Пасха
план-конспект урока по орксэ (3 класс)

Внеурочное занятие по Пасхе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha_opk.doc86.5 КБ
PDF icon zanyatie_pasha.pdf1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Предметная область:

Урок № 8  модуля «Основы православной  культуры»

Тема: «Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

                                   пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие:        развивать познавательную активность

Воспитательные:  помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник,  экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии,  слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Учебники, тетради

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

Начинается урок.

Все в порядке на столе? (Да!)

Есть порядок в голове? (Да!)

Мы за парты сели ровно.

И к работе все готово.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- Я желаю вам узнать на уроке много нового, интересного и доброго.

Дети готовятся к уроку.

2. Подготовка к восприятию темы.

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. А какие весенние праздники вы знаете? А какой праздник отмечают все православные весной?

-Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.

1. Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

2. Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

3. Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Да, ребята, тема урока «Пасха» (слайд 1)

Ответы детей

Чтение поэтических отрывков.

3.Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа

 - В каких источниках мы можем получить информацию о Пасхе? (книги, интернет, энциклопедии, спросить у кого-то и т.д.)

- Давайте прочитаем в Большой российской энциклопедии, что такое «Пасха». (слайд 2)

- Как иначе называется этот праздник? (Светлое Христово воскресенье, Царь-день, Светлое Воскресение, Великий день) (слайд 3)

- Какому историческому событию посвящён этот праздник? (Христос вернулся к жизни)

- Какое значение имеет слово «Воскресение»?

Давайте найдем и прочитаем об этом в учебнике: с.37, 2 абзац.

- Воскресение - день возобновления жизни. В природе мы тоже можем наблюдать

- Почему Иисуса Христа называют спасителем?

Давайте прочитаем об этом в учебнике: с. 37

-Что угрожало людям? (смерть, потеря души, потеря Бога)

- Что взял на себя Господь? (грехи людские)

- А что такое грехи? (плохие дела и поступки)

2) Русская Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, и поэтому этот праздник для каждого верующего – самый светлый, торжество из торжеств, Праздник праздников.

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения.

Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи распространилась по всему миру.

- Что делают люди на пасху? (ходят в храм, молятся)

- Давайте прочитаем об этом в учебнике. с.38. Последний абзац.

- А вы видели крестный ход и пасхальное Богослужение?

- Захотелось ли вам побывать в храме на Пасху и увидеть крестный ход?

- К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.

- Что такое пост?

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений, посещать больных и заключённых, совершать добрые поступки.

- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Придя домой, вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучали молитвы, зажигали свечи. Православные христиане разговлялись.

- Как вы понимаете это слово?

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

3) Символы Пасхи

- У Пасхи есть свои символы. Какие? Посмотрите на слайд, все ли вы назвали?  (Слайд 4-5). (Кулич, Пасха, Яйца, Пасхальные свечи)

Кулич–«праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба, они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница (ягнёнка).

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и трижды расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться

- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (слайд 6)

- Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. 

По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

- Как сегодня красят яйца? 

- Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. (слайд 7)

4) Игра.

– Пасхальные игры.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений были игры с пасхальными яйцами. (Слайд 8)

Ответы детей.

Учащийся читает определение.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ребенок читает абзац в учебнике.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Возможны ответы детей.

Ответы детей.

2 человека показывюет игру «Чоканье яйцами(битки)», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

2 человека показывают игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

4. Подведение итогов урока.

- Что было для вас новым на уроке?

- Для проверки ваших знаний я предлагаю вам решить кроссворд.

Я буду зачитывать вопросы, а вы на них отвечаете.

  1. Самый главный православный праздник.(пасха)
  2. Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?(кулич)
  3. То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.(крестик)
  4. Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?(благодатный)
  5. Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?(яйцо)
  6. Что  соблюдают православные христиане в течение семи недель перед  празднованием Пасхи?(пост)

 

Домашнее задание

-Я предлагаю вам дома  прочитать на страницах учебника «Урок 8» и нарисовать иллюстрацию к теме «Пасха» в своих тетрадях

Ответы детей.

Разгадывают кроссворд.

5. Рефлексия.

-В конце урока мне бы хотелось посмотреть не ваше настроение. (Слайд 10) Поднимите руки, выбирает 1-уровень, 2-й, 3-й. (Слайд 11)

На этом наш урок окончен, спасибо за работу!

Дети поднимают руки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "День Светлой Пасхи"

В презентации "День Светлой Пасхи" можно узнать о возникновении этого праздника, познакомиться с обычаями православной церкви....

" Готовимся к Пасхе" Платон О.А.

Внеклассное мероприятие....

Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ

В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....

Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе

Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...

Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"

Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре,  народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в со...

Презентация "Остров Пасхи" (Исполины острова Пасхи)

Презентация "Остров Пасхи" ("Исполины острова Пасхи") может быть использована на уроках окружающего мира в качестве дополнительного материала в теме "Всемирное наследие" ...

Монопроект "Светлая Пасха". Пасха и пасхальные традиции.

Расширение знаний детей о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха....