ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «Ангел-хранитель, небесный покровитель»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

 

1.  познакомить детей с понятиями «ангел-хранитель», «небесный покровитель»,

2. показать укоренённость православия в культуре и жизни народа,

3.помочь детям задуматься о значении и роли семейных традиций,  

4. обогащать словарь ребенка новыми словами.

5. воспитывать любовь к ближним, трудолюбие, послушание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_angel-hranitel_.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение основная

общеобразовательная школа с. Кувыка

Конкурс «Православный учитель»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Ангел-хранитель, небесный покровитель»

ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Подготовила:

Ковальчук  Раиса Ивановна

учитель начальных классов и

                     ОРКСЭ

2023г.

Тема: Ангел-хранитель, небесный покровитель.

Цель: Дать представление об ангеле-хранителе и небесном покровителе.

Задачи: 1.  познакомить детей с понятиями «ангел-хранитель», «небесный покровитель», 2. показать укоренённость православия в культуре и жизни народа, 3.помочь детям задуматься о значении и роли семейных традиций,   4. обогащать словарь ребенка новыми словами.

5. воспитывать любовь к ближним, трудолюбие, послушание.

Оборудование:  1. Карточки с солнышком и тучкой, 2. Фонограмма песни группы «Непоседы»-«Ангел летит» и «Ангел-хранитель мой», 3. Картинки с ангелами, 4. Презентации: «Ангелы. Ангельская иерархия», 5. Ножницы, клей, картон, бумага, поетки.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3.  Работа по теме занятия.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Доброе утро. (Слайд 1) Мне очень приятно вас видеть. Зовут меня Раиса Ивановна и сегодняшнее занятие, вести у вас буду я.

Я попрошу вас улыбнуться друг другу, мысленно направив во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, пожелаем доброго здоровья. Садитесь

-А какое у вас настроение? Возьмите в руки солнышко, если у вас хорошее настроение или тучку, если не очень.

- Как светло стало от ваших солнышек!

  1. Сообщение темы и цели занятия.

- Закройте глаза и думаем о чем-то приятном. МУЗ, на 1(Прослушивание песни группы «Непоседы» - «Ангел летит»  Во время прослушивания песни детьми, учитель вешает картинки с  изображением ангелов) (слайд 2)

- Открывайте глаза. 

- Что вы видите на этих  картинках? (Ангелов) МУЗ. На 2

-Ребята, а кто такие ангелы? (Ангелы – это духи, они бестелесны, бессмертны. Их создал  Бог и повелел им оберегать человека) 

- Верно, ребята, Ангелы охраняют нас и ночью, и  днем.

 Господь послал всем людям, кто чтит все Его заповеди, Своего ангела, который и сохраняет нас от опасностей.

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об ангелах –хранителях)

-Верно, тема нашего занятия «Ангел-хранитель, небесный покровитель» (слайд 3)

III. Работа по теме занятия.

- Ангелы - это бестелесные и потому невидимые духи, они бессмертные, как и наши души. Бог одарил их более

высокими силами и способностями, чем человека.

- Посмотрите видео об ангелах, и попытайтесь ответить на вопросы:

 -О каких ангельских ликах вы узнали?

- Что означает слово «Ангел»?, вопросы находятся у вас на карточках.

 (Просмотр презентации: «Ангелы. Ангельская иерархия».) (Слайд 4)

 -О каких ангельских ликах вы узнали? (3 сферы: Серафимы, Херувимы, Престолы, СИЛЫ, ВЛАСТИ, ГОСПОДСТВА, Начала, Архангелы, Ангелы.)

- Что означает слово «Ангел»? («ангел» означает «вестник»)

- Молодцы, ребята!

- Каждому человеку Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет его во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.   Послушайте притча об Ангеле... (Слайд 5)

К человеку обратился ангел:

- Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?

- Хочу, - сказал человек.

Ангел поднял его над землей и человек увидел всю свою жизнь и две пары следов, идущих рядом...

- Кто это рядом со мной?

- Это я, - говорит ангел. - Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.

- А почему иногда видна только одна пара следов?

- Это самые трудные периоды твоей жизни... - говорит ангел.

- И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты? - возмущенно спросил человек.

- Как вы думаете, что ответил ангел?

 - Нет, я нес тебя на руках... - тихо ответил ангел.

- В чем смысл этой притчи? (Смысл притчи, что человек  никогда не бывает один, даже если ему очень трудно. Ангел всегда с ним рядом).  

- Ангел-хранитель невидим, но он всегда рядом с нами, особенно когда мы молимся. Берегитесь, чтобы своими дурными поступками не отогнать от себя ангела-хранителя.

- Когда-то один человек обратился с молитвой к Богу, и он ему помог  через ангела. Послушайте  об этом рассказ. (Слайд 6)

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный 
служащий — стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих 
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда ( ныне Санкт-Петербург) в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему 
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. 
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и

потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, —

перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение — и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник  бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы 
останки трупика, и что же он видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” — “Я жив, жив”, —  весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди 
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка.

- Чему учит нас этот рассказ?

(Бог всегда рядом с нами. Что просить Господа Бога нужно искренне и о чем-то важном)

Физминутка

 Я вам буду называть поступки и просьбы, если вы считаете, что в них можно рассчитывать на помощь Ангела, то хлопните в ладоши и тянете руки вверх, если нет, присаживаетесь и качайте головой.

1. Не стараться в учении, а надеяться на помощь Ангела Хранителя и святого покровителя?
2. Просить помощи для того, чтобы отомстить товарищу.
3. Помогать взрослым.
4. Уважать старших.
5. Ябедничать.
6. Злиться.
7. Просить прощения за плохие поступки. 

- молодцы!

Но и на земле есть люди, которые при жизни уподобляются ангелам, мы их называем святыми. У каждого человека есть свой небесный покровитель, свой святой,

который особенно молится за него. И человек должен помнить и чтить этот день. Этот день принято называть Именинами.

- Много праздников отмечает Православная Церковь, но не ищите его в календаре, у каждого крещеного человека есть  свой личный праздник,

который  называется  именины. Именины отмечается в тот день, когда Церковь чтит святого, чьим именем наречен при крещении православный христианин. В

случае, когда святых с данным именем несколько и при крещении священником не был указан один из них, считается, что небесным молитвенником и покровителем является тот из них, чей день памяти по церковному календарю оказывается ближайшим после дня рождения христианина.

 - Вот мои именины празднуются 18 сентября. Мученица Раиса (показ иконки) святая, имя чье я ношу.  Раиса обозначает – легкая, послушная.

- Знаете ли вы, когда ваши именины?

Эвелина- 24 декабря

Меланья- 13 января и 21 июня

Артем – 17 января, 26 февраля, 12 мая, 6 июля, 2 ноября, 12 ноября, 13 ноября.

Родион- 17 января, 21 апреля, 16 июля, 11 октября, 23 ноября.

Станислав – 17 января, 3 мая, 13 ноября

Юлия- 17 декабря, 3 января и 15 января;  16 и 31 мая; больше 19 и 29 июля, 30 и 31 августа.

Алексей-  3, 5-7, 10, 11, 15, 17, 23, 26 декабря; 17, 20, 25, 28 февраля; весной – 8, 22, 28, 30 марта; 5, 18 апреля; 4, 7 мая; летом – 2, 22, 23 июня; 4, 6, 14, 17 июля; 2, 4, 11, 17, 20, 22, 25-27, 30 августа.

Нина- 27 января, 14 мая, 19 ноября

Елизавета - 7 марта, 7 мая, 18 июля, 13 августа, 5 сентября, 12 сентября, 18 сентября, 21 октября, 31 октября, 4 ноября, 14 ноября, 20 ноября, 31 декабря.

Максим- 26 января, 29 января, 31 января, 3 февраля, 12 февраля, 19 февраля, 3 марта, 19 марта, 2 апреля, 23 апреля, 4 мая, 11 мая, 13 мая, 27 мая, 4 июля, 12 августа, 24 августа, 26 августа,2 сентября, 6 сентября, 18 сентября, 28 сентября, 8 октября, 22 октября, 5 ноября, 10 ноября, 12 ноября, 20 ноября, 24 ноября, 5 декабря, 19 декабря.- Празднуете ли этот день? Как? Расскажите.

(Определяется день Именин детей. )Потом все вместе произносим молитву:

- Что обозначает ваше имя?  Поработаем в паре. Советуйтесь друг с другом, помогайте.

У вас на парте лежит карточка, где слева написаны имена, а справа их значение. Попробуйте найти значение своего имени

Эвелина                            «пушистая, кудрявая», «июльская»

Меланья                        «почитающая Бога», 

Артем                                «защитник»        

Родион                        «стать славным», «знаменитый».

Станислав                      «величественный», «большой», «величайший».  

Максим                           «герой», «героический»  

Юлия                            «жизненная сила».               

Алексей                        «невредимый», «здравый»

Нина                              «темная», «черная».                                 

Елизавета                        «царица», «госпожа». 

Эвелина                             «жизненная сила».

Меланья                       «темная», «черная». 

Артем                           «невредимый», «здравый»

Родион                          «герой», «героический»

Станислав                      «стать славным», «знаменитый».

Максим                          «величественный», «большой», «величайший».

Юлия                              «пушистая, кудрявая», «июльская»

Алексей                          «защитник»        

Нина                                  «царица», «госпожа».

Елизавета                        «почитающая Бога», 

Вы уверенны в своих ответах? Конечно, нет. У вас есть и карточка-помощник. Она голубого цвета. Проверьте себя. (Несколько человек говорят коротко о значении своего имени). 

А вот день ангела, день памяти всех ангелов является 21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

-Таким образом, получается, что день ангела и именины – это два разных праздника?

-Да. Именины празднуются в день памяти святого, имя которого мы носим, а День Ангела  - 21 ноября, в день памяти всех небесных сил. 

- Я вам расскажу, как наши православные предки праздновали День Именин в семье.

 Ранним утром вся семья идет в храм на Литургию, чтобы исповедаться и причаститься, поблагодарить Бога за то, что Он помог достойно прожить еще

один год. Войдя в храм, они ставят свечку и произносят молитву перед иконой своего святого. После службы они возвращаются домой, и только тогда начинается праздник для всей семьи с чудесными подарками, именинным пирогом, напоминающим старинный каравай. Ангелу-хранителю можно молиться, обращаясь к нему с такими словами: (Слайд 7)

Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне. каждый называет свое имя

-Давайте,  кто крещеный и верует, тоже попросим ангела. Все вместе говорим слова, а имя

 (каждый называет свое имя вполголосочка)

IV

Практическая работа.

В стародавние времена изготавливали игрушки из лоскутков ткани. Ткань особы образом скручивали и получались куклы, которые так и назвали куклы – скрутки. К ним относились бережно .

Работали рукодельницы старательно и часто напевали задушевные песни.

Маленьким детям на Рождество и день Ангела было принято дарить кукол – ангелов.

Сегодня мы с вами поучимся изготавливать куклу Ангела.

 (Изготовление ангела-хранителя)

- Замечательные ангелочки у всех получились. Берегите их, а ваш ангел-хранитель пусть бережет вас.

V. Подведение итогов.

-  Ангел-Хранитель тебя охраняет, 
Мысли твои он и тайные знает, 
Вместе с тобой веселится удаче, 
А согрешишь – он страдает и плачет.

Есть такое выражение «Все мы – ангелы, только с одним крылом... Что бы полететь, нам нужно обняться…», т.е. помогать друг другу, дарить доброту и тепло, и тогда жизнь станет радостнее и ярче. Давайте выйдем вот сюда, встанем в круг ,а затем каждый обнимется со всеми своими одноклассниками . ПОЖАЛУЙСТА, ВЫХОДИТЕ. (Слайд 8)

Очень хорошо, молодцы! Присаживайтесь.

(Слайд 9)  Будьте Ангелами-Хранителями для окружающих и тогда Ангелы-Хранители будут у вас. Всем вам ангела хранителя!

- Мне хотелось бы подарить нашим гостям на память о занятии вот таких ангелочков. (Дарю)  (Слайд 10)

-Наше занятие окончено, всем большое спасибо, благодарю, ребят за    работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 1)

Презентация была разработана к клубному часу, посвященному "Дню города".  Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного...

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 2)

Данный материал можно использовать на уроках истории, занятиях по истории родного края......

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 3)

Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 4)

Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 5)

Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края...

Небесные покровители Санкт-Петербурга

В данной публикации рассказывается о жизни святой Ксении Петербургской....