Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Программа по ОРКСЭ для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orse.doc570 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по ОРКСЭ для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

 «О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».

- Уставом образовательной организации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов».

         Программа учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе рабочей программы по ОРКСЭ (Рабочая программа 4 класс для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012 г.), авторы - составители:

 Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко к учебнику «Основы мировых религиозных культур 4 класс»; авторы: Амиров Р. Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М «Дрофа», 2012

         Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 05.09. 2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»).

Цели и задачи изучения предмета

Цель курса «Основы православной культуры» в 4 классе является: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного модуля, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «основы православной культуры» являются следующие умения:

                Обучающийся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

                Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

                 Метапредметными результатами изучения предмета ««Основы православной культуры»» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

                Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

                Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

                Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

                Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

                Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

                Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

                        В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебному модулю «Основы православной культуры»

Обучающийся научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

–        ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

–        на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

–        излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

        Обучающийся получит возможность научиться:

        развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

        устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

        акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

        акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

2.Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»

Наименование разделов и тем

Количество часов

Содержание учебного раздела

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

 Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

 Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

 Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

 Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

 Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

 Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

 Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

 Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

 Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

 Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

 Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

 Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

 Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

 Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

 Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

 Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

 Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

14

 Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

 Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

 Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

 Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

 Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

 Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

 Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

 Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

 Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

 Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

 Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

 Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

 Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

4

Подведение итогов

3

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Всего

34

3.Тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры» 4 класс

(1 час в неделю, 34 часа)

п/п

Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

Введение «Россия - наша Родина» (1 час)

1

Россия - наша Родина.

Россия – наша Родина-Полиэтническое государство, культурные традиции. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность

Знать: основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина.

Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)

2

Культура и религия.

Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека.

Основные термины и понятия: культура, религия.

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

3

Человек и Бог в православии.

Бог и православие

Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец.

Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные:

Саморегуляция.

Ориентироваться в нравствен ном содержании и смысле своих и чужих поступков.

4

Православная молитва.

Православие. Благодать О молитве «Отче наш».

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. 

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию. 

Регулятивные: саморегуляция

Ценить и принимать ценности.

5

Библия и Евангелие.

Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие.

Основные термины и

понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное писание, откровение

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Ценить и принимать ценности.

6

Проповедь Христа.

Проповедь Христа, Завет Христа. Основные термины и

понятия: проповедь, нагорная проповедь.

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: 

регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Нравственно-эстетическое оценивание.

7

Христос и Его Крест.

Как Бог стал человеком. Символика креста.

Основные термины и понятия: голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста.

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: уметь вести дискуссию.

Регулятивные: учиться

работать по предложенному учителем плану.

 

Нравственно-эстетическое оценивание.

8

Пасха.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха – самый светлый и радостный православный праздник.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

.

Нравственно-эстетическое оценивание.

9

Православное учение о человеке.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Основные термины и понятия:

Душа, внутренний мир человека.

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 

Регулятивные: саморегуляция.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

10

Совесть и раскаяние.

Через поступки людей учатся различать добро и зло; учить уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам.

Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние.

Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

11

Заповеди.

О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. 

Основные термины и

понятия: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования.

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Ориентироваться в нравствен ном содержании и смысле своих и чужих поступков.

12

Милосердие и сострадание.

Учатся понимать, что такое милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова милостыня.

Основные термины и

понятия: милосердие, милостыня.

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия.

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность. Регулятивные: саморегуляция.

Личностное переживание.

13

Золотое правило этики.

Узнают правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе.

Основные термины и

понятия: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность.

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: оценка нравственных норм.

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

14

Храм.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Основные термины и понятия: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос,

священнослужители, благословение священника, церковное пение.

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция.

Ценить и принимать ценности.

15

Икона.

Учатся видеть через иконы сокровенный мир души человека.

Основные термины и

понятия: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Ценить и принимать ценности.

16

Творческие работы учащихся.

Определение темы для индивидуальных творческих работ. Этапы работы написания творческих работ. 

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

17

Подведение итогов.

Повторение основных

содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных

творческих работ на

основе анализа

пройденного материала

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные: саморегуляция.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основы религиозных культур и светской этики (14 часов)

18

Как христианство пришло на Русь.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь.

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной.

Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера. 

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Нравственно-эстетическое оценивание.

19

Подвиг.

Знакомятся с понятием подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой.

Основные термины и

понятия: подвиг во имя себя, подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник.

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: саморегуляция

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

 

20

Заповеди блаженств.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).

Основные термины понятия: нищие духом - смиренные, плачущие - скорбящие о грехах, кроткие, алчущие - желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить.

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. 

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция.

Ценить и принимать ценности.

21

Зачем творить добро?

Добро и зло.

Основные термины и

понятия: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание.

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые.

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: понимать значение добра и зла.

Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоот ношения с окру жающими.

22

Чудо в жизни христианина.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Основные термины и

понятия: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде.

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются.

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностное переживание,

ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

23

Православие в Божием суде.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Основные термины и

понятия: Божий суд, бессмертие души, легенда, Христофор.

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие, творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностное переживание.

24

Таинство Причастия.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Основные термины и

понятия: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия.

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные: саморегуляция.

Ценить и принимать ценности.

25

Монастырь.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Основные термины и

понятия: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение.

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

26

Отношение христианина к природе.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Основные термины и понятия: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп.

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным, 

заботится о нём.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: саморегуляция

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

27

Христианская семья.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

 Основные термины и

понятия: семьи, венчание, обручального кольца.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция.

Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность).

28

Защита Отечества.

Учатся различать поступки недопустимые даже на войне.

Основные термины и

понятия: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

29

Христианин в труде.

Знакомятся с значимостью труда в жизни человека и общества. Потребностью в труде. Призвание Богом к труду первых людей. Христианское отношение к труду. Основные термины и

понятия: значимость труда, общество, грех, пост, «работать на совесть», повседневные дела.

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: саморегуляция.

 

Нравственно-эстетическое оценивание.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Категории любви.

Любовь – основа нашей

жизни. Любовь и уважение

к Отечеству.

Основные термины и

понятия: чувство гордости за Отечество, преданность Родине, ценность любви, служение, способность любить, патриотическое самосознание, общественно-значимая мотивация.

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.

 Регулятивные: саморегуляция.

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

31

Подведение итогов ко второму разделу.

Повторение основных

содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение

темы для индивидуальных

творческих работ на

основе анализа

пройденного материала.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные: саморегуляция.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Подведение итогов (3 часа)

32

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Умение излагать свое мнение.

33

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Умение излагать свое мнение.

34

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Умение излагать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе   методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена на основе: 1.      Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...