Статья по правилам дорожного движения
статья
В статье представлено обобщение педагогического опыта по организации работы по ПДД в нашей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье описывается опыт организации и работы отряда ЮИД в школе. | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Николаевна Иванова
ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района,
г. Санкт-Петербург
учитель начальных классов,педогог ОДОД
ivaelena07@mail.ru
РАЗВИТИЕ ОТРЯДА ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме развития отрядов юных инспекторов движения
в начальной школе. Показан опыт и практика развития отряда в школе Красносельского района.
Ключевые слова: начальное образование, ПДД, ЮИД, здоровье, безопасность
на дорогах и улицах, внеурочная деятельность.
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н. А. Островский
В связи c нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного мира, активности движения на улицах и дорогах, обострением социально-экономических проблем все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. Общеобразовательные учреждения являются основными звеньями системы формирования у подрастающего поколения необходимых знаний и умений безопасного поведения и осознание социальной справедливости, ответственности, как на улицах, так и на дорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Одна из причин явления – несформированность простой культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наряду с решением образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника, в том числе, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. [3]
Как показывает статистика, в большинстве дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) дети попадают в дорожные «ловушки», в которых детям трудно принять правильное поведенческое решение.
Основные причины дорожного травматизма школьников:
- недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников, незнание опасности;
- недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
- незнание правил дорожного движения, правил поведения на улице;
- неправильное пользование общественным транспортом;
- игры и шалости на проезжей части улицы;
- неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя [1].
В настоящее время одним из важнейших направлений работы школы является организация профилактической работы по ПДД. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается количество ДТП с участием детей школьного возраста. Данная работа строится во взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, районным опорным центром по ПДД, включает в себя участие в конкурсах различного уровня (районных, городских), а также работу отрядов ЮИД на базе образовательного учреждения.
Все эти факты способствовали появлению актуальности и написанию программы «Юные инспектора движения», имеющее направление на формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Целью работы отряда ЮИД является обеспечение безопасности учащихся на дорогах района и города.
Основными задачами в работе отряда являются:
- активная работа по пропаганде ПДД среди детей для предупреждения ДДТТП;
- оптимизация активности обучающихся через позитивную деятельность по формированию ответственности за безопасность своей жизни и окружающих на дорогах;
- социализация подростков, привитие навыков общественной организационной работы, ответственности, товарищества через деятельность объединения отряда ЮИД. [5]
В ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района Санкт-Петербурга был создан отряд Юных инспекторов движения (далее ЮИД) – добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего возраста. [2]
В течение трех лет учащиеся начальных классов ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района активно участвовали в различных школьных, районных, городских мероприятиях по ПДД. Одним из значимых мероприятий стал проект по созданию электронной книги по ПДД «Азбука ДД», в котором принимали участие все учащиеся начальной школы.
Через активную работу над мероприятием мы смогли выявить лидеров и детей, заинтересованных этим направлением работы, из которых был создан в школе отряд ЮИД. Для полноценного функционирования отряда ЮИД были отведены часы (из внеурочной деятельности) на работу с учащимися, создана программа и другая нормативная база, разработаны локальные акты.
В рамках этой программы разработан и реализуется комплексный план занятий, который состоит из семи блоков:
|
|
Отряд ЮИД был создан на базе нашего 2 «В» класса. Учащиеся начальных классов развивают свои лидерские качества, творческие способности. При этом каждый член отряда имеет возможность раскрыть свои способности, такие как:
- художественные – раскрываются при создании и выпуске газет, памяток, листовок для обучающихся, учителей, родителей;
- интеллектуальные – раскрываются при участии в конкурсах и играх на знание правил дорожного движения;
- сценические – раскрываются в постановке театрализованных представлений;
- спортивные – раскрываются в велоэстафетах по фигурному вождению велосипеда;
- коммуникативные – раскрываются при проведении викторин с учащимися начальной школы, в уличных акциях по пропаганде безопасности на дорогах;
- медицинские и здоровьесберегающие – раскрываются на занятиях по оказанию первой медицинской помощи, сохранению и укреплению здоровья.
У нашего школьного отряда есть своя символика: клятва, речевка, девиз, песня и конечно форма с эмблемой.
Учащиеся, когда вступают в ряды ЮИД, произносят клятву:
Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
- быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.
Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать: свои знания, посещать школьный клуб ЮИД; вырабатывать и закалять волю; активно участвовать в работе отряда ЮИД; знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Данная клятва дается для того чтоб ребята понимали для чего они вступают в отряд, и нарушать ее нельзя.
Придумана и написана собственная речевка.
Необходимо отметить, что участие в отряде дело добровольное. Каждый новый член отряда, вступая в ряды, становится ЮИДовцем.
Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.
Наш отряд ведет работу по следующим направлениям:
- Информационная деятельность: ведение документации отряда: альбом «Задумано – сделано», карта «Зоны действия отряда ЮИД в микрорайоне», паспорт отряда; создание стендов «За безопасность движения», «ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», классные уголки «Безопасная дорога»; информирование родителей о работе отрядов ЮИД; информировать совет детской организации о результатах деятельности отряда ЮИД.
- Пропагандистская деятельность ЮИД включает в себя: организацию разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей, участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил дорожного движения.
- Наставническая деятельность ЮИД предполагает: создание мастерской «Техническое творчество» для подготовки наглядных пособии для ребят младшего возраста; организацию среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения; разучивание песен и стихов; помощь учителям в проведении экскурсий «Азбука дорог».
ЮИДовцы с большим удовольствием сами готовят мероприятия для своих сверстников. В отряде есть мероприятия, которые проводятся каждый год – «Посвящение в пешеходы» первоклассников; акция «Засветись!», неделя безопасности «Внимание – дети!»; различные мероприятия перед каникулами, а также игры и викторины для учащихся начальной школы.
Ребята кроме того, что сами учат других и сами активно учатся правилам дорожного движения. Занятия с активом отряда ЮИД проводятся
2 раза в неделю. На этих занятиях участники отряда получают не только теоретические, но и практические знания по безопасному поведению на дорогах. Также на занятиях готовят мероприятия для остальных школьников.
Участники отряда активно участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах. Так ежегодно ЮИДовцы участвуют в конкурсе «Безопасное колесо».
Стоит отметить, что руководитель отряда является помощником
и сопровождающим в деятельности отряда, а не строгим наставников. Постепенно, взрослея, участники отряда начинают сами предлагать новые формы проведения мероприятий.
При изучении ПДД активно используются ресурсы ИКТ, и практические занятия на перекрестках и дорогах нашего микрорайона. Обучающиеся, активно вовлеченные в работу, заканчивая начальную школу, перейдя в среднюю продолжают данную деятельность.
Создание в образовательной организации отрядов юных инспекторов дорожного движения ЮИД – является одним из эффективных способов формирования у детей школьного возраста навыков дисциплинированного пешехода, правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и культуры безопасного поведения на улицах и дорогах. [2]
Анализируя проведённую работу можно отметить, что члены отряда ЮИД работают с желанием. За всё время работы отряда, в учебном учреждении не было случаев серьёзных нарушений ПДД обучающимися школы.
В будущем мы планируем принимать активное участие в патрульной деятельности в сопровождении работников полиции и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков правил дорожного движения; выпуск «молний» по результатам патруля и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения.
Литературные источники:
- Глава 14. «Безопасность на дорогах и в общественном транспорте». Институт спец. Педагогики и психологии. Питер 2008
- Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения». г. Когалым 2014 г.
- Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296. Управление начальной школой. - 2011.-№8.-С.60-69
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг «Петербургская школа-2020», 2010 г.
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» от 3 октября 2013 г. № 864.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Всем без исключения о правилах движения"
Конспект внеклассного занятия по ПДД для 3-4 класса....
Презентация к внеклассному занятию по правилам дорожного движения "Азбука дорожного движения. Инсценировка стихотворенияИ.Гуриной«Непослушный пешеход»"
Данную презентацию можно использовать на уроках по ОБЖ....
Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы
Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...
Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"
Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и Автоинспектор вместе с ребятами учат Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....
Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста «Правилам движения – наше уважение!»
По дорогам стремительно движутся легковые и грузовые автомобили, едут автобусы, а по пешеходным дорожкам ходим мы с вами – пешеходы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строг...
СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив
Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...
Статья: "Как игры и экскурсии по Правилам дорожного движения помогают развиваться и социализироваться детям с ОВЗ"
Ознакомление детей с ОВЗ с правилами дорожного движения - одно из важнейших работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах. Ознакомление проводится систематиче...