Урок "Милосердие"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» 4 класс
Пояснительная записка
Данный урок направлен на освоение младшими школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в нем, но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию. На уроке используется групповая форма работы, развивающая у школьников умение анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе. Изучение нового материала проводится с помощью стратегии “Знаю - хочу узнать - узнал”. Дети вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать. После работы с информацией записывают то, что узнали нового. Используя данную стратегию учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. На этапе рефлексии таблица “ЗХУ” помогает фиксировать новое содержание, изученное на уроке. Для эмоционального акцента в урок включена песня-притча Светланы Копыловой “Про кота”.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся узнают, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям;
- познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
- будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
- учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Технологическая карта урока
Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч)
Цель: освоение учащимися ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира; развитие ценностного отношения к собственным поступкам.
Задачи для учителя:
1. Познакомить учащихся с представлением о милосердии в религиях мира;
2. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
3. Создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении
к собственным поступкам;
4. Развивать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах;
5. Развивать коммуникативные и познавательные УУД.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь.
Тип урока: ОНЗ
Форма урока: групповая, фронтальная, индивидуальная работа
Методы обучения: словесные, практические, исследовательские, наглядные, контроль.
Оборудование:
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.
2. Карточки со словами. Цветок ромашка со словами. Сердечки.
4. Презентация Microsoft Office Power Point.
5. Видео притча “Про кота”.
Этап урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Включение в деловой ритм.
Эмоциональный настрой на урок.
Эмоционально настраиваются на урок.
Личностные (Л.) :самоопределение к деятельности;
Коммуникативные (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация опорных знаний.
Организует повторение знаний.
Демонстрируют знания, выполняют тест на соответствие
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные (П.) Постановка темы и целей урока.
Создает познавательную ситуацию, побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока.
Слушают притчу, анализируют. Работают над значением слова «милосердие».
Выдвигают и осуществляют отбор учебных задач.
Регулятивные (Р.): целеполагание, способность принимать и охранять учебную задачу, планировать свою работу
П.: общеучебные (формулирование познавательной цели)
Логические (выдвижение гипотез)
К.: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной деятельности.
Задачи:
Открытие нового знания.
Создает проблемную ситуацию.
Организует работу в группах.
Наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
Организует отчёт групп.
Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.
Организует проговаривания.
Осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы.
Обсуждают найденную информацию.
П.: формирование навыков поисковой деятельности.
Способность анализировать и действовать позиции содержания.
Л.: развитие учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и личной ответственности за работу.
К.: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
К.: Умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания
одноклассников.
П.: логические.
Л.: действие нравственно – этического оценивания.
Л.: самоопределение. Объясняют, доказывают свою точку зрения.
Закрепление:
Проводит диагностическую работу.
На основе своего опыта и приобретенных знаний заполняют «сердечки».
Р.: контроль, коррекция, оценка.
Л.: самоопределение
Итог урока:
Организует подведение итога урока.
Организует рефлексию деятельности на уроке.
Высказывают свое мнение.
Анализируют деятельность.
Р.: контроль, оценка.
П.: умение ориентироваться в содержании предмета.
Домашнее задание:
1. стр. 72-73, ответить на вопросы; нарисовать свой символ милосердия.
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Недавно я услышала притчу,
которой непременно хочу поделиться с вами:
“ Спросил как-то наставник троих учеников: “Почему бьется оконное стекло,
когда в него бросают камень?”
- Потому что камень тяжелый, - ответил один.
- Потому что стекло хрупкое, - ответил второй.
- Потому что метнувшая камень рука была сильной, а удар точным, - отвечал
третий.
- Никто из вас троих не дал правильного ответа, - ответил учитель. - Потому
что окно было закрыто!
Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя сквозь тонкую ткань души. (слайд сердца)
- Да, человеческое сердце уникально. Оно может быть добрым и злым,
большим и маленьким, любящим и ненавидящим, может быть золотым, а
может быть каменным и ледяным. Пусть ваше сердце всегда будет здоровым и любящим. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок нашел отклик в вашем сердце и запомнился вам. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте, вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке?
1. Что такое библейские заповеди? Чему они учат?
2. Кого в Исламе считают основой творения, конечной его целью?
3. Как вы понимаете слова пророка Мухаммада: «Рай находится под ногами наших матерей»?
4. Что считается основой поведения человека в буддизме?
- Все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества, объединяют людей в стремлении к добру.
III. Постановка темы и целей урока.
- Сейчас предлагаю вам посмотреть песню-притчу в исполнении Светланы Копыловой.
Это одна из известных исполнительниц авторской песни. Её песни помогают человеку задуматься о смысле жизни и предназначении человека.
Песня называется “Про кота” (просмотр клипа)
- Я вижу, что эта песня не оставила вас равнодушными.
- Какие чувства возникли у вас при слушании притчи?
- Какие чувства владели девочкой, бросившейся спасать кота? (учащиеся называют чувства и качества, учитель прикрепляет заранее заготовленные карточки)
- Вслушайтесь в слова: со-чувствие, со-страдание. Что их объединяет?
(Приставка со - )
- Что она означает? (причастность к чему-либо, присоединение, общее участие).
- Как вы думаете, какое понятие вмещает в себя все названные вами качества?
(милосердие; учитель открывает серединку ромашки, на которой записано это слово)
- Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся)
Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды.
- Ребята, вы, наверное, догадались, какой же будет тема нашего урока (учитель уточняет ответы учащихся).
IV. Открытие нового знания.
- Я предлагаю вам посмотреть и послушать презентацию.
Помощь бывает разной.
Одно из дел милосердия – милостыня.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».
Подавать можно не только денежные суммы, но и вещи, лекарства, продукты.
Помощь может быть и нематериальной (добрые слова, сочувствия, беседы).
В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых с поля
боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при
операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они облегчали страдания раненых.
Беседа с учащимися :
- Можно ли сказать, что милосердие является одной из главных добродетелей
во всех религиях? Почему? (Все религии учат людей доброму отношению к
окружающим, терпению, помощи. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца)
- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (делать добрые дела,
совершать добрые поступки, откликаться на чужую беду, милосердие должно быть деятельным, активным.
- В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?
(“Подарок детскому дому” приготовленные собственными руками. Навестить заболевшего одноклассника, утешить печальных, найти слова сочувствия, помочь вниманием, уклоняться от драк, не отвечать злом на зло)
- А как надо оказывать милость? (не требуя благодарности, не унижая)
- Ребята, перед вами сердечки. Напишите на них добрые дела, которые вы совершали (учащиеся пишут).
- Из этих сердечек мы сделаем большое сердце - эмблему милосердия (учащиеся прикрепляют сердечки на контур сердца, который появился на доске в начале урока). Посмотрите, какое большое сердце у нас получилось! Сколько добрых поступков вы совершили.
Я предлагаю вам разгадать кроссворд, который дан на доске.
Будьте всегда внимательны к окружающим - вдруг кому-то нужна ваша помощь.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Над чем заставил задуматься урок?
- Какую цель ставили на уроке?
- К какому выводу пришли?
VI . Домашнее задание
- стр. 72-73, ответить на вопросы. Нарисовать свой символ милосердия.
Источники:
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных
культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.:
Просвещение, 2012. – 80с.
2. Видео притча “Про кота”
3. Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к
учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л.Беглов,
Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов)/