открытый урок модуль ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)
методическая разработка открытого урока модуль ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для открытого урока | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОУ | МОУ «Старо-Татауровская СОШ» |
ФИО учителя | Ефимова Татьяна Николаевна |
Тема | «Совесть». |
Цель темы | Познакомить с понятиями «совесть». Осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть. Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей Дать понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы. |
Планируемый результат | Чтобы дети научились анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы. |
Тип урока | изучения нового |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
МОДУЛЬ ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |
Тема урока | Совесть | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Усвоение понятий: «совесть», | П. Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление его выполнять, отвечать на вопросы, обобщать собственные представление Р. Умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей К. Формирование умений высказывать свои мысли используя различные выразительные средства; умений понять и принять точку зрения другого человека | Формирование и развитие чувства совести, как регуляторов поведения, основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) | ||
Цель урока | Помочь учащимся осознать чувства совести как одно из морально-этических ценностей в обществе. | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | совесть и раскаяние | |||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация | |||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Самоопределение к деятельности. | Приветствие учителя. - Добрый день ,ребята! Я рада видеть вас, и вместе мы поприветствуем наших гостей. - Посмотрите друг на друга улыбнитесь. - Что вы почувствовали? (тепло, радость ) - Какое у вас настроение? - А.чтобы этот урок остался радостным и приятным , прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и мысленно пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. (Слайд № 2) Эмоциональный настрой: Добрые слова – корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады. | Приветствуют гостей. | ||
ІІ. Мотивация учеб ной деятельности. | Заботиться о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками , наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами помогают нам наши родные, учителя, близкие и предмет Основы светской этики. - Что же мы делаем на уроках ОРКСЭ? -Поговорим? (о чем?) - О разном и о прочем, О том, что хорошо, И хорошо не очень. Поговорим? -О том, что знаешь ты, И то, что мне известно. Поговорим? -Нам будет интересно! Не так давно , я посетила одну из школ. И наблюдала такую ситуацию. Видеоролик (слайд №3) Учитель: О ком фильм?( о мальчике). Что случилось в школе? ( его выгнали с урока , он нашёл открытку с деньгами внутри). Как бы вы оценили поступок мальчика? Почему мальчик решил вернуть деньги девочке? (Ему стало совестно) Так о чём же пойдёт сегодня речь? ( О совести)
Тема : СОВЕСТЬ (вывешивается на доску) (Слайд № 4) -Чтобы лучше узнать, что такое «совесть», давайте попробуем найти слова, которые живут внутри слова «СОВЕСТЬ» ,вслушаемся в эти слова. -Ребята, а какие слова подходят к теме нашего урока ( СОВЕТ, ВЕСТЬ). (Вывешиваю на доску слова СОВЕТ и ВЕСТЬ -получается кластер ). Учитель: Каково значение этих слов? Что означает слово СОВЕТ? Что означает слово ВЕСТЬ? (Пока дети думают прикрепляю ,на доску определения) - Я нашла несколько другое значение этих слов выберите то значение, которое подходит к теме нашего урока) Дети выбирают слова: ( лишние слова убираю).
ВЕСТЬ – известие, сообщение. -Молодцы! | -внимательно слушают Говорим, рассуждаем. Поговорим. Поговорим. Поговорим. Смотрят видеофильм; Обсуждают ситуацию , отвечают на вопросы О мальчике. Его выгнали с урока , он нашёл открытку с деньгами внутри. Ему стало совестно. Формулируют тему, цель урока: Познакомимся с понятием «со-весть», нам надо осознать , что человеку помогает совесть; воспитывать в себе способность правильно оценивать себя и по-ведение других людей. Составляют слова и объясняют их значение: Весть- это то, что подаёт нам ве-сточку. Сеть – то, что ловит наши хоро-шие и плохие поступки. Есть - это то, что есть у каждого. Свет – это свет внутри нас. Совет – это слова которыми мы можем помочь поддержать че-ловека. Отвечают : совет, весть Учащиеся читают слова и дают определение слов. Высказывания детей. Дети выбирают и отвечают: СОВЕТ – наставление, указание ,как поступить. ВЕСТЬ – известие,сообщение. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: -извлечение необходимой информации. Коммуникативные: -умение слушать и слышать собеседника; -умение работать в группах; -планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - определение целей; - функций участников; -способов взаимодействия. | |
3. Открытие нового знания. | -Как вы думаете, что такое совесть? -Если мы что-то не знаем, где будем искать информацию? 2. Откройте учебник на странице 48 и прочитайте какое определение совесть даёт автор учебника. На доске появляется определение СОВЕСТи из учебника. Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. | Дети высказывают своё мнение Учащиеся указывают источники информации Работа с учебником стр.48. | Коммуникативные: -сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: -поиск выделение конкретной информации с помощью учителя. | |
4. Первичное закрепление (проблемная ситуация) 5.Игра (тренинг « Как не попасть в сети зла?») 6. Продолжение работы над темой. | Ребята, наверное, у каждого из вас была в жизни ситуация, когда приходилось делать выбор? (Слайд №5) Нина с Ирой были подругами. Ире очень нравилась Люда ,и она предложила Нине дружить всем вместе. Нина обиделась и сказала ,что Ира предательница и она с ней никогда больше дружить не будет. Вопрос : как поступить в такой ситуации всем трём девочкам? ( 3 мин.) Я раздам вам листы с заданием и вариантами ответов на обратной стороне. ,вы в своей группе выбираете варианты дальнейших действий 1 группа - для Нины( сердцевина –зелёного цв.) ; 2 группа-для Иры(жёлтого цв.) ; 3группа-для Люды.коричневого цв.) На лепестках напишите свои ответы , оъясните свой выбор, и прикрепите к своему цветку. Дети выполняют задание , учитель в это время убирает с доски СОВЕТ и ВЕСТЬ . и прикрепляю сердцевинки. Тема « СОВЕСТЬ « остаётся. МОЛОДЦЫ!Посмотрите ,ребята, какой красивый букет получился . Надеемся ,что девочки будут дружить как ваш букет. А теперь давайте немного поиграем. Игра называется «как не попасть в сети зла?». Слайд № 6. Как же не попасть в сети зла? Объясняю на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. - это первый пальчик (зажимаем пальцы), вы начинаете взращивать его в себе. - это второй пальчик, постепенно зло достигает вершины. А дальше всё очень быстро, стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла (сжать пальцы в кулак). - Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? - Какой надёжный щит надо поставить на пути зла?(совесть) -Молодцы, вы прекрасно справляетесь с заданиями. Учитель: А давайте ,ребята, вспомним как мы мирились ,когда были совсем маленькими.Встанем возле своих парт, покажем мизинчик и вспомним что? ( МИРИЛКИ) Мирилка: (слайд №8) Мирись, мирись, И больше не дерись. А если будешь драться, Я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, Потому что мы друзья. -Спасибо, ребята. А теперь я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется « Собиралки». (Учитель говорит и раздаёт конверты.) - В конвертах находятся задания для каждой группы. Возьмите конверты ,откройте их. На Руси существовало много пословиц об этом чувстве. Вам нужно собрать воедино пословицы , затем выбрать ту, которая соответствует теме урока, приклеить на лист , затем прикрепить на доску. 1.Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. 2. Как ни мудри, а совести не перемудришь. 3. От человека утаишь, от совести нельзя утаить. 4.Тому тяжело, кто помнить зло. 5. Жизнь дана на добрые дела. 6. Правда, как оса, лезет в глаза. Все ли пословицы соответствуют теме?(нет) Почему ? прочитайте ту пословицу, которая нам нужна. Как вы понимаете смысл пословиц? 7. Учитель. Очень часто в жизни чувство СОВЕСТИ приводит к чувству РАСКАЯНИЯ. А чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. Упражнения совести. «Минута раскаяния» Учитель: -Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать . Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся . Назовем это упражнение «Минута раскаяния». Учитель:- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, рассказать о плохом поступке , который он совершил. ( Если кто-то рассказал, подвести к тому , что нужно попросить прощения у того ,кого обидел) Учитель : спасибо за смелость. ( слайд №9) РЕЗЕРВ: ВИДЕОФИЛЬМ ПРО СОБАКу | Дети читают на своих листах. Слушают ,обсуждают, выбирают правильное решение Ищут пути решения проблемной ситуации. Защищают работу ; выходят к доске и прикрепляют лепестки к своим ромашкам ( своего цвета) Выполняют упражнение . Ответы детей: в самом начале, на мизинце. Ответ детей: совесть Дети отвечают : пословицы Открывают конверты ,читают, собирают пословицы. Приклеивают на лист, зачитывают. 1.Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. 2. Как ни мудри, а совести не перемудришь. 3. От человека утаишь, от совести нельзя утаить. Ответы детей. Выбирают,читают В течение одной минуты дети обдумывают. Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках. Просят прощения??? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: -оценивают поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: выделяют ориентиры действия в новом учебном материале; -принимают и сохраняют учебную задачу. | |
8.Этап подведения итогов урока , рефлексия. 9.Домашнее задание по выбору. | Слайд №10 Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? - Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого из коробочки вы возьмёте ………и положите ( это) в наши сундучок ,мясорубку или корзину. Я предлагается вам выбрать, куда вы положите эти бочонки ,как вы поступите с информацией, полученной на уроке. На столе стоят сундучок , мясорубка, корзина. В сундучок положите, всё, что пригодится в дальнейшем ; в мясорубку- информацию ,которую переработаете ; в корзину- если вы считаете, что информация полученная на уроке вам не нужна( или по другому-. всё выброшу). Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Благодарю Вас, ребята! И надеюсь, ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. Слайд №11 Рисование символа совести. Учитель. Ребята, я предлагаю нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем. (Если вы сегодня были предельно внимательны на уроке, то вы видели эти символы в оформлении презентации) (Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…) -Расставаясь, я хочу пожелать: Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы ! Все в Ваших руках! ( слайд № 12) | Делают выводы. Дети говорят по каждому пункту Запись в дневниках. | Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные:нравственно- этическая ориентация; - действие нравственно-этического оцениванияусваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Личностные: уточнение собственных возможностей и ограничений. Регулятивные: -рефлексия способности организовать творческую работу; -оценка своих достижений на уроке Познавательные: структурирование знаний; -рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Открытый урок по ОРКСЭ модулю"Основы православной культуры" по теме "Заповеди"
Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Заповеди"...
Открытый урок по ОРКСЭ, ( модуль «Основы православной культуры»)«Заповеди»
В данном уроке совместила ФГОС и основы православной культуры. Изучение нового материала построено на изучении литературных произведений и мультипликационных фильмов....
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса, дети знакомятся с понятиями род, родословная, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...