ОРКСЭ «С чего начинается Родина…».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чувилкина Елена Юрьевна

Методическая разработка урока ОРКСЭ

Тема: «С чего начинается Родина…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОРКСЭ

Тема: «С чего начинается Родина…».

Цель: воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважительное отношение к символам своего государства.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, их историей;
  • развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.

Оборудование:

  • шаблоны флага для аппликации;
  • презентация;
  • ветка березы.

Предварительная работа: проект «Моя малая Родина»

Ход урока:

1.Вводная беседа.

Учитель:

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Сенеки «Любят Родину не за то, что велика, а за то, что своя». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)

- Ребята, совсем недавно мы работали над проектом. Вы много узнали о Северной Осетии-Алании. Я попросила одного из учеников нашего класса напомнить нам некоторые факты. Слайд 1 с изображением герба и флага РСО – Алания».

Ученик (в осетинском национальном костюме):

- Герб Республики Северная Осетия-Алания был утверждён Законом республики в 1994 году. На гербе Осетии-Алании изображён барс на фоне горных вершин. На круглом щите в красном поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него – семь серебряных гор. Барс воплощает воинскую доблесть и твёрдую власть, а гора с семью вершинами – старинный символ процветания в родной стране и спокойствия в мире. Автор рисунка – Мурат Джигкаев.

     Флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх разноцветных горизонтальных полос. Три цвета Флага тоже имеют свой смысл. Белый – цвет мудрости и справедливости. Красный – цвет мужества и силы. Жёлтый – цвет изобилия.

Учитель:

- Как назывался проект, над которым мы работали? («Моя малая Родина»).

- Как называется наша малая Родина? (Республика Северная Осетия – Алания)

- О чём мы вспомнили? (о гербе и флаге нашей республики)

- Чем являются герб и флаг для нашей республики? (они – символы нашей республики)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о Родине)

- А что мы называем Родиной? (ответы детей)

- Послушайте песню «С чего начинается Родина…». А пока она звучит, подумайте, с чего начинается Родина?

(Дети слушают песню на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина…»)

- Какие картины родились в вашей памяти? (Ответы детей.)

Ученик 1:      

                     Что мы Родиной зовем?

                     Дом, где мы с тобой растем,

                     И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик 2:  

                     Что мы Родиной зовем?

                     Солнце в небе голубом

                     И душистый, золотистый

                     Хлеб за праздничным столом.

Ученик 3:  

                     Что мы Родиной зовем?

                     Край, где мы с тобой живем,

                     И рубиновые звезды-

                     Звезды мира над Кремлем.

- Как называется наша Родина? (Россия)

2. Определение темы.

- Что на доске?  (карта) (Слайд 2 с изображением карты Евразии).

- Что изображено разными цветами?  (страны)

- Покажите, где находится наша страна?

- Что  можете сказать о нашей стране?   (занимает большую территорию)

- Да, наша страна  занимает самую большую территорию, и расположилась она в Европе и Азии.

- Как по-другому называют Россию? (Российская Федерация)

- Слово «федерация» говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, осетины, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.

  - Какие ещё страны вы знаете?

  - Чем они отличаются друг от друга? (языком, цветом кожи  людей,  одеждой, традициями)

  - Отличия каждой страны отражаются в символах государства.

- Сегодня  на классном часе  вы много интересного узнаете о символах нашей страны.

Символ - отличительный знак.

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).

У государства много символов, но самыми главными  являются: герб, флаг, гимн.

3. О гербе.

- Поднимите руку, кто знает, как выглядит герб нашей страны?

- Покажите, где герб нашей страны? (Определяют из трех предложенных.) Слайд 3.

- Где мы можем встретить изображение герба России? (на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, правительственных наградах, на денежных знаках; на зданиях Прокуратуры, Центрального банка, на гербовых печатях, на монетах).

Слайд 4 с изображением герба Российской Федерации.

- Рассмотрите герб и опишите его (на красном щите золотой двуглавый орел (символ единства Европы и Азии), в лапах золотой жезл (скипетр) и шар (держава) – символ сильной власти).

- Что на груди у орла? (щит)

- Как вы думаете, герб какого города изображён на щите? Почему? (Москвы, т.к. это столица нашего государства)                                        

- Опишите герб Москвы.(всадник на белом коне убивает змею)  

- Как вы думаете,  какое это имеет значение? (добро побеждает зло)

- Это не случайно. Наш  народ всегда вел справедливые войны и всегда выходил в них победителем, хотя приходилось очень  трудно.

- Повторите значение каждого элемента герба?

  • Орел – символ единства
  • Скипетр, держава – сильная власть
  • Всадник – победа над злом

- Где можно увидеть изображение герба? (паспорт, печать школы)

4.   О гимне

 - А сейчас послушайте стихотворение о следующем символе государства.

Ученик:

Сегодня, друзья, мы услышать должны

Главную музыку нашей страны.

Она называется коротко – гимн,

Мы каждое утро встречаемся с ним.

- Объясните, как понимаете последнюю строку?

- Что такое Гимн? (гимн – торжественная песня, принятая как символ государства)

- Когда исполняется гимн? (в особо торжественных случаях)

- В школе, когда вы встречались с исполнением гимна? (на школьной линейке)

- Что  необходимо делать, когда звучит гимн? (в знак уважения встать)

(Дети слушают Гимн России.)

- Какое впечатление на вас произвел гимн? О чем думали или что представили?

5. О флаге

- О каком символе еще не говорили? (о флаге)

- Найдите флаг России. Слайд 5 с изображениями флагов нескольких стран.

- Опишите. Слайд 6 с изображением флага России.

- Каждый цвет имеет значение. Как вы думаете какой?  (предположения детей)

  Белый - чистота, символ свободы, величия, порядка. Этот цвет означает честность, чистую душу российского народа.

Синий - небо, верность.

Алый – красота, храбрость, готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

- Наш флаг ярко выражает национальные четы российского народа: чистота помыслов, верность Родине и мужество народа в трудные минуты.

Ученик:

Мы возвратили флаг старинный,

Россия, в нем твои черты,

Есть белый свет, и есть цвет синий

И красный – сколько красоты!

В нём белизна твоих буранов

И синева твоих озёр.

Твои надежды, муки, раны

И вечный огневой задор.

                                         В. Крючков

- Где можно увидеть флаг? (на административных зданиях)

- На зданиях, где работают люди управляющие городом, краем, страной  развевается флаг Российской Федерации.

6.  Творческая  работа в парах.

Девочки должны выбрать из предложенных шаблонов тот, который соответствует флагу России. Мальчики на отдельном столе выбирают полоски цветов флага России. Вместе пары собирают флаг Российской Федерации.

- Прикрепите на  карту нашей страны. Слайд 7 с изображением карты России.

(Дети прикрепляют получившиеся флаги на карту.)

- Посмотрите, как много нас – граждан России! И каждый гражданин неразрывно связан с Родиной. В чём же чувствуется эта неразрывная связь? Прежде всего это связь с семьёй, с природой.

7.  Беседа о служении Родине.

- Скажите, из кого состоит наша страна? (из нас)

- От кого зависит   процветание нашей Родины? (от нас)

- Каким образом?  (Чем лучше будем учиться, тем больше будем знать.Знания   применим в работе.)

Ученик:  

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя.                                                

Когда метель – то я снежинка,

В ручье я капелька ручья.                                        

Из этих капелек росинок

Большие реки потекли,                                              

И если б не было песчинок,

тогда бы не было земли.

                                         В. Крючков                

– Как понимаете «Жить – Родине служить»?    (выполняя самую простую работу, человек трудится на благо Родины, поэтому любую работу надо делать качественно)

8.  Рефлексия. Викторина.

  • Герб, какого города на груди у орла?
  • Сколько голов у орла?
  • Что обозначает слово гимн?
  • Что обозначает белый цвет на флаге?
  • Что обозначает  синий цвет на флаге?
  • Что обозначает  красный цвет на флаге?
  • Когда исполняется гимн?
  • Где можно увидеть герб?

- Кроме официальных символов есть ещё и неофициальные. Одним из таких символов является дерево – берёза. (Показать ветку берёзы.)

- «Белый цвет – берёзка, Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет.», - писал в своём стихотворении В.Степанов о цветах Российского флага.

- Прекрасный символ прекрасной страны – нашей Родины!

Использованные ресурсы:

  1. Максимова Т.Н. Классные часы. М: ВАКО, 2014г.

  1. Наумов О. Н. Государственная и территориальная геральдика России: очерк истории.  Преподавание истории в школе. – 1999. – №4.

  1. Серов Б.Н. Поурочные разработки. Гимн. Герб. Флаг. М.- Вако, 2005

  1. Соболева Н.А., Артамонов В. А. Символы России. – М.,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

Проект "С чего начинается Родина", ОРКСЭ

Проект "С чего начинается Родина", ОРКСЭ.  Автор: Гирёва Мария, 4 класс МБОУ "Лицей №21". Руководитель: Е.В. Писарева...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "С чего начинается родина…." (А.И. Шамшурина, 4 класс)

Цель урока: формирование  нравственности , уважительного отношения к разным светским и духовным традициям  народов России. Задачи урокаДидактические:Осознание ценности человеческой жизн...