«ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ» (Иоан.3:8)
статья по орксэ (4 класс)

Волокитина Елена Сергеевна

(Обобщение опыта преподавания модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах общеобразовательной школы»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волокитина Елена Сергеевна

Учитель начальных классов,

преподаватель основ православной культуры

МБОУ «СОШ № 102»

г. Воронеж, Воронежская область

«ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ» (Иоан.3:8)

(Обобщение опыта преподавания модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах общеобразовательной школы»)

Наверное, нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое называется «наши дети». Это будущее в существенной степени зависит от нас, от того, что мы сможем дать этим детям, чему мы их научим и какие примеры им подарим.

Православное воспитание получает сегодня в России гражданские права. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» 15 февраля 2009г., отметил: «…у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».

Радует, что в общеобразовательных школах проводятся уроки по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого являются «Основы православной культуры». И это неслучайно. В России сейчас налицо нравственный и идеологический кризис. Он должен быть осмыслен нами во всей его остроте и глубине, ибо, что он такое, как не кризис наших душ.

С поиском путей выхода из духовного кризиса в наше время происходит перемещение актуальных проблем педагогики в сферу нравственного потенциала педагогической деятельности, духовного развития личности. Мы понимаем, что человек нравственный хорошо воспитан, умен, он знает и выполняет основные правила и нормы поведения в обществе. Но другое дело человек духовный, благочестивый.  Его нравственность опирается на законы совести, законы высшего бытия. Понятие «духовность» очень сложное и многогранное, оно имеет древнее церковное происхождение. Дух есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Духовность – это степень совершенства душ каждого человека по отношению к христианскому идеалу. Сейчас мы понимаем, почему в России во главу угла всегда ставилось духовно-нравственное воспитание. Потому что нравственность без духа невозможна. Нравственность – это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Духовный, благоговейный человек – это особый образ человека, а образование – это открытие духовного в человеке. В одном из царских постановлений Российского императора Николая II говорится: «Подтверждаю Мое требование, чтобы в школах с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье».

Однако сколько времени упущено за последнее столетие. В современной школе всё внимание сосредоточено в основном на обучении. Казалось бы, всюду говорится об актуальности нравственного возрождения России. Однако мы видим, как средства массовой информации, Интернет, повсеместная реклама, реальная жизнь общества насаждают насилие, агрессию, себялюбие и полную безответственность. Страшные слова «наркомания», «криминальные сообщества», «терроризм» стали, к сожалению, привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного «общества потребления» оказались дети. В силу возраста, еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю – семьи. В последние годы наши ученые сделали поразительное открытие. Одна из основных причин проблем современного общества- тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством людей. Очевидно, что духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения под угрозой, поэтому откладывать духовное воспитание детей и подростков до позднего времени- это значит подвергать их крайней опасности. Надо вместе противостоять невежеству и развращению наших детей. 

Святитель Феофан Затворник в своей работе «Путь ко спасению» пишет о том, что мы должны создать вокруг ребенка душеспасительную атмосферу, дать пищу для его глаз, слуха, осязания, обоняния. Среда, в которой формируется ребенок, дает святые образы для его глаза, благозвучное пение для уха, благоухание для органов чувств. Единственный открытый мир души – это очи ребенка, поэтому любящий взгляд взрослого, взаимная любовь – необходимое условие воспитания чувств.

Алексей Алексеевич Ухтомский, известный советский академик был монахом, тайным епископом. Он говорил, что «…мир, в котором ты живешь – это мир, который ты заслужил. Потому что чистых чувств у людей встретить невозможно, чистые чувства есть только у детей. Всего легче соблазнить душу дитяти: она так проста и так восприимчива».

Дитя не знает по опыту пагубных последствий заблуждения и порока; оно не подозревает ни в ком обмана и отдается каждому впечатлению. Поэтому сердце ребёнка открыто и непорочно. Чем наполнено будет это сердце зависит от нас – взрослых.  

Некоторые педагоги считают, что ребёнок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. Возможно, они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что «забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу».

По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем начать знакомить младшего школьника с православием, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал основы православной культуры в стенах общеобразовательной школы. Исходя из данных убеждений, организовала опрос родителей, целью которого было выяснить, существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают нашу школу, на введение изучения модуля «Основы православной культуры» учебного предмета ОРКСЭ. Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что православное воспитание не просто востребовано родителями. Во многом это объясняется тем, что родители являются прихожанами храмов нашего города, в частности Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица», расположенного рядом с нашей школой.

Меня зовут Волокитина Елена Сергеевна. Я – учитель начальных классов «МБОУ СОШ №102» г. Воронежа. Два года назад переехала в Воронеж из Ельца и с тех пор веду курс «Основы православной культуры» у обучающихся 4-х классов нашей школы. Но мой путь к освоению этого важного предмета начался ещё 10 лет назад в лицее №5 города Ельца.

В моей жизни было много моментов, когда я ощутила на себе и своей семье чудо Господне. И мои внутренние переживания я пытаюсь отразить на уроках, которые  до сих пор веду с удовольствием, влюбившись в этот курс.

К настоящему времени сложилась уже целая система уроков, помогающих вести разговоры действительно о самых важных понятиях: милосердие и сострадание, совесть и раскаяние, заповеди, православная молитва.

Свои уроки по модулю «Основы православной культуры» учебного предмета ОРКСЭ я начала разрабатывать в рамках международного мастер-класса по изучению программного обеспечения интерактивной доски на педагогическом портале «Методисты» и получила высокую оценку преподавателей ОПК и учителей-предметников.

Достичь цели непросто. На своих уроках я использую различные формы и приёмы: работа с текстами фольклорных и литературных произведений, иллюстрациями, фрагментами мультфильмов, которые близки современным детям, песнями-притчами; работа проходит в парах, группах, фронтально и индивидуально. Также разрабатываю упражнения для работы с интерактивной доской. Но самой важной, на мой взгляд, остаётся работа со словом, с его глубинным смыслом.

К урокам разрабатываю рабочие листы, которые помогают активизировать деятельность ребят, поставить в активную позицию. Однако самое главное – это беседа, размышления, и здесь мне ценна обратная связь, отклик детского сердца.

В описываемом опыте хотелось бы остановиться на организации своих занятий по модулю «Основы православной культуры». При подготовке к урокам ставлю перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания:

  • Познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
  • Воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, классу, школе, своему родному городу, Отечеству.
  • Помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
  • Познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, их историей, традициями.

Руководствуюсь следующими педагогическими принципами:

  • высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;
  • искреннее, чуткое отношение к детям;
  • наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации;
  • формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;
  • закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;
  • взаимодействие с социальными партнерами: семьей, воскресной школой Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица»;
  • непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в школе;
  • положительная окраска любой деятельности, которой мы занимаемся с детьми.

Классическая древность завещала нам три основных правила ораторского искусства, которых стараюсь придерживаться при организации работы с детьми и родителями:

  1. Педагог должен иметь своей задачей учить, трогать или приводить в движение, то есть одновременно действовать на три главные способности человеческой души – ум, чувство и волю.
  2. Безнравственный человек не может стать истинным педагогом.
  3. Речь педагога должна отличаться такою прозрачной ясностью, чтобы он не только мог быть понятым, но чтобы его нельзя было не понять.

Технология подготовки занятий включает несколько этапов работы:

  • Подбор литературы и информационное обеспечение. Разработка занятия– один из наиболее важных компонентов при подготовке к уроку, от него зависит насколько содержательным будет сам урок. Использую ресурсы сети Интернет, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы православного портала «Азбука». Очень интересны и доступны детям рассказы детской странички газеты «Вера», журналов «Духовно-нравственное воспитание», «Православная радуга», «Свечечка», добрые истории для малых ребят «Зёрнышки».
  • Обязательным компонентом подготовки к занятию является разработка рабочих листов. Листы, как навигаторы по ходу урока, благодаря которым каждый ребенок включен в процесс обучения. Они позволяют организовать продуктивную самостоятельную работу обучающихся с учебным материалом, помогают активизировать учеников на любом этапе урока, являются замечательным помощником для получения обратной связи.
  • Подбор видеоматериалов (православных мультфильмов, притч) позволяет предоставить информацию, которой нет в учебниках. Правильно подобранные видеосюжеты повышают активность учащихся на уроке и порождают у них желание выразить свое мнение по поводу увиденного. Еще одним достоинством видеоматериалов является сила впечатления и эмоционального восприятия. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному.
  • Создание дидактического материала направлено на приобретение прочных знаний, осуществления индивидуального подхода к каждому ученику.

Говоря о результативности воспитательной и образовательной деятельности, на мой взгляд, сложно измерить духовность человека вообще, тем более у маленького христианина. Гораздо позже придет осознание основ нравственности, заложенных в раннем детстве. Задумаемся над словами Иродиона Ветринского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии (XIX век): «Утвердить добрый характер дитяти в добре, а дурный и наклонный ко злу направить и расположить к правилам добродетели, сообразно призванию питомца – вот великая тайна воспитания». Эта тайна сейчас неведома для нас, в ней заложены будущие плоды наших трудов, будущее нашего общества, будущее России.

На мой взгляд, результатом работы можно считать возросшую активность детей и родителей в выборе модуля «Основы православной культуры».

«А недалеко от нас была церковь, высокая, белая. Несколько раз в день она громко-громко звонила. Звон ее, казалось, наполнял все пространство между небом и землей. Когда звонила церковь, ничего не было слышно во всем городе, кроме звона. Церковь с колоколами, как гроза с громами, заглушала все, что было вокруг и внизу. Я слушал, и мне казалось, что колокола что-то говорят…»

Это воспоминания 8-летнего мальчика, героя рассказа Самуила Яковлевича Маршака из книги «Из незавершённого».

Удивительно, но как умеют колокола пробудить от духовного сна, помочь в стремлении к постижению богатой сокровищницы православных истин.

Церковный благовест начинает свое звучание с одного большого колокола. Он как учитель. К нему присоединяется перезвон маленьких колоколов, его учеников. Чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, нужно начинать звонить в маленькие колокольчики маленьких сердечек маленьких человечков. Уверена, что в этом и есть моя основная цель в преподавании основ православной культуры.

«Красота – это божье сияние внутри человека», – сказала народная артистка Инна Чурикова. Вот и я стараюсь распахнуть это окно в мир, показать его красоту своим ученикам. Но ведь красота мира – это не только красота природы, но и красота самого человека, его лучшие качества, такие, как сострадание, милосердие, любовь, взаимопомощь. Многие дети и сейчас не знают значений этих красивых слов, а ведь так важно, чтобы человек был именно таким.

«Я слушал, и мне казалось, что колокола что-то говорят. Ведь не болтают же без смысла люди, когда говорят много часов подряд, не уставая и не путаясь, когда спрашивают и отвечают. Но колокола говорили непонятно, не по-русски, а скорее всего так, как разговаривали пекаря в пекарне по-турецки или по-татарски: млы, блы, бом, дзын», - вспоминает 8-летний герой С.Я. Маршака.

Мне очень важно, чтоб звон моего колокольчика был услышан и понят ребятами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры», М., «Православная педагогика», 2003г.
  2. Журналы «Свечечка», «Православная радуга», «Божий мир», православная газета Севера России «Вера», «Духовно-нравственное воспитание».
  3. Новиков А. – Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. СПб., Санин, 2004г.
  4. Склярова Т.В., Янушкевичене О.Л. – Возрастная педагогика и психология. Московский Издательский Дом «Покров», 2004 г.
  5. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня», М., 1996г.
  6. Сурова Л.В., программа «Введение в предание».
  7. Ушинский К.Д. – Родное слово, М., «Лествица», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

Проект "Церковь Иоанна Предтечи - уникальный памятник Серпуховского района Московской области"

Детский творческий  проект . 3 место во Всероссийском конкурсе "Паганель"...

Святыни Земли Мордовской. Иоанно – Богословский Макаровский мужской монастырь.

Предпосылкой создания презентации явилось мое стремление перенести из прошлого и сохранить в настоящем нравственные ценности, духовные и общественные институты, традиции исторической преемственности, ...

Основы православной культуры "Рождество Иоанна Предтечи"

Пробуждать интерес  младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству; познакомить детей с евангельским  повествованием  о Рождестве Иоанна Предтечи, обогащать сл...

Проект "Святой праведный Иоанн Кронштадтский"

В этой работе представлены разные этапы работы над проектом:экскурсия , сочинение об экскурсии, конкурс рисунков, праздник....

Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"

В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....