Любовь и уважение к Отечеству
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
Цель урока :Формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, её историческим корням и национальным героям, способствовать пониманию и желанию воспитывать в себе качества настоящей личности , гражданина и патриота..
Задачи урока:
1) обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России;2) углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;
3) создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные: сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выражать свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умение высказывать предположение;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.
Предметные: обобщать знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм».
Межпредметные связи:
Окружающий мир, литературное чтение
Виды деятельности:тестовая работа, беседа, опрос, групповая работа, исследовательская работа, творческая работа, работа с иллюстративным материалом,, словарная работа, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: служение, патриотизм
Предварительная подготовка: подготовка песен для прослушивания, мини – исследование «Что такое Родина?», презентация , пословицы о Родине , из истории «Истинные патриоты своей страны» фотографии с музыкальным сопровождением, конверты с заданием, листики для записи, заучивание стихотворений и пословиц о Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, колонки, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение песен «У моей России длинные косички»», «Моя Россия, моя страна! «толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И.,презентация, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур. 4 класс» .
Ход урока.
I.ЭТАП.Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
II.ЭТАП.Проверка домашнего задания.
Тестовая работа по прошедшей теме : «Долг ,свобода, ответственность, труд».
(Слайд 3):
III.ЭТАП.Работа по теме урока.
1. Слушание музыки.
- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины. (Слайд4)
-А теперь внимание на экран! (Презентация)
Звучит отрывок мелодии «У моей России длинные косички» Г. Струве,
«Моя Россия, моя страна!»(Слайд5):
- Что объединяет эти мелодии?
(Они посвящены Родине, России).
- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы? (Чувство любви, восхищения, преданности.)
- А сейчас я предлагаю вам, прочитать цитаты к уроку, подумать, какие слова пропущены.
- Прочтите слова А.С. Пушкина (Слайд 6):
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг,….. посвятим
Души прекрасные порывы!»
К,Г,Паустрвский(Слайд 7):
Человеку нельзя жить без……. ,как нельзя жить без сердца
- К чему призывают великие русские поэты?
(любви к Родине, к Отчизне, к своей семье )
- Молодцы!
- Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои творения Отечеству.
(Дети выводят тему урока)
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству». (Слайд 8):
Найдите ключевые слова в теме урока:
( Учащиеся высказывают: любовь, уважение, Отечество).
3. Выступление группы «исследователей».
- Родина…Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое Родина?» (Слайд 9):
Первый ученик:
Что такое Родина? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Родина» означает отечество , отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка , культуры, быта и нравов. В более узком смысле – чьёлибо место рождения.
Второй ученик:
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: Страна, в которой
человек родился и гражданином которой является; отечество.
- Ребята, можем ли мы сказать, что слова РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО обозначают одно и тоже?(Слайд 10):
А ещё близкое по значению слово? (Отчизна)
4. Работа в группах.
- У каждой группы есть задание, которое позволит нам вспомнить всё, что мы изучали по теме Родина на уроках ОРКСЭ и окружающего мира.
Задание 1 группе.
Государственные символы РФ.(Слайд.11):
Задание 2 группе.
Лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир. (Слайд.12):
Задание 3 группе. (Слайд.13):
Как складывались духовные традиции России?
Выслушиваются ответы каждой группы.
– Итак, наша культура росла и укреплялась питаясь от разных духовных традиций .Традиции похожи на корни .Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его корни подобно этому дереву становится сильнее и крепче наша многонациональная страна. (Слайд 14):
-Что нас объединяет?(Слайд.15):
Нас всех объединяет любовь-к своей семье ,к близким людям ,к своей малой и большой Родине, к нашей России.
-А что такое любовь? ( ответы детей)
Любовь –это основа нашей жизни. (Слайд 16)
-Каждый человек хочет , чтобы его любили. Но если он останавливается только на этом чувстве , то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему:к маме и папе, к брату и сестре,к друзьям,к одноклассникам.
И если вы сочувствуете и жалеете, пусть даже незнакомого человека, то проявляете любовь к ближнему.
- К кому же мы испытываем это светлое чувство? (Слайд 17):
- В чём же ценность любви?
(Выслушиваются ответы детей).
-Ценность любви не в том , что любят вас , а в том, что вы способны любить других.(Слайд 18):
Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме к сестре писал:
« Ты жалуешься ,что тебя никто не любит ,но какое нам дело ,любит ли нас или не любит ?Наше дело:любим ли мы ?»(Слайд.19):
Любовь- это когда можешь жизнь положить «за други своя».
Вас любят родители и другие близкие люди ,ничего не требуя взамен .Вы любите свою семью ,своих друзей, не требуя за это награду. Мы любим свою Родину уже за то ,что она у нас есть.(Слайд.20):
5.Работа по учебнику.
Комментированное чтение учебника страница110.
– Прочитайте
– Какое завещание оставил нам выдающийся писатель, актёр и режиссёр В. М. Шукшин? Почему? (… Помни это. Будь человеком! Он любил Родину и хотел, чтобы и потомки любили и берегли её)
-Прочитайте 3 и 4 абзацы и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России. (Из традиций народов, живущих в нашей стране.)
-Люди каких религий живут в нашей стране? (Иудаизм, ислам, христианство, буддизм)
-Благодаря какому чувству людям удаётся жить в мире и согласии в нашей стране? (Любовь, уважение).
-Любовь и уважение к кому? (Друг к другу, к стране, к Отечеству).
– Как же мы должны относиться к Родине? (Беречь, любить, уважать Родину).
Что значит для вас любить Родину? (знать историю, беречь культуру, приносить пользу…)
- С чего начинается настоящая любовь? (с бескорыстной любви к ближнему).
-В чём заключается ценность любви? (не в том, что любят вас , а в том, что вы способны любить других).
Как проявляется чувство любви по отношению к родным, друзьям, одноклассникам? (Заботой, вниманием, помощью).
- Значит, ЛЮБОВЬ – это служение, которое проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины.
А что значит служить Родине? (Выслушиваются ответы детей).
2)Выборочное чтение.Работа с понятием патриот, патриотизм.
Найдите и прочитайте в учебнике, что такое Отечество?(родная страна)
ОТЕЧЕСТВО – это все мы.
- А в чём же проявляется любовь к своему Отечеству?(в делах и поступках человека).
-Подумайте, что вы можете сделать для других? (сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее).
- Ребята, а как называют тех, кто любит своё Отечество, предан своему народу и готов идти на жертвы во имя интересов своей Родины? (Патриот.)
(Слайд.21):
-А как вы понимаете слово патриотизм?
(Слайд.22):
-Запомните, ребята ,что от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем ПАТРИОТИЗМ.(Слайд.23):
IV ЭТАП. Примеры из истории «Прошлое и настоящее».
-В истории есть немало примеров проявления патриотизма, самопожертвования во имя Отечества. В нашем Отечестве жили и живут замечательные люди, которые любили и любят свою Родину, служили и служат ей, посвящали и посвящают Родине свои жизни, совершают ради неё подвиги.
-Можете ли вы привести примеры, когда люди совершали подвиг ради своей Родины?
V ЭТАП.ФИЗКУЛЬМИНУТКА(Слайд.26):
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
Мы любим свою Родину,(складываем руки на крест к гриди и прижимаем)
А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)
VIЭТАП.Закрепление изученного. Работа в парах.
- У наших народов много пословиц о любви к Родине и патриотизме.
(Трём группам предлагается задание «Восстанови пословицы». В конвертах есть незаконченные пословицы, которые нужно продолжить и объяснить их значение).
Нашему народу Родина всего … (дороже).
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за Родину... (в бой идёт).
Одна мать родна и (Родина одна). (Слайд27):
VII.ЭТАП.Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадях определения: что такое «любовь», «отечество» и «патриотизм» (Слайд28):
VIII.ЭТАП.Творческая работа.(Слайд29):
Синквейн к слову «Отчизна».
Отчизна
Родная, любимая.
Любит, оберегает, защищает.
Мы любим свою Отчизну.
Дом.
IX.ЭТАП. Подведение итогов.
- Что же мы понимаем под словом Отечество, Родина? (Родная страна)
- Какие понятия, были ключевыми на нашем уроке? (Служение, патриотизм).
- В чём же проявляется служение Родине? (Служение проявляется в делах на благо людей и Отечества)
- Что же такое патриотизм? (Патриотизм-чувство любви и преданности Родине, сОтечеству, своему народу, служить интересам своей страны, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов соей Родины).-Какой вывод мы можем сделать?
Мы все разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Многое зависит от нас. (Слайд 30):
Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что граждане принадлежат к разным народам и религиям.
Россия –страна с большой историей. В России живут народы разных национальностей. Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связанны тем что у них одна Родина –Россия.(Слайд31):
- Часто нашу Родину хотели завоевать силой, но у наших врагов ничего не получилось. Только вместе учась и работая, укрепляя свою Родину, мы можем сохранить нашу свободу, наши традиции, дружбу и мир на Земле.
-Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное я убедилась ,что вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.
( Учитель всем дарит буклеты)
Мы гордимся своей Родиной и надеемся, что вы тоже продолжите чтить обычаи наших предков и горячо любить и защищать свою Родину.(Слайд 32):
X. Домашнее задание.(Слайд 33)
1) стр.109-111.
2) Побеседовать с родителями и привести пример служения Родине родственников или односельчан.
3).Поисковое задания 3 группам: каждая группа приготовит патриота станичника в СВО на Украине и ответит на вопрос, в чём проявился патриотизм героя.
XIЭТАП.Рефлексия.(Слайд34 ).
Закончите фразу:
Сегодня я узнал…
Я понял…
Я буду…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь и уважение к Отечеству
Россия - огромная страна. В ней живут люди разных народов и национальностей, разных верований. Люди должны любить и уважать свою Родину....
Урок "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок по куру ОРКСЕ...
Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...
урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"
урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...
«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....
ОРК и СЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
Занятие по ОРК и СЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Любовь и уважение к Отечеству»....
Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"
Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству" Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....