Любовь и уважение к Отечеству
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Щербакова Анна Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока22.78 КБ

Предварительный просмотр:

           

   

     Тема урока:  «Любовь и уважение к Отечеству».

                             

Цель урока: развивать ценностное отношение к своему Отечеству, прививать высокие чувства любви и уважения к своей Родине.

     Задачи:

  • расширить, уточнить и закрепить представления учащихся о ключевых понятиях урока (Отечество, Родина, малая родина, патриотизм, любовь, уважение),
  • создать условия для развития представлений о значении любви по отношению к Родине,
  • обобщить знания учащихся о многообразии и единстве многонационального народа России,
  • развивать представление о необходимости сохранения и преумножения народного единства,
  • прививать представление о важности личного деятельного вклада в жизнь своей страны, своего Отечества.

Средства обучения: учебник по курсу ОРКСЭ, компьютерная презентация, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (листочки дерева из цветной бумаги, карточки с буквами), , таблички с терминами, магнитная доска.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: извлекать информацию из текста (П1), строить речевые высказывание в устной форме (П2), анализировать и оценивать содержание текста (П3),
  • Регулятивные: определять цель деятельности, проблему урока (Р1), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р2);
  • Коммуникативные:  слушать и понимать других (К1), строить речевое высказывание (К2).

                                               

Ход урока:

Этап актуализации знаний:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Долгожданный дан …. (звонок),

Начинается …. (урок)

   Эпиграф к уроку: (Слайд презентации)

       Слова-завещания В.Шукшина "Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдай этого за понюх табака. Мы умели жить. Будь человеком!"

 -  Каждый из вас дома работал с терминами. (Задание дается заранее, в качестве домашнего, на предыдущем уроке).  Вам нужно было найти в словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова шесть определений и оформить каждое на отдельном листе.  Давайте посмотрим, как вы справились. Перед кем на столе  буква «О» - дает определение термину ОТЕЧЕСТВО, у кого «Р» - РОДИНА, «м\р» - МАЛАЯ РОДИНА и т.д.

Заслушиваются все термины по очереди, наилучшие – вывешиваются на доску. Учитель координирует деятельность, сохраняя быстрый темп урока, задает вопросы: «кто доволен своей работой?», «кто справился на высоком уроне?».

 Ребята дают определения всем шести основным терминам урока.

Оценивают свою работу и работу своих товарищей, определяя лучшие термины для вывешивания на доску.

Прикрепляют определения магнитами к доске.

П2

П1

П2

П3

К2

К1

Р2

Этап поиска противоречия и формулирование проблемы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.- А сейчас тишина…Я предлагаю  вам всмотреться в иллюстративный материал , вслушаться в слова песни, используя  термины, которые мы с вами назвали  ответить на вопрос: « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?» (на фоне иллюстративного ряда звучит песня – «Песня о России» (детский хор)

2. Ребята, а какая она – ваша Родина? Как вы её себе представляете?

Хотите, я вам покажу свою Родину? Учитель демонстрирует на слайдах презентации картинки, фотографии.

3. Ребята, как вы думаете – мы представляем свою Родину одинаково?

А почему так получается, ведь живем мы с вами в одной стране?

5. Какое возникает противоречие?

6. Какова проблема нашего урока? На какие основные вопросы мы будем искать сегодня ответ?

(Учитель выслушивает высказывания ребят, помогает сформулировать).

 

1. Высказывают предположения.

2. Формулируют высказывания, описывают.

Наблюдают картинки презентации, узнают, делятся впечатлениями.

3. «Нет, все по-разному».

Предполагают, формулируют ответы, слушают высказывания друг друга.

5. Формулируют: «Родина – одна, а представлений о ней много» и т.п.

6. Могут ли люди одной страны любить свое Отечество одинаково? Как можно любить и уважать свою Родину? И т.п. (Могут быть сформулированы похожие вопросы)

П2

Р1

П1

К2

П2

П3

К1

П3

П2

К1

К2

П2

К2

П2

Р2

Этап составления плана решения проблемы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Какой план мы составим для решения проблемы урока? Какой информации нам не хватает для решения проблемного вопроса?

(Пункты плана возникают на слайде презентации) Примерный план:

1) Что такое Родина, Отчество, малая родина…?

2) Почему со словом Родина у разных людей связаны разные представления?

3) Как разные люди любят и  уважают своё Отечество?

4) Как я люблю и уважаю  свое Отечество?

1. Высказывают предположения, формулируют пункты плана.

П2

Р1

К2

Р2

Этап открытия нового знания:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Есть ли у нас информация по первому пункту нашего плана?

2. Почему со словом Родина у разных людей связаны разные представления?

3. Давайте посмотрим, как на этот вопрос отвечают авторы нашего учебника? Какова позиция авторов учебника? (Используется технология продуктивного чтения).

4. С чем сравнивают авторы учебника культуру и традиции прошлых народов? У кого еще бывают корни?

5. Давайте попробуем представить Родину в виде большого дерева? (Учитель рисует на доске ствол, корни, ветки, крону).

-  Ветки, листья – это мы с вами, наши семьи, мамы, папы, братья, сестры. Мы – все разные, маленькие и большие, но все связаны.

Ребята, нарисуйте дерево в своих рабочих листах.

Что держит дерево? Что является корнями Родины, без чего она не сможет устоять?

6. Какие традиции вам известны? (Учитель помогает сформулировать, задает наводящие вопросы подготовленные в презентации).

 7. Перед вами на столах лежат несколько листочков дерева, подпишите на них имена своих близких, родных и расположите их на нашем дереве. Замечательное дерево у нас получилось!

8. Как разные люди любят и  уважают своё Отечество? У нас – богатая история и в нашем Отечестве жило много замечательных людей, которые любили свою Родину, служили ей и посвящали Родине свою жизнь. Посмотрите на них! (Слайды презентации, фотографии, картины известных людей прошлого и настоящего в их подвиге, героическом труде, на войне, в космосе и т.д.

9.Что значит – служить своей Родине? Почему любить – значит служить? (Можно предложить найти ответ в учебнике)

10. А как вы – можете любить и уважать свое Отечество?

(Учитель предлагает обсудить этот вопрос в парах, сформулировать несколько ответов.)

11. Если дерево не поливать и не ухаживать за ним – оно засохнет. Прошу желающих выйти, « полить наше дерево»  т.е. рассказать – что каждый из вас может делать для свой РОДИНЫ. (Учитель координирует деятельность).

1. Ребята отвечают, что есть, т.к. термины – уже с начала урока вывешены на доску.

Еще раз зачитывают вслух наиболее удачные, емкие.

2. Формулируют свои ответы.

3. Читают, отвечают на наводящие вопросы учителя.

4. «С корнями. У растений, деревьев…»

5. Рисуют цветными карандашами в тетрадях.

Отвечают: «дерево держат корни, корни – это традиции».

6. «Вера в Бога, справедливость, дружелюбие, умение жить и трудиться вместе, сообща» и другие.

7. Подписывают, выходят к доске, прикрепляют к веткам кроны.

8. Наблюдают, формулируют ответы.

9. Высказывают предположения, формулируют ответы, дополняют друг друга.

10. Обсуждают в парах.

11. Выходят к доске, формулируют ответы.

П2

К2

К1

П2

К2

П1

ЛР

П2

ЛР

К2

К2

П2

ЛР

ЛР

П2

К1

К2

ЛР

К2

П1

П3

П2

К1

К1

П2

К2

ЛР

Р2

Этап решения проблемы, снятия противоречия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Итак, ребята, нашли ли мы ответы на все пункты нашего плана? Давайте сформулируем ответ на проблему урока.  (Перед ребятами на экране презентации появляется формула ответа с незаконченными предложениями: )

Люди одной страны любят и уважают свое Отечество …………… .  Быть патриотом значит …………………………………………………….. .

1. Заполняют ответы в своих тетрадях. Зачитывают вслух.

ЛР

К1

П2

П3

Этап рефлексии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

2. Что важного каждый сделал на уроке?

3. Как вы оцениваете свою работу? Все ли удалось сделать, высказаться, сформулировать? Поставьте себе оценку за урок в тетради.

4. Кто их одноклассников вам понравился больше всего? Чьи ответы показались вам наиболее удачными, умными, глубокими, полными?

Стихотворение наизусть читают двое учащихся:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка.

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя…

–  Какая же она наша Родина, какое оно наше Отечество?! Вы сотворите ее своими руками! Первая группа – предлагаю вам дорисовать нашу Родину (заранее подготовлен пейзаж). Вторая группа – подберите яркие, красочные, эмоциональные имена прилагательные для характеристики  нашей Родины (заранее подготовлены полоски-карточки). При выполнении в классе звучит музыка.

– Любите и уважайте свою Родину! Будьте достойными гражданами своего Отечества.

Мне очень понравилась ваша работа, я приготовила подарки – закладка. Но она с творческим заданием. Привлеките к выполнению задания ваших родителей, представителей старшего поколения. А тема закладок – малая родина, задания у всех разные.

             Спасибо за урок! Молодцы!  

1-4. Оценивают свою работу на уроке и своих одноклассников, высказываясь, чьи ответы на уроке показались им наиболее полными.

    Дети встают около выполненной работы, учащиеся второй группы по цепочке зачитывают свои имена прилагательные.

П2

Р2

К1

ЛР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь и уважение к Отечеству

Россия - огромная страна. В ней живут люди разных народов и национальностей, разных верований. Люди должны любить и уважать свою Родину....

Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...

урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

ОРК и СЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Занятие по ОРК и СЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Любовь и уважение к Отечеству»....

Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"

Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству"  Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....