ОРКСЭ "Православный храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Буныревская средняя общеобразовательная школа № 14»
Алексинский район, Тульская область
Технологическая карта урока курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
по модулю «Основы православной культуры»
для 4 класса
на тему: «Православный храм»
Составитель- учитель начальных классов
Филина Марина Александровна
2017-2018 учебный год
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Филина Марина Александровна |
Район | Алексинский |
Место работы | МБОУ «Буныревская СОШ №14» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы православной культуры |
Тема урока | «Храм» |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель, задачи | Познакомить обучающихся с устройством православного храма и традициями поведения в нем
|
Необходимое оборудование | Мультимедийный проектор, компьютер. |
Дидактическое обеспечение | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты. |
Планируемые результаты урока | |||
| Формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России. | ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Синквейн, тестирование «Это Я». | ||
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная | Учебник , рабочая тетрадь | ||
Дополнительная | Толковый словарь. | ||
ЭОРы | Диск «Основы православной культуры», аудиозапись. |
Основные этапы урока | Деятельность учеников
| Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты |
Формируемые УУД | ||||
1. Мотивация (са-моопределение) к учебной деятель-ности.
| Психологичес-кий настрой к учебной дея-тельности. Слушание аудиозаписи. Ответы детей (фронтальная работа) | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация. Включается ауди-озапись колоколь-ного звона. | - Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои уме-ния активно работать. - Сейчас вы, ребята, слышите колокольный звон. С этим звоном на Русской земле связано очень много. Колокола звенели и в праздники и в будни, в дни радости и тревоги. Вслушайтесь. Что вы представляете, когда слышите этот звон? - Какие первые ассоциации у вас возникли? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоции-руются у вас с колокольным зво-ном. Назовите эти слова. - Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? | Личностные УДД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УДД Умение с достаточно полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в проб-ном действии. | Обучающиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечат-лениями от посещения хра-ма. Примерные ответы учени-ков: «Мы должны сегодня узнать, как устроен храм и как вести себя в нём». Принятие проб-лемной ситуа-ции | Создание проблемной ситуации. | Фронтальная беседа:
Определение обучающей задачи для данного урока. - Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться? | Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД Самостоятельное выделение и формули-рование познавательной цели. |
3. Выявление места и причины затруд-нения. | Составляют предложения, затем озвучи-вают их перед классом. Работа со слова-рем, толкование слов Усвоение новых знаний. Прос-мотр слайдов презентации. | Работа с поняти-ем «храм». Рассказ с презен-тацией. Внешние особен-ности храма. | Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. 1. Составьте и запишите два предложения со словом «храм». 2.Предлагается записать опре-деление «храма» из словаря. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже веселые. На Руси много белос-нежных храмов, сияющих осле-пительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные раз-ными красками. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные: *В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте. *Храм может быть в виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. *Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. *Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. |
4.Построение про-екта выхода из затруднения | Работа в груп-пах. Используют для своего выступ-ления диск «Основы православной культуры» Используют материал учеб-ника стр. 48-51, иллюстрации. Используя свои знания, учеб-ный материал, интернет-ресур-сы, обучюащи-еся разрабаты-вают правила этикета при посещении пра-вославного хра-ма. Используя интернет-ресур-сы, учебник, плакаты, подо-брать изображе-ния храмов. | Распределение на группы Предлагает про-читать текст в учебнике. | Первая группа: «Экскурсия по храму». Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма (внутреннее строение, назначение частей)
Вторая группа: Работа с понятийным аппаратом. Задача: объяснить понятия - Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило икона, священник, паникадило. Третья группа: Правила цер-ковного этикета. Задача: разработать правила поведения в православном храме. Четвёртая группа: Русские храмы. Задача: подобрать изображения православных храмов различных исторических периодов, срав-нить их архитектурное устройст-во. | Регулятивные УУД Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. Коммуникативные УУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания; инициатив-ное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
5. Реализация пост-роенного проекта. | Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся дру-гих групп оце-нивают высту-пающих с учё-том содержания материала, зада-ют вопросы на понимание. | Учитель предла-гает поочерёдное выступление группам. | Каждая группа, получив своё за-дание, готовит выступление. | Познавательные УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и пись-менной форме. Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать других |
6. Первичное за-крепление с прого-вариванием во внешней речи. | Работа в рабо-чей тетради. | Работа в парах. | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. |
7. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону. | Заполнение пропусков на схеме. Самопроверка по образцу (схе-ма на слайде) | Индивидуальное задание для уче-ников на карточ-ках. | У каждого ученика на столе схема храма, но без указания его частей. | Регулятивные УУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Групповая работа. | Составление синквейна (существительное - ХРАМ) | Познавательные УУД Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером. | |
9. Рефлексия учеб-ной деятельности.
| Индивидуальн-ые ответы детей | - Какие чувства возникают у вас при прослушивании стихотворения? Прихожане в Божий храм Фронтальная беседа. - Скажите, поче-му православные христиане с такой любовью и забо-той относятся к храмам? - Что вас порази-ло на сегодняш-нем уроке? - Над чем заста-вил задуматься этот урок? Любите, дети, старину С её былинными веками, С её старинными церквами, К величию ведшие страну… Любите. Дети, старину!.. (С.С. Бехтеев) - О чем бы вы хотели продол-жить разговор на следующем уро-ке? - Что стало самым важным на уроке? | На последний вопрос предлагается поднять таблички «Это Я» отлично
хорошо Плохо -Мое ощущение на уроке: ( тестирование «Это Я») Домашнее задание с элементом творчества: нарисовать храм. | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Православный храм
Урок по ОПК (4 класс)...
« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»
Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....
«Православный храм» (правила поведения в храме)
Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, п...
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....
Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"
Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...
Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"
Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....