Программа работы кружка «Дружина юных пожарных» 3 класс
рабочая программа по обж (3 класс) на тему

Направление: социальное, оздоровительное 

Тип программы: образовательный

Возраст:  9-10 лет

Программа рассчитана на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyvesti_kruzhok_ppb_3_kl_2013-14.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»

Рассмотрено на заседании                                                   Утверждаю:

НМС протокол №________                                                Директор школы:  

от «_____» сентябрь 2013 г                                                  _____________Е.В. Туренко                                                    

 Зам. директора по ВР:                                                       протокол педагогического совета №__

 ___________В.В. Хащинаот                                             «____» сентябрь 2013 г.                                                                            

Программа работы кружка

«Дружина юных пожарных»

3 класс

Направление: социальное, оздоровительное  

Тип программы: образовательный

Возраст:  9-10 лет

Программа рассчитана на 1 год.

(на 2013-2014 учебный год)

Составитель рабочей программы:

Юркина Светлана Владимировна.

 Год составления: 2013 г.

г. Нижневартовск, 2013 г.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.

В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).

Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.

Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «...обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества.  

Цель кружка:

  • повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;
  • воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде;
  • привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.

Задачи кружка:

  • создать условия и организовать интересную работу существующих на базах образовательных учреждений Дружин;
  • создать  Дружины  в  тех  образовательных  учреждениях,  в  которых  они  не существуют;
  • познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;
  • научить распознавать    и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них;
  • закрепить   полученные   знания   о   правильных   действиях   в   экстремальных ситуациях;
  • привлечь  к  реализации  данной  программы  различные  структуры  пожарной охраны и другие заинтересованные организации;
  • обеспечить образовательные учреждения методической литературой, наглядной агитацией и другими материалами, необходимыми для деятельности Дружины;
  • создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
  • пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.

Особенностью   программы   является   её   вариативность:   возможность   свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями  местных  условий;   отводится  большое  количество  времени  для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.

Программа рассчитана на 1 год.

В течение недели проводится 3  ч.

Рабочих недель - 34

В год – 102 часа.

Программа сочетает в себе: индивидуальные; групповые; коллективные занятия.

К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.

Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.

Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия - промежуточную диагностику, по окончании учебного года - итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, викторины.

        Ожидаемые результаты: по   окончании   курса    обучения,   предусмотренного   программой кружка, учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

*   основные правила пожарной безопасности;

*   причины возникновения пожаров;

*   первичные средства пожаротушения;

*   виды огнетушителей и область их применения;

*   знаки пожарной безопасности и места их размещения;

*   меры предосторожности при обращении с огнём,

*   правила поведения в экстремальных ситуациях;

*   правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

*   главные исторические события становления пожарной охраны России, г. Нижневартовска

УМЕТЬ:

*   выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

*   пользоваться огнетушителями;

*   работать пожарным инвентарём;

*   различать знаки пожарной безопасности;

*  оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ КРУЖКА «ДЮП»

Раздел / тема занятия

Теория

Практика

Дата

1 четверть

1

Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей

1

01.09-08.09

2-3

Организационный сбор. Планирование работы на новый учебный год. 

2

4-5

Практическое задание:   Оформление противопожарных уголков - стенда в школе и классах.

2

09.09-15.09

6

Дозор. Маршрут  «Пожарная часть №90 г. Нижневартовска»

1

7

Пожары  2013  года.

1

16.09-22.09

Раздел 1.    «История организации пожарной охраны».

8-9

«История организации пожарной охраны». Видеофильма.

2

10-11

«Основы управления противопожарной службы».

1

23.09-29.09

12

«Пожарная профилактика».Видеофильм.

2

13-14

Движение ДЮП в России.   Организация  игры.

1

30.09-06.10

15

Добровольные пожарные формирования.  Видеофильм.

2

Раздел 2.   «Пожарная техника и оборудование».

16

«Из истории развития пожарной техники и оборудования».

1

07.10-13.10

17-18

«Общие сведения о пожарных автомобилях». Видеофильм.

2

19-21

Конкурс рисунков «Пожарная техника: вчера, сегодня, завтра»

3

14.10-20.10

22

«Пожарное оборудование,вывозимое на пожарныхавтомобилях».

1

21.10-27.10

23-24

«Средства и оборудование газового, пенного ипорошкового тушения». Видеофильм.

2

25

«Изолирующие противогазы». Презентация.

1

28.10-03.11

26-27

«Огнетушители». Видеофильм.

2

2 четверть

28

«Пожарная связь и сигнализация». Презентация.

1

11.11-17.11

Раздел 3.   «Пожарная тактика».            

29-30

«Пожарная тактика и её задачи. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии».

2

31

«Разведка пожара.      Тушение пожара».

1

18.11-24.11

32-33

«Тактика тушения пожаров в различных условиях». Презентация.

2

34-35

Конкурс рисунков «Тушение пожара на земле и на воде»

2

25.11-01.12

Раздел 4.  «Безопасный дом».

36

Потенциальные опасности на кухне, спальной комнате и в общей комнате (гостиной, столовой).

1

37-38

Потенциальные опасности на   дачном участке.

2

02.12-08.12

39

Потенциальные опасности  государственных учреждениях (школа, больница…) Презентация.

1

40

Знакомство с памяткой «Что делать в случае пожара в школе?»

1

09.12-15.12

41-42

Конкурс рисунков «Безопасный дом»

2

43-45

Викторина «Набираю 01»

3

16.12-22.12

Раздел 5. Службы спасения.

46-48

Знакомство с работой «Служб спасения»: полиция. Экскурсия.

1

2

23.12-28.12

3 четверть.

49-51

Знакомство с работой «Служб спасения»:   скорая помощь. Экскурсия.

1

2

13.01-19.01

52-54

Знакомство с работой «Служб спасения»:   пожарная охрана. Экскурсия.

1

2

20.01-26.01

55

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

1

27.01-02.02

56-57

Конкурс рисунков в начальной школе  по противопожарной тематике «Спасатель».

2

Раздел 6. Безопасное поведение.

58

Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей.

1

03.02-09.02

59-60

Составление памятки «Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей».

2

61-62

Тест «Проверь себя»: «Безопасный дом» и «Безопасное поведение».

2

10.02-16.02

Раздел 7.  Правила пожарно – прикладного спорта.

63

Изучение правил пожарно – прикладного спорта.  Видеофильм.

1

64

Преодоление полосы с препятствиями. Пробное практическое задание: Учебно – тренировочные занятия.

1

17.02-23.02

65-66

Пожарная эстафета: «Боевое развёртывание».  Видеофильм.

2

67

Соревнования по пожарно – прикладному спорту. Практическое задание: Учебно – тренировочные занятия.

1

24.02-02.03

Раздел 8.Игры, викторины, театрализованные действия.

68-69

Подготовка минитеатрализованной программы  для уч-ся первых классов  «Огонь- друг или враг?»

2

70

Показ  минитеатрализованной программы  для уч-ся первых классов «Огонь - друг или враг?»

1

03.03-09.03

71-72

Подготовка   презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 1 классов.

2

73-74

Проведение презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 1 классов.

2

10.03-16.03

75

Подготовка   презентации «Огонь – друг или враг?» для 2 классов.

1

76

Проведение презентации «Огонь – друг или враг?» для 2 классов.

1

17.03-22.03

77-78

Подготовка  игры – викторины: «Пожарным можешь ты не быть…» для 3 классов.

2

4 четверть

79

Проведение игры – викторины: «Пожарным можешь ты не быть…» для 3 классов.

1

31.03-06.04

80-81

Подготовка  презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 4 классов.

2

82

Показ презентации «Прогулки по городу огня» для учащихся 4 классов.

1

07.04-13.04

83-84

Конкурс – викторина (командный) для учащихся начальной школы по ПБ «Мы всё знаем»

2

85-87

Массово – разъяснительная работа среди учащихся начальной школы по ППБ.

3

14.04-20.04

88-90

Подготовка к КВНу «Находчивые спасатели». 4 класс.

3

21.04-27.04

91

Проведение КВНа «Находчивые спасатели». 4 класс.

1

28.04-04.05

92-93

Конкурс рисунков и фото  «Парад профессий оберегающих нашу жизнь. 3 класс.

2

94-96

Выпуск газеты (стенгазеты) «Что мы знаем о пожарной безопасности?»

3

06.05-11.05

97-99

Выпуск листовок «Проинформируй соседей о ППБ»

3

12.05-18.05

100-102

Анализ и рефлексия работы кружка. Планы на следующий учебный год.

3

19.05-25.05

Итого 102 часа

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.

2. Основными задачами дружин юных пожарных являются:

а) активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;

б) оказание практической помощи взрослым в сохранении собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;

в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.

3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами.

4. Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает организатора работы с дружиной юных пожарных из числа работников пожарной охраны, учителей, воспитателей.

5. Подготовка организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:

  • Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
  • Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, "молний" и уголков юных пожарных.
  • Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.
  • Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных.
  • Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

        Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.

        Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.

        В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО
Юный пожарный обязан:

  • Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.
  • Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.
  • Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
  • Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
  • Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране урожая, сенокосных угодий и лесов от пожаров.
  • Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.
  • Всемирно беречь и приумножать собственность, участвовать в борьбе за экономию.

Юный пожарный имеет право:

  • Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.
  • Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения.
  • Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ.

V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

        Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных в составе представителей комсомольских, пионерских организаций, органов народного образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций.

        Начальник штаба по работе с дружинами юных пожарных, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным постановлением соответственно - районных, окружных, областных, краевых и республиканских комитетов комсомола, органов народного образования, внутренних дел и советов добровольных пожарных обществ.

        Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны:

а) оказывать помощь общеобразовательным школам, детским домам и внешкольным учреждениям в создании и организации работы дружин, клубов, кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта, проверять деятельность дружин, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;

б) заслушивать отчеты дружин, общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.;

в) организовывать шефство над дружинами юных пожарных, коллективов пожарных частей, учебных подразделений и других учреждений пожарной охраны и добровольных пожарных обществ.

        Республиканские, краевые и областные штабы по работе с дружинами юных пожарных руководят деятельностью нижестоящих штабов, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт работы штабов и дружин юных пожарных.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

        Расходы на проведение работ с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, форм одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий, литературы, имущества для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляется за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных.

        Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, а также пожарную технику, оборудование и снаряжение.

VII. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное планирование проекта "Дружина юных пожарных"

Приложение № 1     к рабочей программе по внеурочной деятельности  проекта «Дружина юных пожарных »...

Смотр-конкурс дружин юных пожарных (2015 год)

Сценарий городского смотра-конкурса дружин юных пожарных, посвящённого 25-летию образования МЧС России "Юные спасатели"....

Сценарий агитбригады Дружины Юных Пожарных

Сценарий агитбригады Дружины Юных Пожарных...

Дружина юных пожарных.

Дружина Юных пожарных....

Рабочая программа дружины юных пожарных

создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения...

ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров ...

Дружина юных пожарных

Программа внеурочной деятельности...