Классный час "Семья, семейные ценности."
классный час по орксэ (3 класс)
- Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
- Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семья, семейные ценности.
Цель: создать условия для формирования понятий «семья» и «семейные ценности».
Задачи:
- Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
- Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Оборудование: мультимедиапроектор, фотографии священных книг и семей разных религиозных культур, текст притчи и стихотворения, отрывки из источников разных религиозных культур, цветные карандаши и маркеры 4 цветов.
Ход урока.
I. Организационный момент
Слайд №3
Учитель читает стихотворение и желает всем доброго дня.
Из глубокого колодца (руки в форме буквы « О»)
Солнце медленно встает, (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется, (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется, (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет, (руки вниз широко)
Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как наши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
II. Обсуждение выполнения домашнего задання
Слайд №4
Учитель: Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают?
Какой мир - милосердный или враждебный - помогает устанавливать принцип «Как ты к нам. так и мы к тебе»?
Как научиться милосердию?
Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?
А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он. а другие, что будет? (Ответы детей.)
III. Актуализация знаний
Слайд №5
Учитель: Выберите в таблице качества, характеризующие милосердного человека, а потом выпишите по порядку из ключевого слова буквы, которые стоят под выбранными номерами.
1.доброта | 2.жадность | 3. сопереживание |
4. | 5. | 6. |
лень | лицемерие | вежливость |
7. | 8. | 9. |
лживость | хвастовство | дружелюбие |
10. сочувствие | 11.зазнайство | 12.грубость |
Ключевое слово: I 234 5 6 78 9 10 11 12
СПЕЛРМОХ ЬЯО Й (Семья)
Слайд №6
У меня есть мама.
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я. Что это? (Семья.)
IV. Работа над новой темой
Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Oтветы детей.)
Как вы думаете, на чём держится семья? (На семейных ценностях.)
Слайды №7, №8, №9
А) Работа в группах. Ученики делятся на 4 группы Чтение и обсуждение притчи.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился на листе было написано сто раз одно и тоже .всего три слова...»
Учитель: Как вы думаете, какие это слова? (Каждая группа выдвигает свои предположения*. Верный ответ: «любовь, понимание. терпение».)
Слайды №10, №11, №12, №13
Б) Работа с источниками в группах (см. Приложение I,II,III,IV).
Каждая группа представляет одну религиозную культуру. Дети получают материалы для работы и выписывают из них семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.
Слайд №14
В) Ответить на вопросы:
- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? (Да.)
- Как вы считаете, почему? (Семья - это для всех святое.)
- Есть ли расхождения по этому вопросу в разных религиозных культурах? (Да, но они незначительные.)
- Давайте составим список общих семейных ценностей.
- Закрепление основных понятий урока. Составление семейных заповедей
Учитель: Какая семья называется дружной? (Ответы детей.) О дружных семьях слагают легенды. С одной из них мы сейчас познакомимся
Слайд №15, №16, №17
Как появилась дружная семья
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они: чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств...
Учитель: Какие это были качества?
Ученики: Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба .
Слайд №18
Семейные заповеди:
- Уважайте мнение всех членов семьи.
- Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
- Никогда не смейтесь над кем-то.
- Уважайте родственников.
- Почитайте родителей.
- Рефлексия
Слайд №19
Закончите предложения:
- Мама и папа для меня самые...
- Я доверяю свои тайны...
- Я люблю бабушку за то, что....
- Свою семью я считаю...
- Родным я хочу пожелать...
VII. Домашнее задание
Слайд №20
- Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
- Подобрать пословицы о семье (можно разных народов).
- Вопросы на с. 75 учебника.
- Написать сочинение или презентацию о своей семье (по желанию).
Приложение 1
Семья в исламской религиозной культуре
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье...» (16:80). Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем. что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Аллунья и других передают следующий хадис (изречение): «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары - терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в иудейской религиозной культуре
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир. только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы - любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но и религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в православной культуре
Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем была изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием Любовь (к Богу, друг к другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семья (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж. «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен был «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью, и соблюдая заповеди его. и себя утверждая в страхе Божьем, в право ном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке». Муж и жена принимали все решения соборно. так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и стран-ноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в буддистской религиозной культуре
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов - это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, a доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма, супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям.
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья. Семейные ценности. Цель: создать условия для формирования понятий «семья» и «семейные ценности». Задачи: Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт. Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся, новый день оно начнёт.
Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»? Как научиться милосердию? Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?
Выберите качества, которые характеризуют милосердного человека 1. доброта 2. жадность 3. сопереживание 4. лень 5. лицемерие 6. вежливость 7. лживость 8. хвастовство 9. дружелюбие 10. сочувствие 11. зазнайство 12. грубость 1 2 3 4 5 6 7 8 9101112 СПЕЛРМОХЬЯ ОЙ – найди ключевое слово.
Семья У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это?
Семья. Семейные ценности. Работа в группах: Игра ассоциативный ряд. Чтение и обсуждение притчи.
Китайская притча «Ладная семья» В давние времена жила – была на свете семья . Большая была семья, а царили в ней любовь и согласие , мир и лад. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился правитель и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине и спросил у главы семьи «Расскажи, как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» - Старец взял бумагу, долго писал что-то на бумаге, а когда написал, протянул правителю. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «..............., ............., ..............» - И все? - Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: "И мира тоже". Какие это были слова?
« ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ »
ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ
ИУДЕЙСКАЯ СЕМЬЯ
ИСЛАМСКАЯ СЕМЬЯ
БУДДИЙСКАЯ СЕМЬЯ
Работа с источниками. Ответьте на вопросы: - совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? - как вы считаете, почему? - есть ли расхождения по этому вопросу в разных религиозных культурах?
15 мая -
Пословицы Вся семья вместе – так и душа на месте. Семейное согласие всего дороже. Семья в куче – не страшны и тучи. Где мир да лад, там и божья благодать. Корми деда на печи: и сам будешь там. Любовь братская - союз христианский.. Русский человек без родни не живет. Запиши понравившуюся пословицу в тетрадь
Как появилась дружная семья Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они: чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств… Каких?
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Дайте определение слову – семья.
Семья. Семейные ценности. Семья –группа живущих вместе родственников. Семья – единство, объединение людей, сплочённых общими интересами. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
Семейные заповеди Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и ,если надо, простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей. Настоящий сын и дочь берегут своих родителей. Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. Не вступайте в пререкания с взрослыми. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.
Семья. Семейные ценности. Составьте 2-3 семейные заповеди.
Мама и папа для меня самые… Я доверяю свои тайны… Я люблю бабушку за то…. Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать… Семья. Семейные ценности.
Домашнее задание Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье (можно разных народов). Вопросы на странице 75 учебника. Написать сочинение или презентацию о своей семье (по желанию).
Мира и счастья вашей семье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семейные ценности" 4 класс
Классный час содержит беседу о семье, классном коллективе, игровые моменты для обсуждения темы "Моя семья. Семейные ценности"...
Классный час Семейные ценности
Для начальной школы...
Классный час "Семейные ценности"
Тема классного часа: «Семья и семейные ценности».Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», ...
классный час "Семейные ценности"
классный час посвящен семье, отношениям в семье, обязанностия и ценностям которые дороги каждой семье...
Классный час "Семейные ценности"
Сценарий классного часаПодробнее...
Классный час "Семейные ценности"
Воспитание уважения к членам семьи,заботливое отношение к близким людям....
классный час "Семейные ценности"
применение новых технологий...