Любовь и уважение к Отечеству
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Цель урока: развивать ценностное отношение к своему Отечеству, прививать высокие чувства любви и уважения к своей Родине.
Задачи:
- расширить, уточнить и закрепить представления учащихся о ключевых понятиях урока (Отечество, Родина, малая родина, патриотизм, любовь, уважение),
- создать условия для развития представлений о значении любви по отношению к Родине,
- обобщить знания учащихся о многообразии и единстве многонационального народа России,
- развивать представление о необходимости сохранения и преумножения народного единства,
- прививать представление о важности личного деятельного вклада в жизнь своей страны, своего Отечества.
Средства обучения: учебник по курсу ОРКСЭ, компьютерная презентация, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (листочки дерева из цветной бумаги, карточки с буквами), , таблички с терминами, магнитная доска.
Формируемые УУД:
- Познавательные: извлекать информацию из текста (П1), строить речевые высказывание в устной форме (П2), анализировать и оценивать содержание текста (П3),
- Регулятивные: определять цель деятельности, проблему урока (Р1), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р2);
- Коммуникативные: слушать и понимать других (К1), строить речевое высказывание (К2).
Ход урока:
Этап актуализации знаний:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Долгожданный дан …. (звонок), Начинается …. (урок) Эпиграф к уроку: (Слайд презентации) Слова-завещания В.Шукшина "Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдай этого за понюх табака. Мы умели жить. Будь человеком!" - Каждый из вас дома работал с терминами. (Задание дается заранее, в качестве домашнего, на предыдущем уроке). Вам нужно было найти в словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова шесть определений и оформить каждое на отдельном листе. Давайте посмотрим, как вы справились. Перед кем на столе буква «О» - дает определение термину ОТЕЧЕСТВО, у кого «Р» - РОДИНА, «м\р» - МАЛАЯ РОДИНА и т.д. Заслушиваются все термины по очереди, наилучшие – вывешиваются на доску. Учитель координирует деятельность, сохраняя быстрый темп урока, задает вопросы: «кто доволен своей работой?», «кто справился на высоком уроне?». | Ребята дают определения всем шести основным терминам урока. Оценивают свою работу и работу своих товарищей, определяя лучшие термины для вывешивания на доску. Прикрепляют определения магнитами к доске. | П2 П1 П2 П3 К2 К1 Р2 |
Этап поиска противоречия и формулирование проблемы урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.- А сейчас тишина…Я предлагаю вам всмотреться в иллюстративный материал , вслушаться в слова песни, используя термины, которые мы с вами назвали ответить на вопрос: « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?» (на фоне иллюстративного ряда звучит песня – «Песня о России» (детский хор) 2. Ребята, а какая она – ваша Родина? Как вы её себе представляете? Хотите, я вам покажу свою Родину? Учитель демонстрирует на слайдах презентации картинки, фотографии. 3. Ребята, как вы думаете – мы представляем свою Родину одинаково? А почему так получается, ведь живем мы с вами в одной стране? 5. Какое возникает противоречие? 6. Какова проблема нашего урока? На какие основные вопросы мы будем искать сегодня ответ? (Учитель выслушивает высказывания ребят, помогает сформулировать).
| 1. Высказывают предположения. 2. Формулируют высказывания, описывают. Наблюдают картинки презентации, узнают, делятся впечатлениями. 3. «Нет, все по-разному». Предполагают, формулируют ответы, слушают высказывания друг друга. 5. Формулируют: «Родина – одна, а представлений о ней много» и т.п. 6. Могут ли люди одной страны любить свое Отечество одинаково? Как можно любить и уважать свою Родину? И т.п. (Могут быть сформулированы похожие вопросы) | П2 Р1 П1 К2 П2 П3 К1 П3 П2 К1 К2 П2 К2 П2 Р2 |
Этап составления плана решения проблемы урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Какой план мы составим для решения проблемы урока? Какой информации нам не хватает для решения проблемного вопроса? (Пункты плана возникают на слайде презентации) Примерный план: 1) Что такое Родина, Отчество, малая родина…? 2) Почему со словом Родина у разных людей связаны разные представления? 3) Как разные люди любят и уважают своё Отечество? 4) Как я люблю и уважаю свое Отечество? | 1. Высказывают предположения, формулируют пункты плана. | П2 Р1 К2 Р2 |
Этап открытия нового знания:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Есть ли у нас информация по первому пункту нашего плана? 2. Почему со словом Родина у разных людей связаны разные представления? 3. Давайте посмотрим, как на этот вопрос отвечают авторы нашего учебника? Какова позиция авторов учебника? (Используется технология продуктивного чтения). 4. С чем сравнивают авторы учебника культуру и традиции прошлых народов? У кого еще бывают корни? 5. Давайте попробуем представить Родину в виде большого дерева? (Учитель рисует на доске ствол, корни, ветки, крону). - Ветки, листья – это мы с вами, наши семьи, мамы, папы, братья, сестры. Мы – все разные, маленькие и большие, но все связаны. Ребята, нарисуйте дерево в своих рабочих листах. Что держит дерево? Что является корнями Родины, без чего она не сможет устоять? 6. Какие традиции вам известны? (Учитель помогает сформулировать, задает наводящие вопросы подготовленные в презентации). 7. Перед вами на столах лежат несколько листочков дерева, подпишите на них имена своих близких, родных и расположите их на нашем дереве. Замечательное дерево у нас получилось! 8. Как разные люди любят и уважают своё Отечество? У нас – богатая история и в нашем Отечестве жило много замечательных людей, которые любили свою Родину, служили ей и посвящали Родине свою жизнь. Посмотрите на них! (Слайды презентации, фотографии, картины известных людей прошлого и настоящего в их подвиге, героическом труде, на войне, в космосе и т.д. 9.Что значит – служить своей Родине? Почему любить – значит служить? (Можно предложить найти ответ в учебнике) 10. А как вы – можете любить и уважать свое Отечество? (Учитель предлагает обсудить этот вопрос в парах, сформулировать несколько ответов.) 11. Если дерево не поливать и не ухаживать за ним – оно засохнет. Прошу желающих выйти, « полить наше дерево» т.е. рассказать – что каждый из вас может делать для свой РОДИНЫ. (Учитель координирует деятельность). | 1. Ребята отвечают, что есть, т.к. термины – уже с начала урока вывешены на доску. Еще раз зачитывают вслух наиболее удачные, емкие. 2. Формулируют свои ответы. 3. Читают, отвечают на наводящие вопросы учителя. 4. «С корнями. У растений, деревьев…» 5. Рисуют цветными карандашами в тетрадях. Отвечают: «дерево держат корни, корни – это традиции». 6. «Вера в Бога, справедливость, дружелюбие, умение жить и трудиться вместе, сообща» и другие. 7. Подписывают, выходят к доске, прикрепляют к веткам кроны. 8. Наблюдают, формулируют ответы. 9. Высказывают предположения, формулируют ответы, дополняют друг друга. 10. Обсуждают в парах. 11. Выходят к доске, формулируют ответы. | П2 К2 К1 П2 К2 П1 ЛР П2 ЛР К2 К2 П2 ЛР ЛР П2 К1 К2 ЛР К2 П1 П3 П2 К1 К1 П2 К2 ЛР Р2 |
Этап решения проблемы, снятия противоречия:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Итак, ребята, нашли ли мы ответы на все пункты нашего плана? Давайте сформулируем ответ на проблему урока. (Перед ребятами на экране презентации появляется формула ответа с незаконченными предложениями: ) Люди одной страны любят и уважают свое Отечество …………… . Быть патриотом значит …………………………………………………….. . | 1. Заполняют ответы в своих тетрадях. Зачитывают вслух. | ЛР К1 П2 П3 |
Этап рефлексии:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. О чем мы говорили сегодня на уроке? 2. Что важного каждый сделал на уроке? 3. Как вы оцениваете свою работу? Все ли удалось сделать, высказаться, сформулировать? Поставьте себе оценку за урок в тетради. 4. Кто их одноклассников вам понравился больше всего? Чьи ответы показались вам наиболее удачными, умными, глубокими, полными? Стихотворение наизусть читают двое учащихся: У каждого листочка, У каждого ручья Есть главное на свете – Есть родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей. Для беленькой березки Опушки нет родней. Есть ветки у листочка. Овражек у ручья… У каждого на свете Есть родина своя… – Какая же она наша Родина, какое оно наше Отечество?! Вы сотворите ее своими руками! Первая группа – предлагаю вам дорисовать нашу Родину (заранее подготовлен пейзаж). Вторая группа – подберите яркие, красочные, эмоциональные имена прилагательные для характеристики нашей Родины (заранее подготовлены полоски-карточки). При выполнении в классе звучит музыка. – Любите и уважайте свою Родину! Будьте достойными гражданами своего Отечества. Мне очень понравилась ваша работа, я приготовила подарки – закладка. Но она с творческим заданием. Привлеките к выполнению задания ваших родителей, представителей старшего поколения. А тема закладок – малая родина, задания у всех разные. Спасибо за урок! Молодцы! | 1-4. Оценивают свою работу на уроке и своих одноклассников, высказываясь, чьи ответы на уроке показались им наиболее полными. Дети встают около выполненной работы, учащиеся второй группы по цепочке зачитывают свои имена прилагательные. | П2 Р2 К1 ЛР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь и уважение к Отечеству
Россия - огромная страна. В ней живут люди разных народов и национальностей, разных верований. Люди должны любить и уважать свою Родину....
Урок "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок по куру ОРКСЕ...
Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...
урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"
урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...
«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....
ОРК и СЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
Занятие по ОРК и СЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Любовь и уважение к Отечеству»....
Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"
Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству" Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....