КТП 4 кл.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дударевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Дударевская СОШ»
Приказ от «31» 08.2018 № 173
________________ Ермакова Т.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
поосновам религиозных культур и светской этики
Уровень общего образования: начальное общее 4 класс
Количество часов: 33
Учитель: Назаркина Светлана Леонидовна
Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 классы,
«Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры», Данилюк А.Я. М. Просвещение. 2012 год,
(утверждённой Министерством образования и науки РФ)
х. Дударевский
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы начального общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры». Данилюк А.Я. М. Просвещение. 2012 год С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта НОО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении ОРКСЭ:
№ п/п | Разделы учебного курса | Компетенции | Научится | Получит возможность научиться |
Россия — наша Родина Культура и религия | Личностные |
| -Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -Мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |
Метапредметные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
| Определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||
Россия — наша Родина Культура и религия Человек и Бог в православии Православная молитва Библия и Евангелие Проповедь Христа Христос и Его крест Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние Заповеди Милосердие и сострадание Золотое правило этики Храм. Его устройство и назначение. Икона. Как христианство пришло на Русь Подвиг Заповеди блаженств Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина Православие о Божием суде Таинство Причастия. Монастырь Отношение христианина к природе Христианская семья Защита Отечества Христианин в труде Любовь и уважение к Отечеству Р/К Золотое кольцо Дона | Предметные | -Владеть знаниями, пониманием и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. -Знакомиться с основами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. -Формировать первоначальные представления о религиозной культуре и их роли в истории и современности России. – развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; – знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; – умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище); – умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; – умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей; – приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; – усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры; – приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятийдобро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; – формирование потребности в нравственном совершенствовании. |
|
2.Содержание изучаемого курса, предмета
№ темы | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля |
1. | Россия — наша Родина | 1 | Пересказ |
2 | Культура и религия | 1 | Объяснение терминов |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | Фронтальная беседа |
4 | Православная молитва | 1 | Пересказ |
5 | Библия и Евангелие | 1 | Фронтальная беседа |
6 | Проповедь Христа | 1 | Фронтальная беседа |
7 | Христос и Его крест | 1 | Пересказ |
8 | Пасха. Зачетный урок за 1 –ю четверть. | 1 | Проект |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Фронтальная беседа |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | Объяснение терминов |
11 | Заповеди | 1 | Творческая работа |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Фронтальная беседа |
13 | Золотое правило этики | 1 | Пересказ |
14 | Храм. Его устройство и назначение. | 1 | Фронтальная беседа |
15 | Храм. Его устройство и назначение. | 1 | Тест |
16 | Икона. Зачетный урок за 2 –ю четверть. | 1 | Проект |
17 | Подготовка творческих работ. | 1 | - |
18 | Творческие работы учащихся. | 1 | Творческие работы |
19 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Фронтальная беседа |
20 | Подвиг | 1 | Пересказ |
21 | Заповеди блаженств | 1 | Пересказ |
22 | Зачем творить добро? | 1 | Викторина |
23 | Чудо в жизни христианина | 1 | Пересказ |
24 | Православие о Божием суде Зачетный урок за 3 –ю четверть. | 1 | Проект |
25 | Таинство Причастия. | 1 | Проект |
26 | Монастырь | 1 | Экскурсия |
27 | Отношение христианина к природе | 1 | Фронтальная беседа |
28 | Христианская семья | 1 | Фронтальная беседа |
29 | Защита Отечества | 1 | Пересказ |
30 | Христианин в труде | 1 | Фронтальная беседа |
31-32 | Любовь и уважение к ОтечествуР/К Золотое кольцо Дона | 2 | Фронтальная беседаЭкскурсия |
33 | Зачетный урок по итогам года. Выступление обучающихся со своими творческими работами. | 1 | Проект |
Итого | 33 |
3. Тематическое планирование (33 часа)
№ уро-ка | Раздел, тема | Кол-во Часов | Дата план | Дата факт | Предметные компетенции | Вид учебной деятельности | Контроль | |||||||||||||||||||
1. | I четверть – 9 часов Россия — наша Родина 4-5 | 1 | 05.09 | Выявление значения слов: богатство России, малая Родина, Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, Государственные символы, духовные традиции., духовный мир человека, культурные традиции. Выявление взаимосвязи культурных традиций народов России и внутреннего мира человека. | Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: отвечать на простые вопросы учителя. К.: слушать и понимать речь других. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
2 | Культура и религия 6-7 | 1 | 12.09 | Знакомство с историейвозникновения и Распространенияправославной культуры. Выявление значения слов: христианство, православие, культура, религия. Взаимосвязь светской и религиозной культуры (на примере слова «спасибо»). Сравнение светской и религиозной культур (на примере светских и религиозных праздников или на примере объяснения правил поведения людьми светской и православной культуры). | Формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ. Р.: работать по предложенному учителем плану. П.: составлять рассказы на основе простейших моделей. К.: умение донести свою позицию до других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. й речи. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
3 | Человек и Бог в православии 8-11 | 1 | 19.09 | Знакомство с основамидуховной традицииправославия. Объяснение влияния веры в Бога на поступки православного человека. Объяснение смысла представлений православных людей о Боге как о Творце. | Формировать первоначальные понятия о народе, православной вере. Р.: определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших моделей. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
4 | Православная молитва 12-15 | 1 | 26.09 | Объяснение христианского смысла понятий: благодать, святые, молитва. Сравнение понятий «молить», «требовать» и «приказывать»: Выявление христианского смысла молитвы как разговора человека с Богом.
| Формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ. Р.: работать по предложенному учителем плану. П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
5 | Библия и Евангелие 21-26 | 1 | 03.10 | Выявление значения слов «Библия», «Евангелие», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «пророк», «апостол», «христианин», завет. Осмысление значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета. Выявление значения библейских сюжетов, притч для культуры человечества. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. Р.: осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
6 | Проповедь Христа 27-32 | 1 | 10.10 | Установкавзаимосвязи междурелигиозной (православной) культурой и поведением людей. Выявление смысла слов Христа «Царствие Божие внутри вас». Объяснение назначения проповеди. Сравнение значения материальных и духовных богатств для христианина. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. К.: доносить свою позицию до других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
7 | Христос и Его крест 33-38 | 1 | 17.10 | Выявление значения креста для христиан. Выявление причин поведения Христа (почему он не уклонился от казни). Описание своего впечатления, своих чувств относительно поступка Иисуса Христа. Выявление смысла слова «Богочеловек» для христиан.
| Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
8 | Пасха. Зачетный урок за 1 –ю четверть. 39-44 | 1 | 24.10 | Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Понимание смысла страданий и крестной смерти Христа. Описание своего впечатления, чувств относительно празднования Пасхи. Сравнение празднования Пасхи с другим весенним праздником. Оценивание значимости Иисуса Христа для верующих людей. Выявление цели христианского поста.
| Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Р.: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Итоговый контроль Тестирование Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
9 | Православное учение о человеке. 45-50 | 1 | 07.11 | Объяснение учащимися значения выражений «душа радуется», «душа болит». Выявление взаимосвязи между поступками человека и болезнями души. Выявление отличий человека и животного. Объяснение значения выражения «душа становится тем богаче, чем больше отдает людям». Описание внутреннего мира человека. Определение учащимися значимости души для человека. | Осознавать ценность человеческой жизни. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию до других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
10 | Совесть и раскаяние 51-57 | 1 | 14.11 | Раскаяние. Совесть. Оценивание значимости совести для человека. Приобретение учащимися опыта поиска средств исправления своей вины делом.
| Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Р.: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов. П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
11-12 | Заповеди. 58-60 Христианство в казачьей семье. | 2 | 21.11 28.11 | Воспроизведение учащимися содержания заповедей Христа, касающихся отношений между людьми: почитай отца твоего и матерь твою, не убивай, не кради, не прелюбодействуй (не предавай), не лги, не завидуй. Объяснение учащимися запрета на убийство, кражу, предательство, ложь, зависть. Оценивание учащимися значимости заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою». Сравнение учащимися предательства и верности, честности и лжи, зависти и сорадования..
| Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
13 | Милосердие и сострадание 61-66 | 1 | 05.12 | Выявление значения, которое вкладывают христиане в понятие «милосердие». Сопоставления милосердного прощения и справедливого возмездия. Выявление отличий милосердия и дружбы. Воспроизведение христианских представлений о заповедях «Люби ближнего, как самого себя» и «Любите врагов ваших». Выявление смысла притчи о добром самарянине. Приобретение учащимися опыта выбора дел милосердия.
| Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
14 | Золотое правило этики 67-69 | 1 | 12.12 | Воспроизведение золотого правила этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Приобретение опыта выбора поступка в новой жизненной ситуации с опорой на золотое правило этики. Выявление учащимися причин отказа христиан от осуждения другого человека. Воспроизведение способа уберечь себя от осуждения другого человека. Объяснение учащимися Выявление смысла правила «Люби грешника и ненавидь грех». Определение значимости золотого правила этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» для взаимоотношений с другими людьми | Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. Осознавать ценность человеческой жизни. Р.: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов. П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. К.: доносить свою позицию до других, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную речи | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
15 | Храм. Его устройство и назначение. Храм Архангела Михаила. 70-75 | 1 | 19.12 | Описание устройства храма. Объяснение назначения храма для православных христиан. Представления о службе священника в храме. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Р.: высказывать своё предположение. П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. К.: участвовать в диалоге, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
16 | Икона. Зачетный урок за 2 –ю четверть. 76-81 | 1 | 26.12 | Выявление значения слов: икона, святые, лик, нимб. Сравнение учащимися иконы и картины. Выявление взаимосвязи христианского понимания света и Бога. Размышление над вопросами которые обсуждались в курсе ОРКСЭ за пройденный период. Повторение основных понятий курса.Описание своего впечатления, своих чувств, относительно курса. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Р.: определение общей цели и путей ее достижения. П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Итоговый контроль | ||||||||||||||||||||
17 | Подготовка творческих работ. | 1 | 16.01 | Изложение своего мнения по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Причины изучения в школе Основ православной культуры. | Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитывать доверие и уважение к истории и культуре всех народов. Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса. П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков. К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками. | Индив. работа | ||||||||||||||||||||
18 | Творческие работы учащихся. 56-57 | 1 | 23.01 | Изложение своего мнения по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Причины изучения в школе Основ православной культуры. | Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитывать доверие и уважение к истории и культуре всех народов. Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса. П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков. К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
19 | Как христианство пришло на Русь. Казак без веры не казак. 58-61 | 1 | 30.01 | Знакомство с развитием православной культуры в истории России.. Запоминание и воспроизведение определения таких понятий как Церковь, крещение, мудрость исповедь. Воспроизведение начальных сведений о крещении Руси. Осмысление учащимися изменения жизни киевлян после крещения. Выделение в тексте учебника главных слов, которые характеризуют понятия «Святая Русь». Пересказ сведений о первых русских святых мучениках варягах Федоре и Иоанне. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
20 | Подвиг 62-63 | 1 | 06.02 | Выявление смысла понятий «подвиг, подвижник, жертвенность». Сравнение учащимися понятий «подвиг ради себя», «жертва ради другого человека» и «жертва Богу». Осмысление выражения «В жизни всегда есть место подвигу». Понимание подвига Христа. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Р.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
21 | Заповеди блаженств 64-63 | 1 | 13.02 | Сравнение понятий «счастье и радость». Пересказ своими словами заповедей блаженства. Воспроизведение значения, которое вкладывают христиане в слова «Царство Божие внутри вас». Сопоставление фраз: «Я благодарю миротворца», «Я благодарю Миротворца». Объяснение учащимися понятий «нищие духом, кроткие, милостивые». Описание понятия «чистое сердце». Сравнение плача в житейском и библейском смыслах. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами православной культуры | Осознавать ценность человеческой жизни. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
22 | Зачем творить добро? 68-69 | 1 | 20.02 | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий «добро, зло, совесть». Повторение золотого правила этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Поиски ответа на главный вопрос урока «Зачем творить добро?» на примере святых. Приобретение учащимися личного опыта при ответе на главный вопрос урока. | Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
23 | Чудо в жизни христианина 70-71 | 1 | 27.02 | Объяснение значения слов и понятий «добродетель, вера, Святая Троица». Понимание смысла понятия «чудо», чудо для христианина. Понимание того, как добрые дела формируют характер человека. Оценивание учащимися значимости проявлений любви в жизни человека. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
24 | Православие о Божием суде Зачетный урок за 3 –ю четверть. 72-75 | 1 | 06.03 | Объяснение как вера в Божий суд влияет на поступки христианина. Перечисление мотивов, поощряющих христиан к творению добра. Обсуждение вопроса, можно ли человека считать послом Бога на Земле. И, если да, то как надо относиться к людям? Объяснение понятия «Смерти» и «Божьего суда» в христианстве. Обсуждение и осмысление легенды о Христофоре. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | Итоговый Контроль Тестирование | ||||||||||||||||||||
25 | Таинство причастия. 76-79 | 1 | 13.03 | Главное назначение церкви. Символический язык православной культуры. Выявление значения понятий «Литургия, Таинство, Причастие». Знакомство с основными христианскими таинствами: крещением, причастием, исповедью. | Осознавать ценность человеческой жизни. Р.: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
26 | Монастырь 80-83 | 1 | 20.03 | Объяснение учащимися значений слов «монах», «монастырь», «послушание», «монашеские обеты». Определение главного правила монашеской жизни «Трудись и молись». Осмысление понятия монашество как ответа на главный вопрос: в чем смысл жизни. Знакомство с биографией хирурга Валентина Войно-Ясенецкого (в монашестве Луки), прославленного в лике святых. | Воспитывать доверие и уважение к истории и культуре всех народов. Р.: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок. П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
27 | Отношение христианина к природе 84-85 | 1 | 03.04 | Изучение явлений православной традиции и светской культуры и сравнение их. Осмысление того, что делает человека выше природы. Выявление степени ответственности человека за сохранение природы. Показ учащимися понимания современного состояния природы как экологического кризиса, осмысление того почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
28 | Христианская семья 86-87 | 1 | 10.04 | Рассуждение о семейных ценностях, семейных традициях. Понимание семьи как «маленького ковчега». Знакомство с православным таинством «Венчание». Описание и осмысление главных символов Венчания (венец, обручальное кольцо). Рассказ о своих семейных традициях. Осмысление понятия «тактичность» на примере взаимоотношений святого Силуана Афонского с отцом. | Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | Текущий фронтальный опрос 19.04 | ||||||||||||||||||||
29 | Защита Отечества 88-91 | 1 | 17.04 | Поиск ответа на вопрос: бывает ли война справедливой. Осмысление понятия «защита родины» как долга православного христианина. Пересказ сведений учебника о святых защитниках Руси: Дмитрии Донском, Александре Невском, Ильи Муромце, Федоре Ушакове. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Текущий опрос 26.04 | ||||||||||||||||||||
30 | Христианин в труде. Труд на Дону. | 1 | 24.04 | Осмысление текста Библии о первых заповедях и первом грехе людей. Объяснение понятия «пост». Описание иллюстрации М. Нестерова «Труды Сергия Радонежского.» | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;. К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Текущий опрос | ||||||||||||||||||||
31 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 08.05 | Участие в диспутах, изложение своего мнения. Объяснение понятий любовь, отечество, патриотизм. Прослушивание и осмысление песни на слова М.Л. Матусовского «С чего начинается родина?». Отечество. Любовь. Уважение. Патриоизм. Великая сила нравственности. Народ. | Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Р.: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | Текущий фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||
32 | Р/К Золотое кольцо Дона | 15.05 | Работа с иллюстративным материалом, сообщения по теме | Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем в текстах. К.: слушать собеседника, вести диалог. | Текущий фронтальный опрос Проверка практической работы | |||||||||||||||||||||
33 | Зачетный урок по итогам года. Выступление учащихся со своими творческими работами. | 1 | 22.05 | Размышление над вопросами которые обсуждались в курсе ОРКСЭ. Повторение основных понятий курса. Описание своего впечатления, своих чувств, относительно курса. Сообщения по выбранным темам. | Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. К.: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Итоговый контроль |
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1. Храмы России.
2. Православные иконы.
3. Православные праздники.
4. Как я понимаю православие.
5. Значение религии в жизни человека и общества.
6. Памятники религиозной культуры в моём городе.
7. Моё отношение к миру.
8. Моё отношение к России.
9. С чего начинается Родина.
10. Герои России.
11. Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества.
12. Мой дедушка – защитник Родины.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.