает «человек, идущий пешком». ПДД вкладывают в это понятие иной смысл: пешеход — это участник дорожного движения. Отличительный признак пешехода, на которого распространяются требования ПДД, — его расположение на дороге вне транспортного средства (если он не производит работу на дороге) независимо от того, перемешается он или стоит на месте, а также от того, на каком элементе дороги (тротуар, проезжая часть, обочина) он находится. К пешеходам также относятся лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед и др. Значит, пешеход, находящийся в лесу, поле или других местах, кроме дороги, — это человек, на которого не распространяются требования ПДД.
Определение термина транспортное средство охватывает многочисленные и разнообразные устройства для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования. В воздухе, на воде, где имеются свои транспортные средства (самолеты, вертолеты, лайнеры, пароходы, катера, лодки и т. д.), нормы поведения, предписанные ПДД, не действуют.
Если велосипедист, пешеход, пассажир находятся вне дороги (в лесу, в местах отдыха на природе и т. п.), определение которой дается в ПДД, они не являются участниками дорожного движения и на них требования ПД Д не распространяются.
Понимание термина «дорога» является основным требованием к изучению базисного материала при обучении детей безопасному поведению на дорогах. Однако здесь необходимо учитывать и такое понятие, как улица, используемое в обиходе в качестве синонома термина «дорога». В ПДД понятия улицы нет, однако в словаре Ожегова слово «улица» имеет несколько толкований, первое из которых — «пространство вне помещения под открытым небом»; т. е. леса, поля, реки, дома, дороги и т. д. — все это улица. Другое определение улицы: «В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство», т. е., другими словами, это дорога в городе. Данное толкование приравнивает понятия «дороги» и «улицы». Однако при обучении детей безопасному поведению на дорогах предпочтительнее давать определения в соответствии с официальным изданием Правил дорожного движения, тем более что есть много населенных пунктов, где дома располагаются только по одной стороне дороги, а с другой никаких строений нет, а значит, в подобной ситуации улицу нельзя рассматривать как аналогию дороги. Кроме того, официальный документ носит название «Правила дорожного движения» — не «уличного».
ИСТОРИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
На одном из первых занятий можно провести экскурс в историю.
Дорога — древнейший памятник человеческой деятельности. Первые дороги делались просто: несколько раз проезжаешь по одному и тому же месту — вот тебе и дорога. Особенно успешно протаптывали дороги воины. По этим дорогам шли на войну, везли товары, отправлялись в дальние путешествия. Однако во многих древних государствах, существовавших до нашей эры, уже начали дороги строить, а затем и поддерживать их в хорошем состоянии. Первые мощеные дороги римляне построили еще 2 тыс. лет назад. Дороги были нужны, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления войскам, завоевывающим страну за страной. Тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединенных известковым раствором. На это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем еще слой, поменьше — величиной с орех. Сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Некоторые из этих дорог сохранились до наших дней, по ним и сегодня ездят автобусы с туристами.
В России первые мощеные дороги появились лишь в конце XVII в. До этого прокладывали гати — уложенные поперек круглые бревна. В 1692 г. московские улицы решили замостить камнем. От слова «мостить» и возникло понятие «мостовая». Первая государственная дорога появилась в России только в 1722 г. при Петре I, она соединила Москву с Петербургом. Поначалу дорога была просто хорошо укатанной, грунтовой и лишь в отдельных местах укреплена бревенчатыми настилами.
Первые дороги не имели тротуаров. Мощеные дорожки для пешеходов появились чуть больше 200 лет назад в Париже. Это были отесанные гранитные плиты, выложенные вдоль главных улиц города и отгороженные чугунными тумбами с надписью «тротуар», что в переводе с французского означает «дорога для пешеходов». Это очень упростило жизнь, потому что до этого пешеходам приходилось прижиматься к стенам домов и заборам, когда мимо проезжала карета или скакал всадник. «В 1782 году во Франции в Париже построили новое здание для театра “Одеж”. По освещенным фонарями улицам Парижа двигалось к театру большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались одна с другой, давили людей, и последние вместо театра попадали в больницу. Тогда городские власти решили поделить дорогу между каретами и пешеходами. Люди, привыкнув, стали ходить по тротуарам» (из книги И. Серякова «Законы улиц и дорог»).
Такие же каменные плиты с чугунными тумбами через каждые две сажени появились вскоре в Петербурге, а затем в Москве. На оживленных дорогах проезжую часть от тротуаров отделяли яркими оградами. Чтобы транспортные средства не могли наехать на тротуар, он был приподнят над проезжей частью и отделен от нее поребриком — бетонной или гранитной кромкой тротуара, своего рода пограничной полосой между проезжей частью и тротуаром (поребрик иногда называют бордюром, в переводе с французского «полоса, обрамляющая край чего-либо»). Тротуар устраивают немного выше еще и для того, чтобы в дождь с него быстрее стекала вода к водоотводным колодцам. Еще один элемент дороги — кювет. Когда-то кюветами называли наполненные водой канавы перед стенами крепостей — они должны были преграждать дорогу солдатам, идущим на приступ. С тех пор слово «кювет» сохранилось, хотя и приобрело другой смысл.
Даже в те давние времена, когда не только ничего не знали об автомобиле, но и не предполагали, что экипажи могут передвигаться с помощью еще какой-то силы, кроме гужевой, возникали проблемы безопасности: мчится по дороге повозка, кучер подгоняет лошадей ударами хлыста, народ расступается, ну а кто зазевался — добра не жди. Для того чтобы избежать хаоса на дороге, необходимы были правила, регулирующие движение. Создавались они постепенно, по мере того как на улицах и дорогах становилось все больше экипажей и пешеходов. Некоторые правила сохранились до сих пор, некоторые, оказавшись ненужными, исчезли.
В России, чтобы обеспечить порядок в дорожном движении, потребовалось вмешательство властей. К первым документам, посвященным вопросам безопасности движения, можно отнести указ Петра I от 3 января 1683 г., в котором говорилось: «Великим государям ведомо учинилось, что многие начали ездить в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам, небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возжах не ездить, а ездить с возницами по прежнему обычаю». Но единых Правил дорожного движения, действовавших по всей России, еще долгое время не было. Указы, запрещавшие быструю езду, появлялись один за другим в 1730—1756 гг., но цели они не достигали. Порядок наводили с помощью отдельных распоряжений и указов. В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения: «А ежели кто впредь, в противность указа, дерзнет так резко и не смирно ездить ... и плетьми кого бить, и санями и лошадьми править, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь...» Царские указы предписывали, как нужно вести себя на улице, с какой скоростью двигаться, кто должен уступать дорогу на узких участках проезжей части, определяли меру наказания ослушавшихся данных указов.
К числу первых Правил дорожного движения принято относить документ 1784 г., подписанный санкт-петербургским градоначальником. Назывался он «Извозчичий билет» и служил водительским удостоверением. В «билете» были изложены правила из 26 пунктов. Их-то и должен был соблюдать извозчик. Среди них были и такие, которые сейчас бы мы назвали правилами об ограничении скорости, правилами обгона и стоянки, он предписывал: «...когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться [т. е. не столкнуться]».
В 1885 г. на улицах немецкого города Нейштадта появился первый автомобиль. А в 1888 г. в Германии Карлом Бенцем был изобретен первый автомобиль с бензиновым двигателем, который назывался «бензиновый дорожный экипаж». Новый вид транспортного средства породил новые заботы о безопасности движения.
В 1891 г. появился первый автомобиль и в России. Произошло это в Одессе и стало настоящим событием. Сколько толков, смятения и даже ужаса вызвал первый автомобиль, так мало похожий на современный. Лошади шарахались в сторону при его приближении, собаки с лаем убегали, а люди крестились, как при виде нечистой силы, прятались по домам. А если встречали автомобиль на дороге, то прижимались в страхе к заборам. На автомобиль ополчились все: власти, духовенство, обыватели, увидевшие в нем победу науки над религией.
В начале 1895 г. автомобиль появился на улицах Петербурга. Особое внимание уделялось скорости. Он мог ехать со скоростью до 26 км/ч, но эта скорость показалась огромной и, следовательно, опасной. Ее ограничили, причем значительно. В других странах происходило то же самое. В Германии при встрече с лошадьми шофер должен был не только остановить автомобиль, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». Во Франции, например, скорость автомобиля не должна была превышать... скорости пешехода, кроме того, автомобилист был обязан (под страхом заключения в тюрьму на целый год) объезжать на приличном расстоянии казармы, оружейные склады и военные укрепления. В Швеции от водителя требовалось уступать дорогу конному экипажу.
Постепенно автомобиль получал все большее распространение, преимущества его стали очевидны, и скорость движения автомобиля было разрешено увеличить сначала до 20 верст в час (в России это произошло в 1907 г.), потом до 25 и выше (одна верста — 1,006 км).
Со временем появились и правила — они уже учитывали опыт движения автомобилей, или, как тогда говорили, самодвижущихся экипажей. Правила не «принижали» этот вид транспорта и не «устрашали» водителя, а учитывали значение автомобиля, не забывая при этом обеспечить безопасность движения. Одним из первых правовых документов, определявших порядок движения автоматических экипажей, стало постановление министра путей сообщения князя М.И. Хилкова от 11 сентября 1896 г. за № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». От водителей и владельцев «механических экипажей» требовалось соблюдение всех установленных законом правил, которые касались как механических, так и конных экипажей, а также пешеходов. Оговаривался скоростной режим движения в различных обстоятельствах. Во втором пункте правил, например, говорилось: «При встрече с экипажами, запряженными лошадьми, чтобы не пугать лошадей, скорость должна быть уменьшена до самого тихого хода. С этой же целью самодвижущийся экипаж при сказанных обстоятельствах должен удаляться по возможности на самый край шоссе». Третий и четвертый пункты оговаривали моменты уменьшения скорости на спусках, поворотах, перекрестках и т. п.
Предусматривались требования к водителям и техническому состоянию экипажей. Существовал запрет садиться за руль слепым и глухим (очки дозволялись). На каждый «самодвигатель» выдавалось специальное удостоверение о том, что «он исправен во всех частях и все части механического двигателя находятся в исправном состоянии». Вводилась установка «нумерных жестянок» спереди и сзади. Оговаривались качество и ширина шин, а также грузоподъемность автомобиля, поскольку тяжелая техника портила покрытие дорог. Для выезда на автомобиле грузоподъемностью более 300 пудов (один пуд — 3,4 кг) требовалось специальное разовое разрешение. За службами, обеспечивающими техническое состояние дорог, оставлялось право на время весенней распутицы запрещать движение автоматических экипажей. Ну а надзор за соблюдением постановления возлагался на дорожные власти и полицию.
В Советском государстве первые правила движения появились 10 июня 1920 г. В этот день В. И. Ленин подписал декрет Совета
История Правил дорожного движения народных комиссаров «Об автовождении по г. Москве и ее окрестностям», который положил начало организации автомобильного движения в стране. Первый советский автомобиль был создан в 1922 г. в Москве, он развивал скорость до 80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Всем без исключения о правилах движения"
Конспект внеклассного занятия по ПДД для 3-4 класса....
Презентация к внеклассному занятию по правилам дорожного движения "Азбука дорожного движения. Инсценировка стихотворенияИ.Гуриной«Непослушный пешеход»"
Данную презентацию можно использовать на уроках по ОБЖ....
Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы
Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...
Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"
Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и Автоинспектор вместе с ребятами учат Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....
Конспект занятия по теме: "Основные термины и понятия по правилам дорожного движения"
Ознакомление детей с основными терминами и понятиями правил дорожного движения.Обучение правильному поведению в различных дорожно-транспортных ситуациях.Формирование культуры поведения на дорогах....
Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста «Правилам движения – наше уважение!»
По дорогам стремительно движутся легковые и грузовые автомобили, едут автобусы, а по пешеходным дорожкам ходим мы с вами – пешеходы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строг...
СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив
Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...