ОРКСЭ "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Хусаенова Эльвина Зиннуровна
Милосердие - качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Милосердие" 4 класс 38.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (СВЕТСКАЯ ЭТИКА)

ТЕМА: «МИЛОСЕРДИЕ»

Составитель: Хусаенова Эльвина Зиннуровна

Должность: учитель начальных классов

Туймазы, 2023г.

Ход урока

Этапы урока

                                   Деятельность учителя и учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность)

Планирование деятельности на уроке

«Сотвори солнце в себе» Слайд (красивое солнце)

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце, и несет тепло  всем – всем. Давайте пожелаем всем нам теплого и доброго отношения друг к другу, и хорошего настроения!  Откройте глаза.

- Оно поможет нам сегодня узнать много нового на уроке.

- Для начала предлагаю составить план урока (слайд)

1. Повторим необходимые знания.

2. Узнаем новое, сделаем вывод.

3. Закрепим и будем применять полученные на уроке знания.

2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)

- Мы живем в замечательной стране – Россия.  Наша страна многонациональна.  Существует много семей, в которых живут люди разных национальностей.

- Как же они уживаются друг с другом?  (Потому что человеческие отношения не зависят от их национальности и вероисповедания. Нужно одинаково уважительно относиться ко всем людям, несмотря на их принадлежность к другому языку, другой нации или другой религии)

- Чтобы человеку было легче разобраться в своих поступках, в своём поведении, понять, где добро, а где зло, существуют нравственные законы.

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик и  определить  тему урока.

– Как продавец назвал мальчика? (Милосердным, сердечным хозяином)
– Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему? (Быть добрыми, внимательными к окружающим, оказывать помощь больным,  учит состраданию и быть милосердным к другим).

- Сформулируйте тему урока.  (Милосердие)

- Какова цель урока?  (стать более милосердным)

- Какие задачи поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы узнаем:

- значение слова милосердие

- в чём выражается милосердие  

 - о важности  проявления доброжелательного отношения к другому человеку.

4. «Открытие нового знания»

 Знакомство с новым понятием

Кроссворд  

Работа в группах

Работа на экране

Физминутка

Работа по учебнику

Знакомство с новым понятием

Работа по учебнику

Работа по группам

– От каких слов образовано слово милосердие?

 - В этом слове соединились два слова: милость и сердце.

 МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.

- Давайте узнаем, какое толкование дают словари.

- У нас  ребята  подготовились и пришли со словарями.  Послушаем, какое определение слову даёт  Владимир Иванович Даль, Сергей Иванович Ожегов, Константин Дмитриевич Ушаков и современный  толковый  словарь.

В.И. Даль: В толковом  словаре В.И. Даля дано следующее толкование:  «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

- С.Ожегов дал такое определение этому слову:   Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

-Современный толковый словарь: Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.д

- Давайте обобщим понятие «милосердие» из всех словарей и выделим группу слов, близких по значению.

- Назовите пару слов из определения, которое кратко характеризует значение слова «милосердие».  Соединим все ваши слова  и дадим общее определение слову «милосердие».

Вывод: Милосердие – сердоболие, сочувствие, готовность оказать помочь, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

- А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660617/img2.gif

1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.

- Из каких составляющих состоит милосердие?  (из любви, заботы, уважения, сострадания, доброты,  доверия)

-  Быть милосердным, значит помогать другим. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

- Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями...

- Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? Почему?

- Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце.

- А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

- Какие из перечисленных поступков, приносят радость и поселяются в нашем сердце навсегда?

- Оставьте те утверждения, которые можно отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Игра «Тепло моего сердца»

– Давайте, проверим себя. Насколько мы милосердны и умеем ли мы совершать добрые поступки.

- У меня в руках макет сердца. Передавая его друг другу, назовем те хорошие дела, которые мы совершили в своей жизни. Я начну с себя: я уступаю место пожилым и женщинам с маленькими детьми место в автобусе.

-  А что сделали вы? (дети называют свои дела)

 -Спасибо. От того, что я сейчас услышала, мне стало радостно на душе. Теперь я уверена, что из вас вырастут добрые и милосердные люди. Мы повесим сердце нашего класса на самом видном месте, чтобы всегда помнить о доброте и милосердии.

- Откройте учебник на стр 116. Прочитаем, в каких ещё делах проявляется милосердие.

(чтение рубрики «Дополняем свои знания») – 1 ученик вслух

– Послушайте одну историю… Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка, я тебе помог, а ты мне за это дай 5 рублей».

– Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так нельзя делать?

– Только та помощь, которую мы совершаем без какой – либо выгоды, и есть милосердие.

- А как вам кажется, легко ли быть милосердным?

- Если ты будешь совершать дела милосердия, то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат.

- Каждый поступок для кого-то предназначен, он совершается, творится во благо. А значит, как можно назвать поступки, которые совершают милосердные люди? (благотворительностью)

- А как вы понимаете слово «благотворительность»?

- Давайте обратимся к словарю.

 Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

-Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной деятельности? (участие в ежегодной акции «Твори добро», «Доброе сердце», «Ковчек»…)

- Какие благотворительные акции проходят  в нашем городе?

1) В контакте есть группа «Благотворительная помощь детям г.Туймазы», где проводятся различные акции : «Подари книгу детям!», эстафеты добрых дел и т.д.,
2)  в городе проходят акции «Подари улыбку ребенку»,  «Новогодний подарок» , благотворительные новогодние елки и  др.

- Какие благотворительные организации, фонды  есть у нас в республике?  (Благотворительный фонд защиты животных «Доброта», ZооПланета,   "Мархамат", Благотворительный фонд имени В.Л.Засова  Жизнь детям,  Наши Дети,  Спаси меня,  Мать и Дитя,  Дорога к детям и др.)

- Всего около 30 фондов. Все они оказывают помощь нуждающимся.

- О каких благотворительных фондах России  вы часто слышите с экрана телевизора?

1.  Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» на первом канале;

2. Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»

Микроитог:

- откройте учебник на стр 120

- Вы увидите, какие ещё есть эмблемы благотворительных организаций.

-Прочитаем, что говорит светская этика о благотворительности.

(Светская этика и законы жизни в миру подразумевают помощь ближнему и заботу о нём: всем миром строятся дома, собираются деньги и вещи на помочь нуждающимся. Об этом говорят и народные пословицы:  «С миру по нитке-бедному рубашка», «Мир не без добрых людей»)

- Как вы понимаете эти пословицы?

 – В традиционных религиях есть традиция – пожертвование.

- Как вы понимаете это слово? ( это дарение денег, каких-то вещей)
– Я предлагаю обратиться к учебнику и найти информацию о том, как каждая религия участвует в благотворительности, а именно  пожертвовании на нужды неимущих: 1 группа – в  Исламе,  2 группа – в Иудаизме, 3 группа –  в Христианстве, 4 группа –в Буддизме.

- Что говорит этика Ислама? и т.д.

- Ребята, а ещё эта религия считает, что на свете есть семь пожертвований, которые может сделать и бедный человек, не имеющий никакого состояния:
Во-первых, физическое жертвование. Это служение своим трудом, высшая форма которого — самопожертвование.
Во-вторых, духовное жертвование. Это чуткое и внимательное отношение к окружающим людям и вещам.
В-третьих, жертвование глазами. Это добрый и кроткий взгляд, умиротворяющий окружающих.
В-четвертых, жертвование мягким лицом. Это постоянная теплая улыбка на губах.
В-пятых, жертвование словами. Это слова участия и внимания.
В-шестых, жертвование местом. Это значит уступать свое место другим.

В-седьмых, жертвование своим домом. В своем доме давать приют на ночь другим.

- А свойственно ли это другим религиям?
- Все эти пожертвования может делать всякий человек в своей повседневной жизни, независимо от религии.

4.Закрепление материала

– Чему учат религии разных народов?
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

5.Подведение итогов

- Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?

– Над чем заставил задуматься этот урок?
– Что означают понятия «милосердие», «благотворительность»?
– Захотелось ли вам сделать добрые дела?

 - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренни  и естественны. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.

И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому.

Домашнее задание

- Ребята, дома расскажите родителям о нашем уроке, вместе с родителями ответите на вопросы из учебника на с. 120. и выполните задания по выбору:

1) Напишите сочинение на тему «Милосердие вокруг меня»

2) Составить список добрых дел, которые вы можете совершить.
3) подобрать пословицы по нашей теме

Рефлексия

- Из сегодняшнего разговора я еще раз убедилась, что в нашем классе все дети с большим и добрым сердцем. Ведь самое главное в человеке - это сердце, в котором берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.

        Я хочу попросить всех вас: творите добро, делайте добрые дела, пусть даже самые маленькие,  и от этого нам, прежде всего нам, нашей душе будет легче и спокойнее. Ведь быть человечным - это значит приносить людям радость.

- А у меня ещё остались «сердечки милосердия», правда, они пока маленькие. Я хочу поделиться ими с вами. Нарисуйте на них улыбку, если вам понравился наш урок.

- Спасибо за активную работу. Урок окончен.