ОПК_Победа над смертью_Пасха
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Ивахина Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Разработка урока ОРКСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

на тему «Победа над смертью. Пасха»

4 класс (10-11 лет)

Автор: Ивахина

Галина Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2023

Тема:  «Победа над смертью. Пасха»

Базовый учебник: Автор: Л.Л. Шевченко, издательство «Можайский полиграфический комбинат» , 2016. ( с.47-51)

Цель урока: создание условий  для формирования представления  учащихся о Воскресении Христове, о бессмертии.

Задачи:

Метапредметные: 

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: 

-знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;

-понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Личностные: 

-развитие этических чувств.

Словарик к уроку:  Воскресение Христово. Спасение. Бессмертие. Смерть духовная. Пасха.

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись церковных пасхальных песнопений, учебное пособие «Основы православной культуры» Л. Л. Шевченко, распечатанные эскизы пасхальных яиц, цветные карандаши.

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Ход урока.

I.Организационный этап.

-Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наш  урок пройдёт интересно, и вы сможете показать свои умения активно работать.

-Девизом нашего урока я выбрала пословицу  «Берись дружно, не будет грузно». (слайд 4)

-Как вы думаете почему? (обобщение ответов детей).

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Прочитайте стихотворение  Я.П. Полонского «Пасхальные вести», выразительное чтение которого вы  приготовили дома.

- О каком событии оно?

Учитель читает окончание  стихотворения (слайд 5)

                    Бог воскрес, и смерть побеждена!

                    Эту весть победную примчала

                    Богом воскрешенная весна…

                    И кругом леса зазеленели,

                    И теплом дохнула грудь земли.

                    И, внимая трелям соловьиным,

                    Ландыш и розы зацвели.

- О каком событии эти строки?

- Тема сегодняшнего урока «Победа над смертью». (слайд 6)

Учитель подводит учащихся к осознанию цели  и задач урока, корректирует учащихся.

 III. Актуализация знаний.

- Один из семи дней называется воскресеньем. А почему его так назвали?

-  Прочитайте отрывок из источников христианской культуры  «Воскресение Христово» на странице 47 первую  часть и скажите:

- Когда и как воскрес Христос?

- Что вы знаете о плащанице?

Чтение рубрики «Это интересно»

Чтение стихотворения «Живая любовь»

-Что христиане называют живой любовью?

-В каких делах она проявляется?

-Попробуйте привести примеры христианской любви в жизни современного человека.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

- Как мы отмечаем  этот день?  

- Чему христиане радуются в пасхальные дни?

- Посмотрите как изобразил это событие русский художник М.В. Нестеров. (слайд 7) 

- Какие слова произносятся в этот день?

- В эти дни в храмах поется торжественное песнопение:  «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть и находящимся в гробах дав жизнь)

Слушание отрывка из песнопения. (слайд 8)

-Эти слова говорят о том, что смерть побеждена, что человек бессмертен, его душа бессмертна.

- Прочитайте вторую часть текста «Воскресение Христово» о бессмертии.

- Зачем Христос создал церковь?

-Давайте поразмышляем о вечной жизни. Рубрика «Обсуждаем – размышляем»

- Прочитайте стихотворение Н. Гнедича «У Бога мертвых нет».

- Что означают слова «у Бога мертвых нет» для христиан?

V.Физминутка (слайд 9)

В храме мы – в гостях у Бога.

Всюду свечи – много-много.        

(Руки, сведённые вместе, выносят вперёд-вверх, через стороны опускают вниз. Правую руку отводят в сторону и делают поворот  тела вправо, не отрывая ног от пола /то же – влево)

Мы  на цыпочки привстанем,

Чтоб самим  свечу поставить.        

(Привстают на цыпочки с поднятой вверх правой рукой/, опускаются.)

VI. Первичная проверка понимания  

- Вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

- Почему Кай не смог сложить из льдинок слово «вечность»?

VII. Первичное закрепление 

- Послушайте рассказ «Бессмертие» и  помогите  мальчику ответить на вопрос: «А потом?»

VIII.Творческая работа

-Что  мы готовим на Пасху?

- По обычаю накануне Пасхи выпекают высокий круглый сдобный хлеб-кулич (слайд 10), который освещают в церкви. Кулич является символом артоса-хлеба, благословленного Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

- Еще одним пасхальным блюдом является пасха(слайд 11) -это творог со сливками или сметанной, спрессованный в виде усеченной пирамидки, на боковых сторонах которой изображен крест и надписи «ХВ» («Христос Воскресе»). Пасха символизирует Гроб Господень.

- Ну и, конечно, яйца красили (слайд 12), покрывали узорами и дарили в подарок своим друзьям. Пасхальные яйца, которые покрывают узорами  и рисунками называются писанками. Каждый узор или рисунок на пасхальном яйце имеет своё значение:

*звездочки-пожелание нравственной  чистоты.

*сосновые веточки-пожелания здоровья

*бабочка-веселая  легкая жизнь

Создают эскиз росписи яйца (см. Приложение).

IX.Домашнее задание

(слайд 13) 

Подготовить сообщение о самом радостном празднике для христиан. Это может быть проект, рассказ, стихотворение, рисунок. 

X.Рефлексия (слайд 14)

- Ребята, что вы узнали нового на уроке?

- В чем смысл жизни человека?

- Подведем итог, дополняя предложения

* Мне было интересно…

* Я понял, что…

* Я почувствовал, что…

* Было трудно…

* Меня удивило…

* Я сделал вывод, что…

* Мне захотелось…

Приложение


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"

Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....

Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"

Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....

Сценарий районного конкурса чтецов «Цена Победы», посвященного 65- летию Победы над немецкими захватчиками. (для учащихся 4 классов)

Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Победа деда - моя победа» (к 65-летию победы в Великой Отечественной войне)

Цели:расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;воспитание уважени...

Внеклассное мероприятие. " Победа! Победа! Победа!"

В данной разработке содержится материал  с подборкой песен и стихов ко Дню Победы....