Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Устройство храма".
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Федорова Ксения Вячеславовна

Методическая разработка урока представлена в виде технологической карты.

Тема урока: Храм.

Цель урока: формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hram.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:


Разработка урока

Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока: «Храм»

Выполнила: Федорова Ксения Вячеславовна,

учитель начальных классов

 

Тема урока: Храм.

Цель урока: формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

Тип урока: изученного нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Форма работы: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, алтарь, канун, престол.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор.

- Толковые словари Ожегов, Даль.

- Видеоигра «Храм».

- Приложения 1, 2.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Узнают  о назначении и устройстве православного храма, храмовых предметах.

Научатся  различать здание храма от других строений, познакомятся с частями православного храма.

Метапредметные результаты  и деятельность обучающихся

Познавательные: ориентироваться  в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.  

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

Учить детей осмысливать нравственные ценности  и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Приветствие.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний.

Подведение к теме урока

Тема нашего урока заключена в загадке:

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

Формулировка темы урока. И соответствующих целей.

Что мы можем узнать на уроке о храме?

Отгадывают загадку – определяют тему урока.
Участвуют в формулировке темы и целей урока

(раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан.)

Словарная работа.

Что в вашем понимании можно назвать «храмом»?

Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
                                      Л.А. Рапацкая

Как вы понимаете это высказывание?

Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова.

Опираясь на личный опыт, объясняют понятие (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.), отвечают на вопросы.

Работа со словарями.

Ожегов: 

1.Здание для богослужения, церковь.

2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.).

Даль: 

1.Стар. хоромы, жилой дом, храмина.

2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.

Изучение нового материала.

Кто из вас видел православный храм?

Среди иллюстраций найдите православный храм Слайд (С) 1.

В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол,  крест, перед входом – икона.

Работа с текстом.

В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма.

Рассмотрите иллюстрации C.2.

Похожи ли храмы друг на друга? Выделим основные отличия:

Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему?

Форма храмов (С. 3-6).в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?
Количество куполов.

Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

А ещё количество куполов имеет символический смысл:

1 - купол символизирует единство Бога,

2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),

3 – Святая Троица,

5 – Христос и 4 апостола евангелиста,

13 – Христос и 12 учеников.

Как вы думаете, почему крест венчает главу храма?

Еще один важный атрибут Храма – колокол.

Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола?

Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д.

Изучают материал на основе индивидуальной работы с текстом и наглядного материала.

//Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства.

Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии//.  

Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях:

Дети отмечают, что храмы имели форму:

  • Восьмиугольника;
  • Корабля;
  • Креста;
  • Круга

Количество куполов – выдвигают свои предположения.

Обучающиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов.

Крест – символ спасения у христиан.

Отвечают на вопросы.

Возвестить о начале службы или в честь церковного праздника.

Физминутка.

Проведение физминутки.

Выполнение упражнений.

Продолжение работы по теме урока.

Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью (С. 7). В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь. 

Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями».

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня (С. 8).

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон, у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета (С. 9-10).  

За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей.

Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо?

Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Работа в парах по тексту «Выдели главное».

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочисленные иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии.

Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Принимают участие в обсуждении «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами, использую наглядный материал.

Работа с текстом, выделяют главное в тексте. Парная работа.

Находят ответ на поставленный вопрос.

(Приложение 1)

Формулирование выводов: православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Закрепление.

Давайте узнаем, как вы запомнили материал. Выполните задание: используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

Работа с текстом в парах, выполняют задание (вставляют пропущенные слова, используя подсказки).

(Приложение 2)

Подведение итогов.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом.  Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает  свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Рефлексия.

Метод незаконченного предложения.

Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока.

Закончите предложения.

Заканчивают предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

На партах индивидуальные листочки с предложениями.

По окончании работы листочки сдаются.

Домашнее задание.

Домашнее задание по выбору (инструктаж):

1.Выполнить макет православного храма.

2.Подготовить сообщение о храме-памятнике.

Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

 

        Приложение 1

Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Выделите главное.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан.

В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

     

Приложение 2

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол,  притвор,  паперть, Царские,  иконы

ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА

Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму                 , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде                         , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.

Здание храма венчает                 , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или                          , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.

Внутри православный храм имеет три части. Первая часть –                  – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения.

Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка –                 .

Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.

Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется                            . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются                  вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.

В храме имеется еще                 , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.

На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"

Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ».    Методическая разработка рассчитана на обучающи...

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...

Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...