Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Устройство храма".
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока представлена в виде технологической карты.
Тема урока: Храм.
Цель урока: формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.
Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»
Тема урока: «Храм»
Выполнила: Федорова Ксения Вячеславовна,
учитель начальных классов
Тема урока: Храм.
Цель урока: формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.
Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
Тип урока: изученного нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Форма работы: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом.
Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, алтарь, канун, престол.
Оборудование урока:
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
- Интерактивная доска, компьютер, проектор.
- Толковые словари Ожегов, Даль.
- Видеоигра «Храм».
- Приложения 1, 2.
Планируемые результаты:
Предметные результаты |
Узнают о назначении и устройстве православного храма, храмовых предметах. Научатся различать здание храма от других строений, познакомятся с частями православного храма. |
Метапредметные результаты и деятельность обучающихся |
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами. |
Личностные результаты |
Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Приветствие. | Настраиваются на работу. |
Актуализация знаний. | Подведение к теме урока Тема нашего урока заключена в загадке: На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. Формулировка темы урока. И соответствующих целей. Что мы можем узнать на уроке о храме? | Отгадывают загадку – определяют тему урока. (раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан.) |
Словарная работа. | Что в вашем понимании можно назвать «храмом»? Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле. Как вы понимаете это высказывание? Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова. | Опираясь на личный опыт, объясняют понятие (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.), отвечают на вопросы. Работа со словарями. Ожегов: 1.Здание для богослужения, церковь. 2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Даль: 1.Стар. хоромы, жилой дом, храмина. 2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. |
Изучение нового материала. | Кто из вас видел православный храм? Среди иллюстраций найдите православный храм Слайд (С) 1. В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол, крест, перед входом – икона. Работа с текстом. В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма. Рассмотрите иллюстрации C.2. Похожи ли храмы друг на друга? Выделим основные отличия: Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему? Форма храмов (С. 3-6).в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду. Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях? Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме? А ещё количество куполов имеет символический смысл: 1 - купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 – Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников. Как вы думаете, почему крест венчает главу храма? Еще один важный атрибут Храма – колокол. Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола? | Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт. Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д. Изучают материал на основе индивидуальной работы с текстом и наглядного материала. //Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства. Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии//. Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях: Дети отмечают, что храмы имели форму:
Количество куполов – выдвигают свои предположения. Обучающиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов. Крест – символ спасения у христиан. Отвечают на вопросы. Возвестить о начале службы или в честь церковного праздника. |
Физминутка. | Проведение физминутки. | Выполнение упражнений. |
Продолжение работы по теме урока. | Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью (С. 7). В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями». В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня (С. 8). Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон, у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета (С. 9-10). За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей. Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо? Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина? Работа в парах по тексту «Выдели главное». Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочисленные иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры. | Принимают участие в обсуждении «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами, использую наглядный материал. Работа с текстом, выделяют главное в тексте. Парная работа. Находят ответ на поставленный вопрос. (Приложение 1) Формулирование выводов: православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. |
Закрепление. | Давайте узнаем, как вы запомнили материал. Выполните задание: используя подсказки, вставьте пропущенные слова. | Работа с текстом в парах, выполняют задание (вставляют пропущенные слова, используя подсказки). (Приложение 2) |
Подведение итогов. | Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? | Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. |
Рефлексия. | Метод незаконченного предложения. Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Закончите предложения. | Заканчивают предложения. Я знаю ________________________ Я узнал(а)______________________ Я хочу узнать___________________ Я был(а) удивлен тем, что________ Я хочу рассказать родителям______ Для меня храм - это______________ На партах индивидуальные листочки с предложениями. По окончании работы листочки сдаются. |
Домашнее задание. | Домашнее задание по выбору (инструктаж): 1.Выполнить макет православного храма. 2.Подготовить сообщение о храме-памятнике. | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1
Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?
Выделите главное.
Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан.
В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Приложение 2
Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.
алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол, притвор, паперть, Царские, иконы
ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА
Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.
Здание храма венчает , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.
Внутри православный храм имеет три части. Первая часть – – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения.
Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка – .
Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.
Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.
В храме имеется еще , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.
На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями
Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....
Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"
Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ». Методическая разработка рассчитана на обучающи...
Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...
Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"
Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края , растениями и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...
Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...
Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)
Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия»....