ОРКСЭ "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Зарипова Виолетта Васильевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ОРКСЭ "Милосердие"27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ

Учитель: Зарипова В.В.

Класс:  4

УМК: - Шемшрин А.А., под редакцией Т.Д.Шапошниковой

Тема урока: Милосердие

Цели урока:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Задачи:

Образовательные: •        формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;

•        формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие: •        развивать познавательный интерес к предмету;

•        развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

•        развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

•        развивать творческие способности;

Воспитательные: •        формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

•        формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;  

Тип урока:

1.        По ведущей дидактической цели: объяснение нового материала.

2.        По способу организации: смешанный

3.        По ведущему методу обучения: урок с разнообразными видами заданий.

Методы обучения: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, высказываниями, карточки для работы в группах.

Ход урока:

Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

Учитель приветствует детей.

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок. Девочки тихонько сели.

Мальчики тихонько сели.

Слушаем, запоминаем.

Ни минутки не теряем.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

Работа в парах.

Ответы детей.

Определение темы и задачи урока.

Заполняют таблицу.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Чтение стихотворения Андрея Дементьева.  

Организовать заполнение таблицы.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю собрать из букв, лежащих у вас на столе слова. Работаем в паре.  

МОСРИДЕЛЕИ

-Верно. Тема нашего урока «Милосердие».

-Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться?

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.  

- Верно, выявим, что такое «милосердие», «сострадание». Какими качествами должен обладать милосердный человек. Легко ли быть милосердным.

-Прежде чем приступить к работе, заполните таблицу, состоящую из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы знаете о милосердии в первую колонку.

- Подумайте и запишите в третью колонку, что вы ещё хотите узнать о милосердии.

-Зачитайте первую колонку.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

3. Исследовательская работа.

Сравнение двух определений.

Работа с толковым словарём

Уметь отвечать на вопросы

Организовать работу в группах.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?

Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)

- Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

(1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»).

- Зачитайте значения слов

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека)  

Одно из самых красивых слов на свете –милосердие.

Вслушайтесь в это слово.

-Попробуйте выделить корни (милосердие).

Как вы понимаете значениеслова милосердие(милое сердцу,

хорошее, доброе)?

-Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит,

жалеет.

- Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему)

-Попробуйте выделить корень в слове сочувствие?

-Как вы понимаете значение данного слова? Какие качества присуще человеку, умеющему сострадать? ( сочувствие, сопереживание)  

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

4. Физкультминутка

Выполнение упражнений.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд , назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Изучение нового.

Чтение притчи.

Умение рассуждать делать выводы

Организовать чтение притчи.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Познакомимся с  притчей.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…» 

-Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?

- Смог молодой человек подать милостыню слепому?  

- Милостыню можно подать и пройти мимо, не вникая в проблемы другого человека. У молодого человека не было денег, Но он помог слепому своим участием, своим действием он проявил большую заботу, чем те люди, которые просто давали деньги.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

6. Закрепление нового.

Работа с учебником.

Организовать работу с учебником.

Организует работу с таблицей.

- А теперь подумаем, каждый ли человек нуждается в милосердии.

- Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью.

- Нет. Милосердие так или иначе сопровождает человеческую жизнь.

- Прочитайте в учебнике на с. 92 о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни.

Вернёмся к  таблице, состоящей из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы узнали о милосердии.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию

- Закончите предложения»

Мне было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

_ Домашнее задание: привести примеры милосердия из художественной литературы.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД