Урок "Великий Пост"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4-5 классах по учебному комплексу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», и может быть рекомендована для проектирования и проведения внеурочного занятия по данному курсу.
Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: довольно часто пост в современном обществе воспринимается как средство для борьбы с лишним весом и люди, соблюдающие пост, следующие новомодным тенденциям, не верно понимают значение этого слова.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием и значением Великого поста на основе прочитанного текста. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей.
Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.
Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новые знания и развивать познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.
Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни.
Изучая тему «Великий Пост» в модуле «Основы религиозных культур и светской этики» дети смогут понять значение Великого поста в жизни человека.
На уроке использована приём работы с текстом. У детей формируются многие из образовательных компетенций (социальная, коммуникативная, информационная, нравственная). Ученик должен анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Современный урок сложно представить без информационно – коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально – насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует повышению качества образования.
Методы, используемые на уроке, обеспечивают активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников. Это методы стимулирования мотивов интереса к учению: частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_velikiy_post.docx | 211.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Манушкинская средняя общеобразовательная школа
«Великий Пост»
(4 класс)
Фамцова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
Г.о. Чехов
2021 г.
Цель: создать на уроке необходимые условия, для того, чтобы дети могли понять, что такое пост.
Задачи:
∙ предоставить детям возможность познакомиться с различными толкованиями слова пост;
∙ формировать умение работать с текстом; расширение словарного запаса;
∙ формировать умение работать над картиной (развивать умение видеть, анализировать и делиться впечатлениями);
∙ формировать умение делать правильный и осознанный выбор в жизненных ситуациях;
∙ формировать личностные и метапредметные УУД.
Наглядность (дополнительный материал) | Слова учителя | |
1-й этап. Организационный (1 мин). | ||
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. | ||
2-й этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (7 мин). | ||
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Подумайте, о чем идёт речь? - Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. Но в любом смысле его «хранят». Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать – чрезвычайной – важности. Что это? Ученики отвечают «пост». (На партах лежат словари. Дети знакомятся со значением слова в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю Шведовой) -Где сегодня мы можем встретить это слово? Постное меню в кафе, постные продукты в магазинах, в рекламах и т.д. - Накануне какого большого православного праздника мы часто встречаем это слово? Перед Великой Пасхой. -Что вы знаете об этом празднике? -Сегодня на уроке, работая с текстом рассказа В. А. Никифорова – Волгина «Великий пост» вы узнаете, в чём смысл Великого поста, для чего он нужен каждому человеку. | ||
3-й этап. Основная часть. Усвоение новых знаний(25 мин.). | ||
ВЕЛИКИЙ ПОСТ В. А. Никифоров-Волгин Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый Понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью: — Пост да молитва небо отворяют! Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снитки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в Чистый Понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно: — Грибки монастырские! — Венечки для очищения! — Огурчики печорские! — Сниточки причудские! От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила знобкая радость: скоро весна, скоро Пасха и от мороза только ручейки останутся! В церкви прохладно и голубовато, как в снежном утреннем лесу. Из алтаря вышел священник в черной епитрахили и произнес никогда не слыханные слова: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся…» Все опустились на колени, и лица молящихся, как у предстоящих перед Господом на картине «Страшный суд». И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около распятия стоит чиновник Остряков и тоже крестится, а на масленице похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога. Все молятся, и только церковный староста звенит медяками у свечного ящика. За окнами снежной пылью осыпались деревья, розовые от солнца. После долгой службы идешь домой и слушаешь внутри себя шепот: «Обнови нас, молящих Ти ся… даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» А кругом солнце. Оно уже сожгло утренние морозы. Улица звенит от ледяных сосулек, падающих с крыш. Обед в этот день был необычайный: редька, грибная похлебка, гречневая каша без масла и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол, долго крестились перед иконами. Обедал у нас нищий старичок Яков, и он сказывал: — В монастырях по правилам святых отцов на Великий пост положено сухоястие, хлеб да вода… А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды в день и только вечером… Я задумался над словами Якова и перестал есть. — Ты что не ешь? — спросила мать. Я нахмурился и ответил басом, исподлобья: — Хочу быть святым Ермом! Все улыбнулись, а дедушка Яков погладил меня по голове и сказал: — Ишь ты, какой восприемный! Постная похлебка так хорошо пахла, что я не сдержался и стал есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще. Наступил вечер. Сумерки колыхнулись от звона к великому повечерию. Всей семьей мы пошли к чтению канона Андрея Критского. В храме полумрак. На середине стоит аналой в черной ризе, и на нем большая старая книга. Много богомольцев, но их почти не слышно, и все похожи на тихие деревца в вечернем саду. От скудного освещения лики святых стали глубже и строже. Полумрак вздрогнул от возгласа священника, тоже какого-то далекого, окутанного глубиной. На клиросе запели тихо-тихо и до того печально, что защемило в сердце: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися…» К аналою подошел священник, зажег свечу и начал читать великий канон Андрея Критского: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление». После каждого прочитанного стиха хор вторит батюшке: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Долгая-долгая, монастырски строгая служба. За погасшими окнами ходит темный вечер, осыпанный звездами. Подошла ко мне мать и шепнула на ухо: — Сядь на скамейку и отдохни малость… Я сел, и охватила меня от усталости сладкая дрема, но на клиросе запели: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?» Я смахнул дрему, встал со скамейки и стал креститься. Батюшка читает: «Согреших, беззаконновах, и отвергох заповедь Твою…» Эти слова заставляют меня задуматься. Я начинаю думать о своих грехах. На масленице стянул у отца из кармана гривенник и купил себе пряников; недавно запустил комом снега в спину извозчика; приятеля своего Гришку обозвал «рыжим бесом», хотя он совсем не рыжий; тетку Федосью прозвал «грызлой»; утаил от матери сдачу, когда покупал керосин в лавке, и при встрече с батюшкой не снял шапку. Я становлюсь на колени и с сокрушением повторяю за хором: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя…» Когда шли из церкви домой, дорогою я сказал отцу, понурив голову: — Папка! Прости меня, я у тебя стянул гривенник! Отец ответил: — Бог простит, сынок. После некоторого молчания обратился я и к матери: — Мама, и ты прости меня. Я сдачу за керосин на пряниках проел. И мать тоже ответила: — Бог простит. Засыпая в постели, я подумал: — Как хорошо быть безгрешным! | Раздаётся на парту текст. Читать можно по ролям, заранее распределив роли (рассказчик- учитель, мальчик, мать, отец, торговцы, священник, старичок Яков). Чтение с пометками (дети отмечают слова, значение которых им неизвестно). Значение этих слов в ходе занятия уточняются. Обсуждение прочитанного текста. -Что значат слова матери: Пост да молитва небо отворяют! Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». - Выпишите из текста еду, которую можно употреблять в пост. -Что значат слова Святителя Иоанна Златоуста: « Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. Найдите в рассказе слова, подтверждающие вашу мысль.( «Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно; И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около распятия стоит чиновник Остряков и тоже крестится, а на масленице похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога. Все молятся». Пост – это время долгой молитвы; внутреннего самосозерцания. - О каких грехах вспоминает мальчик во время долгой службы? -А о каких грехах вы бы хотели рассказать и попросить за них прощение, как это сделал главный герой рассказа? Ребятам предлагается творческое задание: на листочках написать свои грехи, обиды другим людям. Варианты на выбор: зачитать вслух на уроке, отдать родителям, просто написать для себя. -С прощеного воскресения начинается Великий пост. Потому что только с чистым сердцем человек может вступить в Великий пост. | |
4-й этап. Подведение итогов(12 минут) | ||
Крамской И.Н. Христос в пустыне» 1872 г. Третьяковская галерея, Москва. Закрепление темы по вопросам: Кто изображён на картине? Где находится Христос? С какой целью Иисус пошёл в пустыню? В чём смысл сознательного отрешения Христа от всех мирских радостей и соблазнов? Подведение итогов урока, ответы на вопросы и составление текста с картинками. Дети вклеивают заранее подготовленные картинки в пустые окошки. |
Приложение.
Великий пост - это ведущая нас к Богу. Сам Господь Иисус Христос постился дней, и поэтому пост длится столько же. Великому посту предшествует Масляная неделя, во время которой люди начинают готовиться к нему, уже не кушая мясные продукты, например Первые дни поста очень строгие. Всю неделю в совершается особое богослужение, во время которыми священники читают канон святого Андрея Критского. Святой Андрей давным-давно составил его, сокрушаясь о своих грехах. И сегодня канон святого Андрея помогает правильно настроить свою душу уже в самом начале поста. Чем же отличается пост от остального времени? Верующие в эти дни не кушают мясные продукты, и Кроме этого, христиане всегда должны воздерживаться от всякого зла. Пост - самое подходящее время учиться этому. Те, кто соблюдает пост, стараются быть добрее друг к другу. В эти дни надо почаще бывать в и побольше молиться! А еще стараться в пост поменьше смотреть или вообще не смотреть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий Пост, Пасха.
Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее. Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу?...
Великий пост в преддверии Светлого Христова Воскресения- Пасхи.
Классный час для 4 класса. Встреча со священником....
Сценарий утренника, посвященного началу Великого поста "Притча о цветах""
Сценарий утренника, посвященного началу Великого поста 2.jpg...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа
Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2. Формиров...
Творческий проект "Детям о Великом посте"
Можно использовать во внеурочное время....
Календарь Великого поста
Время Великого поста – особое время: время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и вниматель...
Пособие "Мой Дневник в Великий Пост"
Пособие позволяет проводить воспитательную работу с младшими школьниками во время Великого Поста. Комплект материалов включает в себя:- Индивидуальный дневник с объяснением событий и основных праздник...