Урок "Сердце матери"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Радочина Галина Васильевна

В публикации представлен конспект  и презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Сердце матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_serdtse_materi.doc41.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сердце матери»

Форма урока. Творческая мастерская

Цель: создание условий для осознания обучающимися душевного, эмоционального состояния женщины-матери.

Задачи.

  • Знакомство с новой формой урока – творческая мастерская (введение в понятие).
  • Повышение интереса к процессу обучения через свободное самовыражение.
  • Развитие креативности.
  • Воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие навыка анализа текста: учимся понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.

Оборудование: презентации, цветные карандаши, фломастеры, фрагмент сказки «Марья – искусница»

Ход проведения

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, добрых и умных учеников! Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас творческая мастерская. Мастерская это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера.

В мастерской художника рождаются (что?) – картины.

В мастерской гончара – различные изделия.

А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ.

Каждому мастеру нужен материал для работы.

Художнику нужны кисти и краски, гончару – глина и вода,

А нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения…

Итак, перенесемся в нашу мастерскую. В ней тепло, уютно и светло. А сейчас улыбнитесь друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Видите, как весело и приятно? Итак, начинаем!

2.Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

- Давайте послушаем тишину…

- Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?...

- Вы услышали, как бьется ваше сердце? …

- Это услышать просто или сложно? Почему?..

- Что говорит вам ваше сердце? …

- А как вы думаете, кто «включил» вам ваше сердечко?

На доске появляется рисунок сердца.

Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну.

Музыка-фон. Презентация «Разговор с богом. Притча о маме»

- Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас этот рассказ?

- Кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни?

Конечно, МАМА!

(Крепится слово «мама»)

Самый родной и близкий Вам человек. Её голос нельзя спутать ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить этот голос, эти руки, эти глаза. Именно мама научила Вас  говорить, ходить, прочла первую книжку.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сердце матери.

Как вы думаете, какая цель урока?

 -  Какое оно «сердце матери»? Чем отличается материнское сердце от сердца другого человека?

- Как вы думаете, что мы должны сделать чтобы ответить на эти вопросы ? Где можем найти нужную информацию?

(В учебнике, из вашего опыта, общаясь и выполняя, какие - то задания)

У каждого из Вас на столе лежит рабочий лист. В нём есть лист самооценки, свою работу на уроке вы будете оценивать в нём. Используя для этого следующие сигналы: красный круг- выполнил задание правильно,  работал активно:

Зелёный круг – работал хорошо, но  допустил 1-2 ошибки в задание;

Синий круг – работал не всегда, допустил много ошибок.

Ну, а самые воспитанные ребята получат от меня сюрприз,

- что значит быть воспитанным?

3. Новая тема. Работа с учебником.

1. Ребята, вспомните, когда в нашей стране отмечается «День матери»?

День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призван поддерживать традиции бережного отношения главному человеку в семье – женщине-матери.

В европейских странах, тоже отмечают этот праздник, приходится он на второе воскресенье мая. Как вы думаете, почему этот праздник отмечают весной?  Чем связаны весна и женщина?

 Весна – это начало жизни, а мама дарит жизнь.

- Из этого можно сделать вывод, что «Мама – творец человека».

А кем ещё является  для нас мама, вы сможете ответить, после того как поработаете с учебником и заполните рабочие листы.

Задание.  Поработай с текстом учебника стр. 114. и дополни предложения.

Взаимопроверка.
Какой вывод можно сделать?
 Мама самый родной человек. Будьте внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. словом, непослушанием.

4. Работа в группах: 10 минут

А сейчас вы поработаете в группах. У каждой группы есть лист и маркеры. Каждой группе  нужно выполнить следующее задание.

1 группа: выбирает  качества души, присущие   маме (дети приклеивают лучики к солнышку, с качествами, присущими маме);

2 группа: выбирает  пословицы о матери и приклеивает их на лист.

При солнышке светло, при матери добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материнская ласка конца не знает.

Мать кормит детей как земля людей.

У ребенка болит пальчик, а у матери сердце

Сердце матери лучше солнца греет.


3 группа:
  «Сочиняет стихотворение о своей любви к маме».

Подумайте, кто будет представлять работу вашей группы.

5. Презентация работы в группе. Оцените работу своей группы.

6. Продолжение работы по теме урока

-  Ребята, тема нашего урока «Сердце матери». Как, вы думаете «сердце матери»  надо беречь?  Отчего?

Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием.

Ты уже в том возрасте, когда можешь понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь. А заслуживают ли они такого отношения, справедливы ли вы к ним?

1. Предлагаю посмотреть фрагмент из сказки «Марья  - искусница» (фрагмент борьбы матери с водяным за жизнь сына)

2. Беседа по содержанию фрагмента  видеоролика

- Какой момент был самым напряженным?

- О чем Водяной спросил у Марьи? Откуда силища такая взялась?

- Что она ответила? За сына борюсь.

Чем же отличается материнское сердце от сердца другого человека?

(Оно любящее, всепрощающее, ласковое, терпеливое, доброе, заботливое)

В заключении, мне бы хотелось вам сказать ребята,  будьте добрым сыном или  доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите её здоровье, её силы  - и у вас от этого  будет хорошо и спокойно на душе.

Рефлексия.

- Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. На листе написаны человеческие качества. Выберите 1 качество, которые вы готовы впустить в свое сердце. Напишите на своём маленьком сердечке и приклейте его на большое сердце на доске.

(Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.)
Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу

- Что главное извлекли из урока?  (Мама творец человека)

Мама – самый верный друг, который никогда не предаст своего ребенка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.

Ребята,  Вам, самым воспитанным ребятам, чтобы вы не забывали о том, что мамино сердце надо беречь, помнили те мудрые мысли, которые вы сегодня услышали на уроке,  я хочу Вам подарить вот такие закладки. Пусть в вашем сердце живёт только любовь и доброта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: « Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать?»

Слайд 2

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит!»

Слайд 3

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

Слайд 4

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. Ангел научит тебя всему.

Слайд 5

- А как зовут моего ангела?

Слайд 6

- Неважно, как его зовут, у него много имён… Ты будешь называть его – мама…

Слайд 9

Сердце матери

Слайд 10

Материнская любовь греет нас до старости . Мама учит детей быть добрыми , даёт советы, заботится о них , оберегает. Мама – самый верный друг , который никогда не предаст своего ребенка. Мать – это святое слово для каждого человека. Матери любят своих детей просто за то, что они есть, какими бы они ни были. Любовь матери согревает ребенка своим теплом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для оформления классных стендов к Дню Матери.

Данный материал напомнит учащимся с классных стендов о добром празднике - Дне Матери....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Стихотворение ко Дню Матери. "Ода матери" Баева И.В.

К празднику 8 марта или ко Дню Матери душевное стихотворение "Ода Матери" Автор Баева И.В....

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....