ОРКСЭ «С чего начинается Родина…».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока ОРКСЭ
Тема: «С чего начинается Родина…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока ОРКСЭ
Тема: «С чего начинается Родина…».
Цель: воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважительное отношение к символам своего государства.
Задачи:
- познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, их историей;
- развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.
Оборудование:
- шаблоны флага для аппликации;
- презентация;
- ветка березы.
Предварительная работа: проект «Моя малая Родина»
Ход урока:
1.Вводная беседа.
Учитель:
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Сенеки «Любят Родину не за то, что велика, а за то, что своя». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
- Ребята, совсем недавно мы работали над проектом. Вы много узнали о Северной Осетии-Алании. Я попросила одного из учеников нашего класса напомнить нам некоторые факты. Слайд 1 с изображением герба и флага РСО – Алания».
Ученик (в осетинском национальном костюме):
- Герб Республики Северная Осетия-Алания был утверждён Законом республики в 1994 году. На гербе Осетии-Алании изображён барс на фоне горных вершин. На круглом щите в красном поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него – семь серебряных гор. Барс воплощает воинскую доблесть и твёрдую власть, а гора с семью вершинами – старинный символ процветания в родной стране и спокойствия в мире. Автор рисунка – Мурат Джигкаев.
Флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх разноцветных горизонтальных полос. Три цвета Флага тоже имеют свой смысл. Белый – цвет мудрости и справедливости. Красный – цвет мужества и силы. Жёлтый – цвет изобилия.
Учитель:
- Как назывался проект, над которым мы работали? («Моя малая Родина»).
- Как называется наша малая Родина? (Республика Северная Осетия – Алания)
- О чём мы вспомнили? (о гербе и флаге нашей республики)
- Чем являются герб и флаг для нашей республики? (они – символы нашей республики)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о Родине)
- А что мы называем Родиной? (ответы детей)
- Послушайте песню «С чего начинается Родина…». А пока она звучит, подумайте, с чего начинается Родина?
(Дети слушают песню на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина…»)
- Какие картины родились в вашей памяти? (Ответы детей.)
Ученик 1:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Ученик 2:
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 3:
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
- Как называется наша Родина? (Россия)
2. Определение темы.
- Что на доске? (карта) (Слайд 2 с изображением карты Евразии).
- Что изображено разными цветами? (страны)
- Покажите, где находится наша страна?
- Что можете сказать о нашей стране? (занимает большую территорию)
- Да, наша страна занимает самую большую территорию, и расположилась она в Европе и Азии.
- Как по-другому называют Россию? (Российская Федерация)
- Слово «федерация» говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, осетины, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.
- Какие ещё страны вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (языком, цветом кожи людей, одеждой, традициями)
- Отличия каждой страны отражаются в символах государства.
- Сегодня на классном часе вы много интересного узнаете о символах нашей страны.
Символ - отличительный знак.
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).
У государства много символов, но самыми главными являются: герб, флаг, гимн.
3. О гербе.
- Поднимите руку, кто знает, как выглядит герб нашей страны?
- Покажите, где герб нашей страны? (Определяют из трех предложенных.) Слайд 3.
- Где мы можем встретить изображение герба России? (на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, правительственных наградах, на денежных знаках; на зданиях Прокуратуры, Центрального банка, на гербовых печатях, на монетах).
Слайд 4 с изображением герба Российской Федерации.
- Рассмотрите герб и опишите его (на красном щите золотой двуглавый орел (символ единства Европы и Азии), в лапах золотой жезл (скипетр) и шар (держава) – символ сильной власти).
- Что на груди у орла? (щит)
- Как вы думаете, герб какого города изображён на щите? Почему? (Москвы, т.к. это столица нашего государства)
- Опишите герб Москвы.(всадник на белом коне убивает змею)
- Как вы думаете, какое это имеет значение? (добро побеждает зло)
- Это не случайно. Наш народ всегда вел справедливые войны и всегда выходил в них победителем, хотя приходилось очень трудно.
- Повторите значение каждого элемента герба?
- Орел – символ единства
- Скипетр, держава – сильная власть
- Всадник – победа над злом
- Где можно увидеть изображение герба? (паспорт, печать школы)
4. О гимне
- А сейчас послушайте стихотворение о следующем символе государства.
Ученик:
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – гимн,
Мы каждое утро встречаемся с ним.
- Объясните, как понимаете последнюю строку?
- Что такое Гимн? (гимн – торжественная песня, принятая как символ государства)
- Когда исполняется гимн? (в особо торжественных случаях)
- В школе, когда вы встречались с исполнением гимна? (на школьной линейке)
- Что необходимо делать, когда звучит гимн? (в знак уважения встать)
(Дети слушают Гимн России.)
- Какое впечатление на вас произвел гимн? О чем думали или что представили?
5. О флаге
- О каком символе еще не говорили? (о флаге)
- Найдите флаг России. Слайд 5 с изображениями флагов нескольких стран.
- Опишите. Слайд 6 с изображением флага России.
- Каждый цвет имеет значение. Как вы думаете какой? (предположения детей)
Белый - чистота, символ свободы, величия, порядка. Этот цвет означает честность, чистую душу российского народа.
Синий - небо, верность.
Алый – красота, храбрость, готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
- Наш флаг ярко выражает национальные четы российского народа: чистота помыслов, верность Родине и мужество народа в трудные минуты.
Ученик:
Мы возвратили флаг старинный,
Россия, в нем твои черты,
Есть белый свет, и есть цвет синий
И красный – сколько красоты!
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр.
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
В. Крючков
- Где можно увидеть флаг? (на административных зданиях)
- На зданиях, где работают люди управляющие городом, краем, страной развевается флаг Российской Федерации.
6. Творческая работа в парах.
Девочки должны выбрать из предложенных шаблонов тот, который соответствует флагу России. Мальчики на отдельном столе выбирают полоски цветов флага России. Вместе пары собирают флаг Российской Федерации.
- Прикрепите на карту нашей страны. Слайд 7 с изображением карты России.
(Дети прикрепляют получившиеся флаги на карту.)
- Посмотрите, как много нас – граждан России! И каждый гражданин неразрывно связан с Родиной. В чём же чувствуется эта неразрывная связь? Прежде всего это связь с семьёй, с природой.
7. Беседа о служении Родине.
- Скажите, из кого состоит наша страна? (из нас)
- От кого зависит процветание нашей Родины? (от нас)
- Каким образом? (Чем лучше будем учиться, тем больше будем знать.Знания применим в работе.)
Ученик:
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя.
Когда метель – то я снежинка,
В ручье я капелька ручья.
Из этих капелек росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
тогда бы не было земли.
В. Крючков
– Как понимаете «Жить – Родине служить»? (выполняя самую простую работу, человек трудится на благо Родины, поэтому любую работу надо делать качественно)
8. Рефлексия. Викторина.
- Герб, какого города на груди у орла?
- Сколько голов у орла?
- Что обозначает слово гимн?
- Что обозначает белый цвет на флаге?
- Что обозначает синий цвет на флаге?
- Что обозначает красный цвет на флаге?
- Когда исполняется гимн?
- Где можно увидеть герб?
- Кроме официальных символов есть ещё и неофициальные. Одним из таких символов является дерево – берёза. (Показать ветку берёзы.)
- «Белый цвет – берёзка, Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет.», - писал в своём стихотворении В.Степанов о цветах Российского флага.
- Прекрасный символ прекрасной страны – нашей Родины!
Использованные ресурсы:
- Максимова Т.Н. Классные часы. М: ВАКО, 2014г.
- Наумов О. Н. Государственная и территориальная геральдика России: очерк истории. Преподавание истории в школе. – 1999. – №4.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки. Гимн. Герб. Флаг. М.- Вако, 2005
- Соболева Н.А., Артамонов В. А. Символы России. – М.,1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс
Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...
Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"
Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...
Вводная презентация "С чего начинается Родина..."
Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....
Проект "С чего начинается Родина", ОРКСЭ
Проект "С чего начинается Родина", ОРКСЭ. Автор: Гирёва Мария, 4 класс МБОУ "Лицей №21". Руководитель: Е.В. Писарева...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "С чего начинается родина…." (А.И. Шамшурина, 4 класс)
Цель урока: формирование нравственности , уважительного отношения к разным светским и духовным традициям народов России. Задачи урокаДидактические:Осознание ценности человеческой жизн...
Урок по ОРКСЭ 4 класс "С чего начинается Родина..."
Технологическая карта урока....