Эссе на тему "Женщина в православии"
материал по орксэ (4 класс)

Миляшова Лилия Наильевна

Роль женщины в православии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_esse.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:


Эссе на тему: «Женщины в православной церкви»

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»

                                               Выполнила: учитель начальных классов

 МБОУ Среднедевятовской СОШ

                                                                     Миляшова Лилия Наильевна

2022г.


Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….. 3

2. Роль женщины в православной церкви……………………………………… 4

2.1. Женщины у истоков православия…………………………………………..7

2.2. Женщина в благотворительности и милосердии………………………….7

3. Заключение…………………………………………………………………….10

4.Список используемой литературы…………………………………………... 12

Введение

       Какова роль женщины в Православной Церкви?... Этот вопрос задаёт не одно поколение людей на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. В двадцать первом веке задавая этот вопрос, мы имеется в виду не роль - об этом проповедовал Христос, и писал еще апостол Павел, а проблему взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

        Назначение женщины в мире за последние 2 тысячи лет не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

        Сейчас в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни ... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35).

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь - по крайней мере, такую, какую он видит - с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Таким образом, тема данного эссе остается особенно актуальной и в наше время, какой отдалённой от Церкви не казалась бы жизнь. А также, с уверенностью можно отметить, что до сих пор перед современным поколением верующих людей стоит много нерешённых вопросов и задач, которые напрямую связанны с участием женщины в жизни и деяниях Православной Церкви .В наше время данная тема

 остаётся актуальной и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви. Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике.

2. Роль женщины в православной церкви.

  Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции.

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас.

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе.

Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу.

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира.

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин.

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе. Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

На сегодняшний день нельзя не отметить возрастающее участие женщин в жизни Русской Православной Церкви. Это проявляется в различных формах деятельности: просветительской, социальной, издательской, благотворительной.

В Московской епархии женщины также полноценно участвуют в церковной жизни всех уровней. Они руководят хорами, пишут статьи в православные печатные издания, возглавляют церковные, благотворительные и общественные организации, преподают в воскресных школах.

Одна из организаций, обусловленная женской природой, а также способность чутко реагировать на чужое горе, способность к сопереживанию, к милосердию помогают многим из них избирать в качестве своего призвания социальное служение, заботу о больных. Одним из направлений такой социальной деятельности является служение сестёр милосердия. В больнице святителя Алексея метрополита Московского работают сестры милосердия, которым хочу поклониться в ноги за их преданность делу, за то, что они вселяют надежду безнадёжным больным.

20 ноября 2010 создан «Союз православных женщин России». Его миссия заключается в  объединении православных  женщин для  защиты православных ценностей и  содействия Церкви в гармоничном духовно-нравственном развитии семьи и общества, для воспитания истинных патриотов Отечества. 

Региональное отделение Международной общественной организации  «Союз православных женщин» в городе Москве зарегистрировано  10 ноября 2017 года.

Деятельность  Московского отделения строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, гласности и законности.

Московское отделение «Союза православных женщин» создавалось по благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, настоятеля Храма святой великомученицы  Ирины в Покровском в городе Москве.

В центре внимания Регионального отделения МОО «Союза православных женщин» в городе Москве:

- осуществление духовно-просветительской, воспитательной,  культурной, благотворительной и  общественно-полезной деятельности;

- формирование у населения патриотизма, исторической памяти и любви к своему Отечеству;

- защита прав женщин и детей.

2.1. Женщины у истоков православия

 Служение женщины в Православии- это насущный вопрос. Сначала поговорим о женщинах, которые были у истоков православия! Женщина Библии — это вдохновительница и утешительница, глубокая вера и доверие Богу которой, дает возможность Богу проявить Себя на земле. (Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml)Женщины проповедовали Христа в пределах России. Проповедовали не только своим примером крещения, но и созидали храмы в разных концах древней Руси.      

     «Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Народная память о  равноапостольной благоверной княгине долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Важна и память о построении ею в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией».(2).

     «Во второе воскресенье после Пасхи Православная церковь чествует святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине».( 6)

     Главное, нам, нынешнему поколению, надо помнить о них и о всех тех сестрах и матушках, которые не жалели сил, сохраняли Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь, да и просто ради того, чтобы помочь чем-то одному конкретному ближнему. Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти безвозвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что их гонители называли «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жизни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени.

         2.2. Женщина в благотворительности и милосердии.

Женщина в благотворительности и милосердии! Полагаю, что служение женщины в Православии обусловлено объективно, так как оно естественным образом отличается от мужского служения и условно делится на три группы: сестра милосердия, мать и монахиня. Женщина - кто она? Активная соработница мужчине или «безмолвная», находящаяся «в подчинении» у мужа жена? Многие скажут, время изменилось и люди изменились, и женщины…Что же получается? Женщина – помощник мужу, который не имеет право говорить, молиться, быть свободной перед Богом?

     Давайте разберемся, генетический код женщины никто не отменил. Уверена: ни владения высокими постами, ни успешная карьера, ни неисчерпаемые денежные запасы, власть или веселье - ничего из этого никогда не сможет заменить женщине тихого семейного счастья.

     Служение женщины в Православии, как уже было сказано выше, условно делится на три группы: сестра милосердия, мать и монахиня. 

     Женщина и подвиг милосердия!? Женщина  и благотворительность!? Безусловно, милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет человеческую задачу и задачу христианскую. Думаю, что человеческая задача проявляется в плане профессиональной деятельности, христианская – посвящение себя ближнему. Отсюда следует, сестра милосердия – это символ сострадания и любви к ближнему, помощь страдающим, обездоленным, образование малообеспеченных. Высоко ценю, что такая женщина делиться с ближними своим душевным теплом, сохраняет «чувствительное сердце».

     В истории есть много примеров подвига женщин в благотворительности и милосердии. Например, в 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности.( Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых. [Электронный ресурс]. Адрес: https://pravoslavie.ru/32790.html.)

      «Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность». [5]

       «Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). [5]

       «В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах» [5]

        «Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Федоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих. Она основала Марфо-Мариинскую обитель.» [5]

      Ольга Константиновна как и все женщины дома Романовых много занималась благотворительностью, основала военно-морской госпиталь, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их. С начала Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. В одном из писем она писала: «Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом».  [5]

       Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя  служению   России, была   и   младшая   дочь   императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна. Документы свидетельствуют о многогранной и многосторонней деятельности великой княгини, о помощи страждущим в период русско-японской войны. В годы Первой мировой войны ею на собственные деньги были организованы госпитали, в которых она работала обычной сестрой милосердия. При прочтении документов о благотворительности царственных женщин, меня поразили строки о том ,с какой искренностью и теплотой княгиня Ольга Александровна относилась к раненым в госпитале! Многие больные даже не предполагали, что за ними ухаживает сестра императора, настолько скромно себя она держала. Несомненно, благотворительность великой княгини была частью ее жизни. [5]

       Приведем обобщение выше сказанному. Да, сестра милосердия – это и хранитель, и служитель человеческой жизни. 

Заключение

Прежнее, порой жестокое разделение человеческих ролей: женщина – домохозяйка и мать, а муж добытчик, разрушается временем и самой жизнью. Так как женщина порой уходит далеко от законов религии и всё больше вовлекается в экономическую жизнь, не надеется на мужчину и стремиться к независимости, не подчиненности. Но как говорили святые праведники «вне Церкви нет спасения». Только в православной Церкви, в ее обрядах, мы получаем частичное умиротворение и благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Только в Церкви современная женщина, может черпать силы для изменения себя.

Ни в какой другой религии, только в православии - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам своё терпение, мудрость, темперамент.

Не смотря на то, что женщина не занимает лидирующего места всё-таки в христианстве на затворках бытия она остаётся не на последнем месте.

Женщина в любой религии смотрится как низшее существо, но христианство можно оправдать тем, что это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – Пресвятую Деву Марию. Но и она повиновалась своему мужу Иосифу. Это можно объяснить тем, что более совершенное всегда подчиняется менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется функцией, а не качеством.

В течение многих столетий православная религия стремилась внушить женщинам, что они обязаны своей религии величайшим благом, всем самым светлым, всем самым лучшим. В наше время в наших церквах встретишь мало мужчин, большинство молящиеся это женщины. В Церкви они спасаются от страхов и тревог, дает ощущение радости, свободы и очищения. В современном мире женщине дано самой выбирать свою роль. Например, роль матери доброй, чистой, светлой, но стоящей в тени сына, или роль жены подчиняющейся своему мужу «Господину», или роль женщины лидера, которая противоречит всем законам религии и социума.

Служить церкви – служить людям!

           Церковь-семья! Она немыслима без женщины – жены, матери, мудрой хранительницы домашнего очага. Женщина – продолжатель жизни на земле, значит, роль ее действительно особая! Церковь как институт также немыслима без женщины. сегодня, когда Церковь возрождается, кто может воспитать новое поколение современных православных? Только женщина-мать, жена. Храм, священники, приходская жизнь, воскресные школы – все это, безусловно, помогает ребенку в религиозном становлении, но без каждодневного труда православной матери оно практически невозможно. Перед каждой из нас стоит сверхзадача: сочетать в себе все предназначения, данные нам Богом. (.Роль женщины в православной церкви Православный журнал... № 4 (48) апрель 2007 Электронный ресурс]. Адрес foma.ru›rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html). В отличие от некоторых других вероучений—таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе—православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п. «Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключается главный и обобщающий принцип всего православного сознания. Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

     Наверное, нам, живущим в третьем тысячелетии, нужно сделать так, что-бы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с каким-то конкретным зрительным образом, единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женскими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом. С Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека.

Список используемой литературы

  1. Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html
  2. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.
  3. Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/
  4. Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm
  5. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс].
  6. Свешников Сергий, священник О роли женщины в Церкви [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Православие и язычество на Руси".

В презентации представлен материал о Язычестве и Православии....

Программа курса «Нравственное воспитание на основах православия»

Цели и задачи курса: 1. Воспитывать детей с твердыми убеждениями, с глубоким нравственным мировоззрением, с развитым и тонким чувством; людей с верой и совестью. 2. Обрести понятие «человек» и осозн...

Православие о Добре и Зле.

Учебно - методическая разработка урока курса "Основы религиозных культур и светской этики". Урок содержит различные виды работы над текстом учебника А.Кураева. На уроке используются различные приёмы и...

Русская интеллигенция и православие в России.

План реферата I. Введение.  Актуальность изучения основ православной культуры в образовательных учреждениях. II. Русская интеллигенция и православие в России. ...

презентация "Православие"

данная презентация создана для первых уроков по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" по модулю "Основы Православия". Материал подобран на основе учебного материала учебника "Основы пра...

Доклад к урокам православия.

Доклад освещает тему  воспинания в христианской семье.Он может быть использован на уроках "Основы православной кулбтуры"...