МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕУРОЧНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «ГЛАВНАЯ ВЫСОТА РОССИИ!»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
В статье представлен методический материал по внеурочной деятельности (туристско-краеведческое направление) в начальной школе (4 класс) с использованием ИКТ –технологий.
«ГЛАВНАЯ ВЫСОТА РОССИИ!»
Данная разработка внеурочного занятия может пополняться, по мере изучения города Волгограда и Волгоградской области. Предлагаемая методическая разработка актуальна в связи с тем, что ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
- любящего свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
- владеющего основами знаний,
- способного к организации собственной деятельности;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Методы и приёмы: беседа с учащимися с целью выявления их интереса, информированности по данному вопросу, прогнозирование; индивидуальная работа, поисковый метод; сообщения по теме проекта (своеобразный метод рассказа); самостоятельное распределение ролей учащихся; работа в группах.
Форма проведения занятий: виртуальная экскурсия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Лялина Вера Викторовна,
учитель начальных классов,
муниципального образовательного учреждения
«Гимназии № 11 Дзержинского района Волгограда»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕУРОЧНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «ГЛАВНАЯ ВЫСОТА РОССИИ!»
Направление: туристско-краеведческое
Методы и приёмы:
- беседа с учащимися с целью выявления их интереса, информированности по данному вопросу, прогнозирование;
- индивидуальная работа, поисковый метод;
- сообщения по теме проекта (своеобразный метод рассказа);
- самостоятельное распределение ролей учащихся;
- работа в группах.
Форма проведения занятий: виртуальная экскурсия.
Необходимое оборудование:
- интернет-ресурсы
- презентация
- компьютер
- проектор
- экран
- шаблон карты Мамаева кургана;
Материалы (у каждого участника):
- цветные карандаши или фломастеры;
- заготовки для стенгазеты.
Требования к организации пространства
- учащиеся работают в группах по 7-8 человек;
- расстояние до учебной доски (экрана) – 4м;
- в учебном помещении соблюдены воздушно-тепловой режим, требования к естественному освещению. При необходимости используется искусственное освещение.
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Дидактическая база:
1.Литература по данной тематике справочная и научно-популярная.
2.Данные Интернета из официальных сайтов.
Материалы к уроку:
- Презентация, видео – экскурсия Мамаева кургана. Использование экрана, проектора и компьютера.
- Распечатанные картинки с памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» и главным монументом «Родина-мать зовет!»
- Шаблон карты Мамаева кургана.
- Заготовки стенгазеты, посвященной ветеранам ВОВ.
Структура мероприятия:
- Подготовительный этап.
- Определить составляющие темы, которые будут представлены на внеурочном занятии.
- Распределить роли учащихся, которые участвуют в виртуальной экскурсии.
- Помочь учащимся подобрать необходимую информацию.
- Назначить ответственных в подготовке и оформлении виртуальной экскурсии.
- Продумать оформление помещения.
- Проверить подобранную информацию учащимися, отрепетировать выступления.
- Назначить дату проведения внеурочного занятия (виртуальной экскурсии).
- Подготовить кабинет в день проведения конференции и оформить её по теме.
- Подготовить необходимую аппаратуру для демонстрации мультимедийной презентации.
- Проведение мероприятия по плану классного часа:
Учащиеся подготовлены к восприятию темы, обстановка способствует подготовке к тематике и оформлена соответствующим образом.
Учащиеся делятся на три группы для создания поздравительной стенгазеты, посвященной годовщине Победы в Сталинградской битве. На данном занятии учащиеся отправятся на виртуальную экскурсию по историко-мемориальному комплексу Мамаев курган.
Учащиеся выходят к доске с распечатанными картинками (Вводная композиция «Память поколений», аллея тополей, площадь «Стоять на смерть!», стены-руины, площадь Героев, пантеон славы, скульптура "Скорбь матери", монумент – Родина Мать). Картинки учащиеся крепят на шаблон карты Мамаева кургана. Далее просмотр видео – экскурсии Мамаева кургана. В конце занятия учащиеся выполняют поздравительную стенгазету, посвященную годовщине Победы в Сталинградской битве.
- Окончание мероприятия:
В заключении классный руководитель благодарит слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме. Проводится рефлексия.
Ход мероприятия:
Содержание занятия | Деятельность учащихся |
- О чем это стихотворение? - Что вы знаете о Мамаевом кургане? Откроем портфолио на стр.25. Прочитайте статью. - Почему Мамаев курган называют главной высотой России? - Мамаев курган - это священное место для всех русских людей. Визитная карточка города-героя. Первая ассоциация у любого гостя. Скажи: "Волгоград!" Ответят: "Мамаев курган" На курган славы любую экскурсию привозят в первую очередь. Понять и прочувствовать атмосферу кровопролитной Сталинградской битвы можно именно здесь. Вокруг мирная жизнь, город живет и работает, любит и творит. Попадая на Мамаев курган, словно на невидимой машине времени перемещаешься в далекие страшные времена Великой Отечественной войны... И мы сегодня с вами совершим необычную экскурсию - виртуальную на Мамаев курган. - Прежде чем отправиться в виртуальную экскурсию на Мамаев курган, что вы делали? Учащиеся групп выходят к доске с распечатанными картинками мемориального комплекса и после выступления крепят на шаблон карты Мамаева кургана. В итоге, получится экскурсионная карта историко-мемориального комплекса Мамаева кургана. Начинаем нашу экскурсию. Слово представляется архитектурной группе. | Учащиеся читают стихотворение под музыку «На мамаевом кургане тишина…» На Мамаевом кургане тишина, Перед этою священной тишиной, Заросли степной травой глухие рвы, Вот уж вечер волгоградский настаёт, Отвечают. Мамаев курган – главная высота России, священное место для россиян, "Высота 102". Так во время Сталинградской битвы обозначался Мамаев курган в военных документах. Он господствовал над городом и являлся важным звеном в системе обороны Сталинграда. Мы разделились на три группы: 1 группа – архитекторов. Группа, которая занималась поиском информации об архитектуре историко-мемориального комплекса. 2 группа - историки. Они поведают историю тех прошедших лет. 3 группа – помогала искать информацию для стенгазеты Выступление 1 группы – архитекторов. 1 уч.: Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединённая общим замыслом, общей идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъёма раскрываются все новые элементы композиции. |
2 уч.: Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е.В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В.И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией. | |
Слайд 3. 3 уч.: На Входной площади расположена вводная многофигурная композиция-горельеф «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение. | |
Слайд 4.4 уч.: По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине композиции — статуе "Родина-мать зовет!". 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ. | |
Слайд 5. 5 уч.: Далее мы оказываемся на тополиной Аллее. Мы видим сомкнутый строй тополей. Ты только ступил на его землю. Но уже замирает сердце: это не тополя, это плечо к плечу стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил. Длинная красивая аллея приводит на площадь "Стоявшим насмерть". | |
Слайд 6. 6 уч.: Площадь представляет собой квадрат с гранитным покрытием. Большую часть площади занимает круглый бассейн в низких каменных берегах. В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата – защитника Сталинграда. «Стоять насмерть!» – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата. Внешне черты солдата - защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В.И. Чуйкова. | |
Слайд 7. 7 уч.: От площади «Стоявших насмерть» на следующий уровень ансамбля ведет широкая гранитная лестница, которую словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Будто опаленные огнем, почерневшие от дыма пожарищ, поднялись они на кургане. Две огромные, достигающие 18 м в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе. | |
Слайд 8. 8 уч.:Стены-руины привели нас на площадь Героев. Огромное озеро-бассейн, в нем нет краев, вода все время выливается в стоки. Торжество жизни над смертью, слезы по погибшим. Справа, напротив знамени, шест двух фигурных скульптурных композиций. Вот герой несет раненого друга, Солдат и генерал — они были рядом. Медсестра, спасающая солдата... Общий подвиг, общая победа. | |
Слайд 9. 9 уч.: Слева — стена в виде развернутого знамени. На нем надпись: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Добавить нечего. Площадь героев завершается подпорной стеной. Площадь героев завершается мощной подпорной стеной, покрытой врезанным контррельефом. Длина стены 125 метров высота стены 10 метров. На гладкой поверхности стены, художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей. | |
Слайд 10. 10 уч.: С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы или пантеон Славы. Зал воинской славы встречает тревожной музыкой Шумана "Грезы". Медленно поднимаемся по кольцу, все стены которого украшают символические приспущенные знамена, на которых выгравированы 7200 фамилий погибших за главную высоту России. Над знаменами — широкая лента с надписью: | |
Слайд 11. 11 уч.: Выход из Зала воинской славы приводит нас на площадь Скорби. Я как-то на кургане видел гостью: | |
Слайд 12. 12 уч.: Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. 13 уч.: Вот мы у подножия огромной скульптуры. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота скульптуры (вместе с мечом) – 85 метров. Статуя является образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. 135 дней великой битвы за высоту на Волге. 135 долгих дней, каждый из которых уносил сотни молодых жизней. И сейчас, стоя на кургане, всегда чувствуешь какую-то тревогу, всегда текут слезы... | |
- У нас получилась карта экскурсионная карта историко-мемориального комплекса Мамаева кургана. Теперь я предлагаю вам взглянуть на Мамаев курган через объектив видео-оператора. - Какие чувства вызывает данное видео? - Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков. - Я предлагаю вам сделать стенгазету для ветеранов, посвященную годовщине Победы в Сталинградской битве. Для этого мы с вами разделились на 3 группы. - Что бы вы пожелали нашим ветеранам и всем людям? - Как вы думаете, для чего мы сегодня посетили виртуальную экскурсию на Мамаев курган? - Почему Мамаев курган называют главной высотой России? | Просмотр видео «Мамаев курган» Слайд 13. - Чувство гордости, восхищения, уважения и др. Учащиеся выполняют стенгазету. Пусть будет мир Пусть пулеметы не строчат, Пусть бомбовозы по нему Это история нашего города и края и ее мы должны знать. Мы должны помнить о подвиге наших предков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-144345-1353784141.jpg)
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-73007-1357207157.jpg)
Внеурочное занятие по теме "Я - гражданин России"
Конспет внеурочного занятия по теме " Я - гражданин России" с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-73007-1357207157.jpg)
Внеурочное занятие по теме "Я - гражданин России"
Конспет внеурочного занятия по теме " Я - гражданин России"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137295-1352035781.jpg)
Главная высота России (виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану)
Данная разработка предназначена для организации работы с портфолио обучающихся 3 классов в рамках внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/04/picture-756340-1459779050.jpg)
Учебно - методический комплект по внеурочному занятию на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по внеклассному мероприятию на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829087-1476176733.jpg)
Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия на тему «Нравственность» в образовательных учреждениях общего среднего образования
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года определена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей, которая заключается в развитии высоконравственной лично...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/19/picture-1334171-1621453077.jpg)
Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".
Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:· воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...