сценарий
план-конспект урока по орксэ
Предварительный просмотр:
Ход урока.
I. Организационный момент, объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
- Чем человек отличается от животных?
- Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить?
Блиц – опрос «Основы православия».
- Кто такие христиане?
- Что значит быть православным человеком?
- Что значит слово «молиться»?
- Как по-другому называют Библию?
- Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
- Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
- Чем человек отличается от животных?
- Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
III. Открытие нового знания.
- Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».
Чудный домик.
К.Д.Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».
- Работа со статьёй в учебнике «Душа».
Учитель:
- Прочитайте статью «Душа» в учебнике. Заполните кластер.
(Работу можно выстроить в парах или группах. Обучающимся необходимо привести примеры к каждому лепестку)
Анализ кластера:
- Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
- Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
- Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
- Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
- Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
- Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
- Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
- В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.
Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.
Как вы думаете, что находится в вашем «мире души»?
- Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.
- Почему вы выбрали именно эти слова? Попробуйте объяснить.
- А есть ли у вас в семье такие сокровенные и важные для вашей души «сундучки», как и у героев статьи? Расскажите.
3) Работа над понятием «душа».
Учитель:
- У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».
- Задумывались ли Вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же один бесстрашен, а другой труслив? Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, её проявление.
- А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».
- Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»? Как вы поняли? Почему был такой момент?
- Объясните следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа поёт.
Подберите к каждой из картин, представленной на уроке, подходящее к ней выражение. Поясните свой выбор.
- Расскажите о своих чувствах, внутренних ощущениях, когда вы делаете доброе дело?
- У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, - и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
Об этом и стих, написанный сто лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря.
(выразительное чтение стихотворения)
Круговая порука добра
Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла.
Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора –
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой!
- Как вы поняли выражение «Круговая порука добра»?
IV. Первичное закрепление.
- Выборочный пересказ текста.
Учитель:
- Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.
- Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.
- Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.
- Можно ли выразить девизом: «один за всех и все за одного» то, что названо встихотворении монахини «круговой порукой добра»?
- Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
- Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
- Как Библия рассказывает о происхождении души?
- Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учитель:
- Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.
- Объясните, как поняли эти предложения.
VI. Обобщение изученного на уроке.
Работа с текстом К.Д.Ушинского.
- А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:
- Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.
«Размышления маленького христианина о человеке»
(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).
«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одареножизнью.
Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня естьспособность воображения.
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.
Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
К.Д.Ушинский.
- Расскажите о ваших впечатлениях.
- Какая главная мысль этих размышлений?
- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.
Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):
- Дар слова
- Память
- Воображение
- Вера в Бога
- Желание и возможность сделаться лучше
- Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?
- Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?
- Бог-Творец.
Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?
VII. Итог.
- Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?
- Рефлекия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
- Домашнее задание.
- Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите в тетради сочинение-миниатюру «Храм моей души», сделайте иллюстрацию к сочинению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)
Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...
Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна
(сценарий выступления агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...
Воспитательная работа в начальной школе. Сценарий конкурсно-познавательного мероприятия по ЗОЖ. Сценарий праздника "Осень в гости к нам пришла..."
Внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы....
Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»
Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1 класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...
Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.
Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....
Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»
Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...
«Рыцарский турнир». Сценарий праздника к 23 февраля для детей Сценарий праздника посвященного 23 февраля
Интересный рыцарский турнир для начального звена на 23 февраля....