ОРКСЭ "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Милосердие" 4 класс | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (СВЕТСКАЯ ЭТИКА)
ТЕМА: «МИЛОСЕРДИЕ»
Составитель: Хусаенова Эльвина Зиннуровна
Должность: учитель начальных классов
Туймазы, 2023г.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность) Планирование деятельности на уроке | «Сотвори солнце в себе» Слайд (красивое солнце) - В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце, и несет тепло всем – всем. Давайте пожелаем всем нам теплого и доброго отношения друг к другу, и хорошего настроения! Откройте глаза. - Оно поможет нам сегодня узнать много нового на уроке. - Для начала предлагаю составить план урока (слайд) 1. Повторим необходимые знания. 2. Узнаем новое, сделаем вывод. 3. Закрепим и будем применять полученные на уроке знания. |
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания») | - Мы живем в замечательной стране – Россия. Наша страна многонациональна. Существует много семей, в которых живут люди разных национальностей. - Как же они уживаются друг с другом? (Потому что человеческие отношения не зависят от их национальности и вероисповедания. Нужно одинаково уважительно относиться ко всем людям, несмотря на их принадлежность к другому языку, другой нации или другой религии) - Чтобы человеку было легче разобраться в своих поступках, в своём поведении, понять, где добро, а где зло, существуют нравственные законы. |
3. Постановка учебной задачи. | - Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик и определить тему урока. – Как продавец назвал мальчика? (Милосердным, сердечным хозяином) - Сформулируйте тему урока. (Милосердие) - Какова цель урока? (стать более милосердным) - Какие задачи поставим перед собой? - Сегодня на уроке мы узнаем: - значение слова милосердие - в чём выражается милосердие - о важности проявления доброжелательного отношения к другому человеку. |
4. «Открытие нового знания» Знакомство с новым понятием Кроссворд Работа в группах Работа на экране Физминутка Работа по учебнику Знакомство с новым понятием Работа по учебнику Работа по группам | – От каких слов образовано слово милосердие? - В этом слове соединились два слова: милость и сердце. МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе) Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие. - Давайте узнаем, какое толкование дают словари. - У нас ребята подготовились и пришли со словарями. Послушаем, какое определение слову даёт Владимир Иванович Даль, Сергей Иванович Ожегов, Константин Дмитриевич Ушаков и современный толковый словарь. В.И. Даль: В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. - С.Ожегов дал такое определение этому слову: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. -Современный толковый словарь: Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.д - Давайте обобщим понятие «милосердие» из всех словарей и выделим группу слов, близких по значению. - Назовите пару слов из определения, которое кратко характеризует значение слова «милосердие». Соединим все ваши слова и дадим общее определение слову «милосердие». Вывод: Милосердие – сердоболие, сочувствие, готовность оказать помочь, любовь на деле, готовность делать добро всякому. - А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.
1. Группа живущих вместе родственников. 2. Самое ценное, что есть у человека. 3. Самоотверженная, искренняя привязанность. 4. Проявление внимания к ближнему. 5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. 6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. 7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. 8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь. 10. Место обитания всех этих чувств. - Из каких составляющих состоит милосердие? (из любви, заботы, уважения, сострадания, доброты, доверия) - Быть милосердным, значит помогать другим. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. - Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... - Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? Почему? - Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. - А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце. - Какие из перечисленных поступков, приносят радость и поселяются в нашем сердце навсегда? - Оставьте те утверждения, которые можно отнести к милосердию. Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет. Игра «Тепло моего сердца» – Давайте, проверим себя. Насколько мы милосердны и умеем ли мы совершать добрые поступки. - У меня в руках макет сердца. Передавая его друг другу, назовем те хорошие дела, которые мы совершили в своей жизни. Я начну с себя: я уступаю место пожилым и женщинам с маленькими детьми место в автобусе. - А что сделали вы? (дети называют свои дела) -Спасибо. От того, что я сейчас услышала, мне стало радостно на душе. Теперь я уверена, что из вас вырастут добрые и милосердные люди. Мы повесим сердце нашего класса на самом видном месте, чтобы всегда помнить о доброте и милосердии. - Откройте учебник на стр 116. Прочитаем, в каких ещё делах проявляется милосердие. (чтение рубрики «Дополняем свои знания») – 1 ученик вслух – Послушайте одну историю… Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка, я тебе помог, а ты мне за это дай 5 рублей». – Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так нельзя делать? – Только та помощь, которую мы совершаем без какой – либо выгоды, и есть милосердие. - А как вам кажется, легко ли быть милосердным? - Если ты будешь совершать дела милосердия, то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным. - Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат. - Каждый поступок для кого-то предназначен, он совершается, творится во благо. А значит, как можно назвать поступки, которые совершают милосердные люди? (благотворительностью) - А как вы понимаете слово «благотворительность»? - Давайте обратимся к словарю. Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. -Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной деятельности? (участие в ежегодной акции «Твори добро», «Доброе сердце», «Ковчек»…) - Какие благотворительные акции проходят в нашем городе? 1) В контакте есть группа «Благотворительная помощь детям г.Туймазы», где проводятся различные акции : «Подари книгу детям!», эстафеты добрых дел и т.д.,2) в городе проходят акции «Подари улыбку ребенку», «Новогодний подарок» , благотворительные новогодние елки и др.- Какие благотворительные организации, фонды есть у нас в республике? (Благотворительный фонд защиты животных «Доброта», ZооПланета, "Мархамат", Благотворительный фонд имени В.Л.Засова Жизнь детям, Наши Дети, Спаси меня, Мать и Дитя, Дорога к детям и др.) - Всего около 30 фондов. Все они оказывают помощь нуждающимся. - О каких благотворительных фондах России вы часто слышите с экрана телевизора? 1. Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» на первом канале; 2. Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» Микроитог: - откройте учебник на стр 120 - Вы увидите, какие ещё есть эмблемы благотворительных организаций. -Прочитаем, что говорит светская этика о благотворительности. (Светская этика и законы жизни в миру подразумевают помощь ближнему и заботу о нём: всем миром строятся дома, собираются деньги и вещи на помочь нуждающимся. Об этом говорят и народные пословицы: «С миру по нитке-бедному рубашка», «Мир не без добрых людей») - Как вы понимаете эти пословицы? – В традиционных религиях есть традиция – пожертвование. - Как вы понимаете это слово? ( это дарение денег, каких-то вещей) - Что говорит этика Ислама? и т.д. - Ребята, а ещё эта религия считает, что на свете есть семь пожертвований, которые может сделать и бедный человек, не имеющий никакого состояния: В-седьмых, жертвование своим домом. В своем доме давать приют на ночь другим. - А свойственно ли это другим религиям? |
4.Закрепление материала | – Чему учат религии разных народов? |
5.Подведение итогов | - Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились? – Над чем заставил задуматься этот урок? - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренни и естественны. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому. |
Домашнее задание | - Ребята, дома расскажите родителям о нашем уроке, вместе с родителями ответите на вопросы из учебника на с. 120. и выполните задания по выбору: 1) Напишите сочинение на тему «Милосердие вокруг меня» 2) Составить список добрых дел, которые вы можете совершить. |
Рефлексия | - Из сегодняшнего разговора я еще раз убедилась, что в нашем классе все дети с большим и добрым сердцем. Ведь самое главное в человеке - это сердце, в котором берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга. Я хочу попросить всех вас: творите добро, делайте добрые дела, пусть даже самые маленькие, и от этого нам, прежде всего нам, нашей душе будет легче и спокойнее. Ведь быть человечным - это значит приносить людям радость. - А у меня ещё остались «сердечки милосердия», правда, они пока маленькие. Я хочу поделиться ими с вами. Нарисуйте на них улыбку, если вам понравился наш урок. - Спасибо за активную работу. Урок окончен. |
- Мне нравится (2)