Программа работы кружка «Дружина юных пожарных» 3 класс
рабочая программа по обж (3 класс) на тему
Направление: социальное, оздоровительное
Тип программы: образовательный
Возраст: 9-10 лет
Программа рассчитана на 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
НМС протокол №________ Директор школы:
от «_____» сентябрь 2013 г _____________Е.В. Туренко
Зам. директора по ВР: протокол педагогического совета №__
___________В.В. Хащинаот «____» сентябрь 2013 г.
Программа работы кружка
«Дружина юных пожарных»
3 класс
Направление: социальное, оздоровительное
Тип программы: образовательный
Возраст: 9-10 лет
Программа рассчитана на 1 год.
(на 2013-2014 учебный год)
Составитель рабочей программы:
Юркина Светлана Владимировна.
Год составления: 2013 г.
г. Нижневартовск, 2013 г.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «...обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества.
Цель кружка:
- повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;
- воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде;
- привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.
Задачи кружка:
- создать условия и организовать интересную работу существующих на базах образовательных учреждений Дружин;
- создать Дружины в тех образовательных учреждениях, в которых они не существуют;
- познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;
- научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них;
- закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях;
- привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;
- обеспечить образовательные учреждения методической литературой, наглядной агитацией и другими материалами, необходимыми для деятельности Дружины;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.
Программа рассчитана на 1 год.
В течение недели проводится 3 ч.
Рабочих недель - 34
В год – 102 часа.
Программа сочетает в себе: индивидуальные; групповые; коллективные занятия.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.
Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия - промежуточную диагностику, по окончании учебного года - итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, викторины.
Ожидаемые результаты: по окончании курса обучения, предусмотренного программой кружка, учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной охраны России, г. Нижневартовска
УМЕТЬ:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать пожарным инвентарём;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ КРУЖКА «ДЮП»
№ | Раздел / тема занятия | Теория | Практика | Дата |
1 четверть | ||||
1 | Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей | 1 | 01.09-08.09 | |
2-3 | Организационный сбор. Планирование работы на новый учебный год. | 2 | ||
4-5 | Практическое задание: Оформление противопожарных уголков - стенда в школе и классах. | 2 | 09.09-15.09 | |
6 | Дозор. Маршрут «Пожарная часть №90 г. Нижневартовска» | 1 | ||
7 | Пожары 2013 года. | 1 | 16.09-22.09 | |
Раздел 1. «История организации пожарной охраны». | ||||
8-9 | «История организации пожарной охраны». Видеофильма. | 2 | ||
10-11 | «Основы управления противопожарной службы». | 1 | 23.09-29.09 | |
12 | «Пожарная профилактика».Видеофильм. | 2 | ||
13-14 | Движение ДЮП в России. Организация игры. | 1 | 30.09-06.10 | |
15 | Добровольные пожарные формирования. Видеофильм. | 2 | ||
Раздел 2. «Пожарная техника и оборудование». | ||||
16 | «Из истории развития пожарной техники и оборудования». | 1 | 07.10-13.10 | |
17-18 | «Общие сведения о пожарных автомобилях». Видеофильм. | 2 | ||
19-21 | Конкурс рисунков «Пожарная техника: вчера, сегодня, завтра» | 3 | 14.10-20.10 | |
22 | «Пожарное оборудование,вывозимое на пожарныхавтомобилях». | 1 | 21.10-27.10 | |
23-24 | «Средства и оборудование газового, пенного ипорошкового тушения». Видеофильм. | 2 | ||
25 | «Изолирующие противогазы». Презентация. | 1 | 28.10-03.11 | |
26-27 | «Огнетушители». Видеофильм. | 2 | ||
2 четверть | ||||
28 | «Пожарная связь и сигнализация». Презентация. | 1 | 11.11-17.11 | |
Раздел 3. «Пожарная тактика». | ||||
29-30 | «Пожарная тактика и её задачи. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии». | 2 | ||
31 | «Разведка пожара. Тушение пожара». | 1 | 18.11-24.11 | |
32-33 | «Тактика тушения пожаров в различных условиях». Презентация. | 2 | ||
34-35 | Конкурс рисунков «Тушение пожара на земле и на воде» | 2 | 25.11-01.12 | |
Раздел 4. «Безопасный дом». | ||||
36 | Потенциальные опасности на кухне, спальной комнате и в общей комнате (гостиной, столовой). | 1 | ||
37-38 | Потенциальные опасности на дачном участке. | 2 | 02.12-08.12 | |
39 | Потенциальные опасности государственных учреждениях (школа, больница…) Презентация. | 1 | ||
40 | Знакомство с памяткой «Что делать в случае пожара в школе?» | 1 | 09.12-15.12 | |
41-42 | Конкурс рисунков «Безопасный дом» | 2 | ||
43-45 | Викторина «Набираю 01» | 3 | 16.12-22.12 | |
Раздел 5. Службы спасения. | ||||
46-48 | Знакомство с работой «Служб спасения»: полиция. Экскурсия. | 1 | 2 | 23.12-28.12 |
3 четверть. | ||||
49-51 | Знакомство с работой «Служб спасения»: скорая помощь. Экскурсия. | 1 | 2 | 13.01-19.01 |
52-54 | Знакомство с работой «Служб спасения»: пожарная охрана. Экскурсия. | 1 | 2 | 20.01-26.01 |
55 | Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. | 1 | 27.01-02.02 | |
56-57 | Конкурс рисунков в начальной школе по противопожарной тематике «Спасатель». | 2 | ||
Раздел 6. Безопасное поведение. | ||||
58 | Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей. | 1 | 03.02-09.02 | |
59-60 | Составление памятки «Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей». | 2 | ||
61-62 | Тест «Проверь себя»: «Безопасный дом» и «Безопасное поведение». | 2 | 10.02-16.02 | |
Раздел 7. Правила пожарно – прикладного спорта. | ||||
63 | Изучение правил пожарно – прикладного спорта. Видеофильм. | 1 | ||
64 | Преодоление полосы с препятствиями. Пробное практическое задание: Учебно – тренировочные занятия. | 1 | 17.02-23.02 | |
65-66 | Пожарная эстафета: «Боевое развёртывание». Видеофильм. | 2 | ||
67 | Соревнования по пожарно – прикладному спорту. Практическое задание: Учебно – тренировочные занятия. | 1 | 24.02-02.03 | |
Раздел 8.Игры, викторины, театрализованные действия. | ||||
68-69 | Подготовка минитеатрализованной программы для уч-ся первых классов «Огонь- друг или враг?» | 2 | ||
70 | Показ минитеатрализованной программы для уч-ся первых классов «Огонь - друг или враг?» | 1 | 03.03-09.03 | |
71-72 | Подготовка презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 1 классов. | 2 | ||
73-74 | Проведение презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 1 классов. | 2 | 10.03-16.03 | |
75 | Подготовка презентации «Огонь – друг или враг?» для 2 классов. | 1 | ||
76 | Проведение презентации «Огонь – друг или враг?» для 2 классов. | 1 | 17.03-22.03 | |
77-78 | Подготовка игры – викторины: «Пожарным можешь ты не быть…» для 3 классов. | 2 | ||
4 четверть | ||||
79 | Проведение игры – викторины: «Пожарным можешь ты не быть…» для 3 классов. | 1 | 31.03-06.04 | |
80-81 | Подготовка презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 4 классов. | 2 | ||
82 | Показ презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 4 классов. | 1 | 07.04-13.04 | |
83-84 | Конкурс – викторина (командный) для учащихся начальной школы по ПБ «Мы всё знаем» | 2 | ||
85-87 | Массово – разъяснительная работа среди учащихся начальной школы по ППБ. | 3 | 14.04-20.04 | |
88-90 | Подготовка к КВНу «Находчивые спасатели». 4 класс. | 3 | 21.04-27.04 | |
91 | Проведение КВНа «Находчивые спасатели». 4 класс. | 1 | 28.04-04.05 | |
92-93 | Конкурс рисунков и фото «Парад профессий оберегающих нашу жизнь. 3 класс. | 2 | ||
94-96 | Выпуск газеты (стенгазеты) «Что мы знаем о пожарной безопасности?» | 3 | 06.05-11.05 | |
97-99 | Выпуск листовок «Проинформируй соседей о ППБ» | 3 | 12.05-18.05 | |
100-102 | Анализ и рефлексия работы кружка. Планы на следующий учебный год. | 3 | 19.05-25.05 | |
Итого 102 часа |
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.
2. Основными задачами дружин юных пожарных являются:
а) активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;
б) оказание практической помощи взрослым в сохранении собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;
в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами.
4. Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает организатора работы с дружиной юных пожарных из числа работников пожарной охраны, учителей, воспитателей.
5. Подготовка организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:
- Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
- Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, "молний" и уголков юных пожарных.
- Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.
- Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных.
- Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.
Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.
В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек.
IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО
Юный пожарный обязан:
- Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.
- Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.
- Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
- Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
- Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране урожая, сенокосных угодий и лесов от пожаров.
- Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.
- Всемирно беречь и приумножать собственность, участвовать в борьбе за экономию.
Юный пожарный имеет право:
- Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.
- Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения.
- Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ.
V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных в составе представителей комсомольских, пионерских организаций, органов народного образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций.
Начальник штаба по работе с дружинами юных пожарных, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным постановлением соответственно - районных, окружных, областных, краевых и республиканских комитетов комсомола, органов народного образования, внутренних дел и советов добровольных пожарных обществ.
Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны:
а) оказывать помощь общеобразовательным школам, детским домам и внешкольным учреждениям в создании и организации работы дружин, клубов, кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта, проверять деятельность дружин, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;
б) заслушивать отчеты дружин, общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.;
в) организовывать шефство над дружинами юных пожарных, коллективов пожарных частей, учебных подразделений и других учреждений пожарной охраны и добровольных пожарных обществ.
Республиканские, краевые и областные штабы по работе с дружинами юных пожарных руководят деятельностью нижестоящих штабов, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт работы штабов и дружин юных пожарных.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Расходы на проведение работ с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, форм одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий, литературы, имущества для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляется за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных.
Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, а также пожарную технику, оборудование и снаряжение.
VII. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.
Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное планирование проекта "Дружина юных пожарных"
Приложение № 1 к рабочей программе по внеурочной деятельности проекта «Дружина юных пожарных »...

Смотр-конкурс дружин юных пожарных (2015 год)
Сценарий городского смотра-конкурса дружин юных пожарных, посвящённого 25-летию образования МЧС России "Юные спасатели"....

Рабочая программа дружины юных пожарных
создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения...

ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров ...