Конспект "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок 11.ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terad.docx | 540.72 КБ |
municcipalnoe_bjudzhetnoe_obrazova-23086.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
УРОК 11
Заповеди
Зачем Бог дал человеку нравственный закон?
______________________
______________________
________________________________
________________________________
Три с лишним тысячи лет назад
пророк _______________ и его люди
видели, как задымилась и затряс-
лась гора _________.
_______________ поднялся на
дымящийся ____________, чтобы
там встретить ______ и получить от
Него ________________.
Бог Сам начертал эти
__________________ на каменных
плитах __________________.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ
________________________________________
________________________________________
____________________________
____________________________
____________________________
ЗАПОВЕДИ ЛЮБВИ
К БЛИЖНИМ
Какую заповедь нарушила старуха из сказки о золотой рыбке?
_____________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры»
План – конспект урока № 11
Тема урока «Заповеди»
4 класс
Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями, с их структурой и значением, формировать понятие, что заповеди помогают людям различать добро и зло, влияют на внутренний мир человека.
Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося,
-способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций,
- формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
- развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и и сопереживания чувствам других людей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
-овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
-уметь слушать собеседника и вести диалог. готовность признавать существование других точек зрения и уметь излагать свою, давать оценку событиями явлениям.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-знакомить с основными нормами религиозной морали.
-понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества
-формировать уважительное отношение к религии
-осознавать ценности человеческой жизни
Оборудование урока: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры 4-5 класс проектор, экран, презентация,
Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.
Методы:
-по виду источника информации: словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (работа в группах, работа с учебником, текстом), по виду учебной деятельности (самостоятельная работа, работа в группах, с раздаточным материалом).
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Самоопределение к деятельности Организация начала урока. Актуализация Знаний Вывод Игра «Продолжи фразу» Изучение новой темы. Переход к изучению новой темы Новые понятия Работа с учебником стр. 40-41 самостоятельное чтение Закрепление. Игра «Народная мудрость» Работа в группах. На экране эпизоды из жизни детей Работа в тетради Звучит песня Татьяны Мухаметшиной «О доброте» Рефлексия Определение успешности работы на уроке Домашнее задание | Создает эмоциональный настрой на урок Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Слайд 1 Тема урока Вы узнаете: -что общего у убийства и воровства, -как зависть гасит радость, Разберемся в понятии, которое является темой урока. -убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться Проводит параллель с ранее изученным материалом, ведет подводящий диалог -что такое совесть? -какие два важных дела Творец поручил совести? -что самое главное в жизни человека? -что означает раскаяние? -что значат для православных христиан покаянные молитвы? -как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей? -почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане» Подводит учащихся к выводу о совести и раскаянии. Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро. Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей, помогать им, заботиться о них, всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь. Слайд 2. Любовь к Богу. Экран: дано начало фразы. -«Царство божие находится……» -«Бог – это…» -«Чтобы полюбить Бога, мы должны…» -«Любовь – основание…..» -«Выражение нашей любви…» -«Помогает нам отличить добрые дела от злых…..» -«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы…» Экран: полученные выводы Слайд5. нравственный закон. а) Беседует с детьми. -Религия-вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь. Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути. Слайд 6. Дорога к Богу. -Но у кого-то совесть чуткая, у кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо. -Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок. -Для учащихся школ тоже существуют правила. Какие правила школьников вы выполняете? -Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны от Бога. Слайд 7. Определение. «Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества» -Какие главные слова в определении? Слайд 8 Иллюстрация «Моисей с заповедям на горе Синай» б)Рассказывает о получении Моисеем Заповедей от Бога. Слайд 8 «Десять заповедей» в)Формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником г)Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, побуждает к высказыванию своего мнения -Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле? -Чему учит заповедь «Не убий»? -Почему нельзя красть? -Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили? -Почему нельзя лгать, клеветать, осуждать? д) дает задание на поиск в тексте особенностей -стр. 41 прочитать народную мудрость о лжи Подводит обучающихся к выводу о значении заповедей для людей -Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти проповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком! Проверяет, как запомнили и поняли заповеди Божии о любви к ближнему Организует вовлеченность учащихся в работу на уроке. -Перед детьми каждой группы пословицы: о какой заповеди в них сказано? Слайд 9 Организует беседу, связывая результаты урока с его целями Организует самостоятельную работу в тетради. -Заполнение таблицы «От чего предостерегают заповеди. И как советует поступить любящее сердце». Слайд 10 Побуждает к высказыванию своего мнения. -Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? -Были ли у вас случаи преодоления себя? Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке -На партах в конвертах лежат разноцветные кружки. Если вам на уроке было все понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок, если вы испытывали затруднения, немного недовольны – желтый, если же на уроке было трудно, вы недовольны собой – синий. На доске – необычная елочка – дерево наших успехов. Украсьте елочку своими кружками. Комментирует домашнее задание -1 ответить на 2 вопрос в тетради -2 обсудить с родителями вопросы учебника стр. 41 Прозвенит сейчас звонок – всем спасибо за урок! - | Включаются в учебную деятельность Участвуют в диалоге -внутреннее ощущение человеком добра и зла, внутренний советчик и судья. -перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься! -быть в ладу со своей совестью -изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам -шаг в раскаянии, покаянные молитвы к Богу. - -кающийся человек выталкивает плохой поступок из своего сердца, исправляет свою ошибку. К нему приходит радость Положительные эмоции. Внимание других, знание этических норм. Слушают и стараются осознать то, что надо уметь слышать свою совесть и поступать по ее подсказкам. Исправляя свои ошибки. Учащиеся заканчивают фразу -«Внутри нас, в нашем сердце» -«Любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его» -«Научиться любить других людей» -«Всей христианской жизни» -«Добрые дела» -«Нравственный закон – совесть» -«Не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом» Слушают Выявляют закономерность необходимости правил поведения в обществе. Участвуют в диалоге Читают и запоминают определение Участвуют в диалоге Слушают Читают текст учебника. находят информацию Вступают в учебный диалог. анализируют заповеди. высказывают свое мнение. Находят понятие Запоминают основные позиции нового материала. Включаются в работу групп. анализируют пословицы. делают выводы, сотрудничают с товарищами Делают выводы. Выполняют задание в тетради. Слушают песню. Высказывают свое мнение Осуществляют самооценку, Анализируют работу на уроке. Называют позиции нового материала и как они их усвоили. Крепят кружки на доску Записывают задание в дневники | Личностные. (самоопределение) Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные. Логические Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении ситуации. Познавательные: выделение необходимой информации Познавательные УУД: выделение необходимой информации; регулятивные: умение выражать свои мысли; коммуникативные: умение вступать в диалог. Познавательные: общеучебные, умение структурировать знания Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли. Познавательные: формулирование правила Коммуникативные. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные поискового характера; коррекция знаний Регулятивные: контроль Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, учебное сотрудничество Познавательные: выделение необходимой информации Коммуникативные Регулятивные: самоконтроль, прогнозирование |
Список литературы
1 Кураев «Основы православной культуры» 4-5 класс
2 Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры
3 Интернет-ресурсы
Приложения.
- Презентация к уроку.
- Пословицы
а) На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя. Как родителя.
б) Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
в) Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.
г) Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.
д) Худой мир лучше доброй драки.
Не убьешь словом. Так опозоришь.
Не бранись: не чисто во рту будет.
е) Друг познается в несчастии.
Любишь розу, так терпи шипы.
С виду хорош. А продаст за грош.
Рабочая тетрадь. Урок 11
Заповеди
Люди, любите друг друга!
Задание 1.
Заполни таблицу по образцу:
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как советует поступить любящее сердце |
«Почитай отца твоего и мать твою» | от неуважения к родителям и вообще к старшим | слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
«Не убий» | ||
прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть | ||
от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека | ||
не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью |
Задание 2.
Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________