Презентация, тест и конспект "Зачем творить добро"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)
ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_tvorit_dobro.docx | 32.8 КБ |
test.docx | 14.49 КБ |
dobr_i_zlo2.pptx | 410.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
«Зачем творить добро»
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры»
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во
Просвещение, 2010 г
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, составление синквейна, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Раздаточный материал: Сигнальные карточки, смайлики, лист-заготовка «Правила доброты».
(Перечень используемых на уроке ЭОР:
- Презентация к уроку.
- Видео файл.
- Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | |
Орг. момент | Приветствие учителем обучающихся | |
2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
| |
2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. О чем эта сказка? | |
3. Формирование темы и целей урока. | Да, тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО
-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Давайте откроем учебник и прочитаем тему нашего урока. (стр 68) -Сегодня на уроке нам предстоит узнать: -Как подражают Христу. -Чему радуются святые. | |
4. Актуализация знаний и пробного учебного действия | Что для вас добро? Изобразите добро (рисунок, схема, знак-символ ) Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило морали? Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. | |
5. Открытие нового знания. | Работа с учебником. Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…» Словарная работа. Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет. Дать определение понятия «эгоизм» ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. -У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Прочтите первую причину. Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность Благо дар дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили. Работа с текстом. (Давайте прочтём эту легенду) Анализ текста. -Понравилась легенда? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос? -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? - Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью. -Что говорил Христос, найдите в учебнике. Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово? Словарная работа. Самоотверженность. Сам отверженность человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. Как подражали Христу его ученики? Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами. -Какого человека можно назвать святым? Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем. Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. -Так чему же радуются святые? Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами. ФИЗМИНУТКА. Работа с учебником. Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно. «Это интересно» - Как был распят Пётр?. -Как был распят апостол Андрей? Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона». -Как на иконе изображен апостол Андрей? -Какие художественные детали и подробности отражены художником? -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть? Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца. -Почитается ли имя апостола Андрея? - Что символизирует имя апостола Андрея -На каком знамени изображён Андреевский крест? -Как называется этот флаг? Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием вслух. | -Так что же такое добро для христианина? ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.
Понятие многогранно: - добро- хорошие поступки, добрые дела -добро- качества человека Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее. - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. Просмотр видеоролика. «Очки» Работа над понятием ЗЛО Что такое зло? ( противоположность добра) Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ )
ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать. (проговариваем вслух) Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО -Что совершать легче: добро или зло? Почему?
-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.
| |
7. Самостоя тельная творческая работа | Творческая индивидуальная работа . Составьте синквейн по теме нашего разговора: Существительное Прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол Предложение Существительное А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения.
Зло Беспощадное, изворотливое Губит, калечит, убивает. Зло необходимо уничтожить! Борьба! Добро. Светлое, радостное. Помогает, спасает, лечит. Добро должно победить! Счастье! Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты. Работа в парах. Примерный вариант: 1. Помогать людям. 2.Защищать слабого. 3.Не завидовать. 4. Прощать ошибки другим. 5. Не обманывать. | |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока | Ребята, что вы узнали нового? -Что бы вы хотели узнать? -Оцените свою работу на уроке. -Какие цели и задачи мы ставили на уроке? -Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …» Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. (звучит песня «Добрым быть совсем не прсто»)
|
Таблица 1).Перечень используемых на уроке ЭОР:
Предварительный просмотр:
Задание
1.
Ответь на вопросы.
1. Можно ли выразить свою благодарность человеку, которого нет рядом?
__________________
___________
2.
Подумай, как ты можешь выразить свою благодарность родителям?
_______
Учителям?
_________________________________________________________
Богу?
_____________________________________________________________
Задание 2.
Один из самых известных русских святых
–
Серафим Саровский говорил своим ученикам: «Радость
моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...» О
каком спасении идет речь? Как ты понимаешь эти
слова?
____________________________________________
____Зачем творить добро?
Перед тобой
«Дорога добра»
.
Представь и нарисуй свою
«Дорогу добра».
Муниципальное бюджетное общеорок 17
Тема: Заче
м творить добро.
Как подражают Христу?
Чему радуются святые?
1.
Святой___________________________________________________
2.
Самоотверженность______________________________________
Что объединяет икону Апостол Андрей и военно
-
морской флаг России?
45
На странице 69 учебника в рубрике «Вопросы и задания»
Выполни задание No1.
Христов крест
Петров крест
Андреевский крест
Сегодня я узнал новое
Самым интересным на уроке
было
Я расскажу родителям
Ещё раз прочитай притчу о дикаре и царе, нарисуй
иллюстрацию к этой притче.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Как можно их подразделить на группы?
Какими словами можно объединить просмотренные иллюстрации и следующие слова? СТРАДАНИЕ РАДОСТЬ ЗЛОСТЬ НЕЖНОСТЬ ВОЙНА МИР ЖЕСТОКОСТЬ ЛЮБОВЬ ЗЛО ДОБРО
Что означают, по вашему, слова «добро» и «зло»? Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, характеризует поступки людей и отношения между ними. Зло – это противоположность добра, то, что мораль стремится устранить и исправить.
Поиграем в «Ассоциации». Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом. ДОБРО ЗЛО ЦВЕТ СЛОВО ЧУВСТВО СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ПОСТУПОК
Мучение апостола Петра
Апостол Андрей
Так ли у вас получилось? Человеколюбие – это любовь к людям, всему человечеству. Взаимоуважение – это уважение другого человека, его чести, достоинства. Взаимопонимание – это понимание, умение выслушать и помочь другому человеку. Бескорыстие – это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.
Как вы думаете: моральный и добрый поступок- это одно и тоже? А что значит «аморальный поступок»? Из приведенных ниже примеров выберите аморальные поступки. Объясните вашу точку зрения. Петя помог бабушке подняться по лестнице, т.к. ему стало ее жалко. Гриша дал списать домашнее задание Сереже, так как побоялся, что тот перестанет с ним дружить. Катя вымыла после обеда посуду, так как хотела, чтобы мама ее похвалила.
Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Внук задумался над словами деда и спросил: - А какой волк в конце концов побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как ты понимаешь слова старика?
В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы, вспомните, какие пословицы о добре и зле вы еще знаете. Делай другим добро – будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Добро не лихо – ходит тихо. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая. Злой человек как уголь: если не жжет, то чернит.
Каждый из вас должен помнить: Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне) Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твори добро (презентация к классному часу)
презентация...
Презентация к классному часу "Твори добро"
Презентация к классному часу "Твори добро"...
презентация социального проекта "Твори добро"
Социальный проект Твори добро" разработан и реализован в рамках общешкольного проекта по благоустройству пришкольной территории....
Презентация по теме: "Твори добро!"
Помощь учащихся 4 класса детскому саду....
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Твори Добро" 2 класс
Поможет интересно и наглядно провести это занятие. Учащиеся опираясь на слайды легко справятся с творческими заданиями....
Презентация по ОПК "Зачем творить добро"
Что такое доброта, что такое самоотверженность- узнаеете из презентации....
Презентация на тему: Зачем творить добро?
Презентация по ОРКСЭ на тему : Зачем творить добро?...