Тема "Добро и зло"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Сорокина Оксана Павловна
(Ф.И.О. автора)
учитель начальных классов
(преподаваемый предмет)
МАОУ «Обдорская гимназия», г. Салехард
(место работы в соответствии с Уставом)
«Лучшая методическая разработка урока, внеклассного мероприятия,
проекта в форме видеофильма, посвящённая Году кино»
(название конкурса)
«Лучшая разработка внеклассного мероприятия»
(номинация конкурса)
«Дари добро»
(тема)
3 класс
(класс)
2018г.
Прекрасный, многоликий, многозвучный
И многокрасочный мир окружает нас.
Этот необъятный мир называется киноискусством.
Будем любить этот мир, восхищаться и возвышаться им.
Ростислав Юренев
Методическая разработка игровой программы «Дари добро»,
посвящённая Году российского кино.
(краткая аннотация конкурсной работы)
Данный материал может быть использован учителями начальных классов. В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «добротой». Она способствует формированию у учащихся составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, должного, справедливости, отзывчивости, сопереживания и т.д. Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте, на основе примеров и жизненного опыта детей, необходимо показать, насколько важно быть добрым человеком, ценить друзей, заботиться о близких людях, проявлять бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения: педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе: игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии (организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия) Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения.
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Контактный телефон: 8(922)283-07-12
e-mail автора: oksana_19711971@mail.ru
Тема: «Дари добро»
Цель: расширить представление учащихся о российском кинематографе
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- воспитывать патриотизм, любовь к своей малой Родине;
- прививать любовь к российскому киноискусству, в частности
к мультфильмам;
- воспитание интереса и желание узнать больше об искусстве
- привитие навыков работы в сотрудничестве;
- создать благоприятную атмосферу, способствующей сплочению детского коллектива;
- способствовать приобретению навыков актёрского мастерства;
- воспитывать активную жизненную позицию
Регулятивные УУД:
- расширить словарный запас и кругозор учащихся о советских и российских мультфильмах, их создателях;
- создать условия для раскрытия творческих способностей детей;
- содействовать развитию навыков образного и логического мышления.
Познавательные УУД:
- познакомить учащихся с историей возникновения отечественной мультипликации, с указом президента;
- проверить, углубить и закрепить знания учащихся об отечественной мультипликации, её роли в жизни человека и общества;
- пробудить интерес к просмотру отечественных мультфильмов
Коммуникативные УУД:
- вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе;
- умение строить небольшие монологические высказывания;
- умение слушать товарищей и высказывать собственное мнение.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- подборка плакатов, посвящённых российскому кинематографу;
- презентация «Путешествие в мир добра»;
- отрывок песни в исполнении Н. Караченцева "Кино. Кино. Кино.";
- видеоклип (Детская музыкальная группа -"Барбарики". Авторы песни " Что такое доброта?"-Виталий Осошник и Любаша).
- видеоролик «Как создают мультфильм»;
- раздаточный материал: собери картинку и отгадай мультфильм (Приложение 1.);
- предметные картинки (Приложение 2.)
Ход мероприятия.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мы будем на уроке думать? (да)
Может будем спать? (нет)
Мы будем рассуждать? (да)
А в облаках летать? (нет)
Друг другу будем помагать? (да)
2. Актуализация знаний. Введение в тему.
Звучит отрывок песни в исполнении Н. Караченцева "Кино. Кино. Кино"
Учитель:
- Ребята песня, которую вы сейчас услышали, поможет вам определить тему нашего классного часа.
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (КИНО)
3.Постановка учебной задачи.
- Сегодня я приглашаю посетить волшебную страну кино.
- Ребята, а вы любите кино?
- За что вы любите кино?
- Какие фильмы вам больше всего нравятся?
-Ребята, а как произошла ваша первая встреча с миром кино? Вы помните это?
- Кто вас впервые привёл в этот мир волшебства - кинозал? (Ответы детей)
- Кино любят все. Миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Почему? Да ведь это самый легкий и доступный способ окунуться в другую жизнь и другой мир, пожить в нем какое-то время! В кино ты оказываешься в таких ситуациях, которые тебе в жизни могут и не встретиться никогда!
7 октября 2015 г. Указом Президента Российской Федерации 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино.
- Исходя из темы классного часа, сформулируйте его главную цель.
-Что сегодня нам предстоит узнать?
-Чему вы должны научиться? (Ответы детей)
Учитель:
«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Давным – давно люди и поверить не могли, что кино придёт в каждый дом. Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок. В России первый фильм вышел в 1908 году и длился всего 7 минут. А в 1925 году вышел первый цветной фильм «Броненосец Потёмкин». Сейчас 2016 год, с тех пор в кино произошли масштабные изменения: от немого кино к звуковому, от черно – белого к цветному, создаются мультфильмы.
Признайтесь, отправляясь в кинотеатр, вы не думаете о том, что идете на встречу с чудом. Когда-то кинематограф называли чудом XX века. И это действительно чудо! Музыка, театр, живопись, танец родились до нашей с вами эры. Кинематограф – ее первенец.
- О кино можно не только рассказывать серьёзные факты истории, но и слушать весёлые детские стихи. Давайте послушаем вместе.
Учащиеся читают стихотворения.
Ученик 1:
Петушков смотрел в окно.
Мимо ехало кино:
Фильм снимали и засняли,
Как Иван смотрел в окно.
Сидит Иван в кино,
Смотрит фильм, и вдруг – окно!
А в окне знакомый кто-то
На него глядит в кино...
- Ха-ха-ха!.. Ой-ой!.. Кино! -
Закричал Иван в кино.
Посмотрите, вот так штука,
Это ж я смотрю в окно!
- Не мешай смотреть кино! -
Закричали все в кино. -
Или выйди вон из зала,
Если так тебе смешно!
А Иван опять: - Кино!
Это ж я смотрю в окно!..
Ох, попало бы Ивану,
Если б не было темно.
Всю неделю шло кино.
И Иван ходил в кино.
Скоро знал уже весь город,
Кто в кино смотрел в окно.
- Вы сходите в то кино,
Где Иван глядит в окно, -
Говорили все знакомым. -
Потрясающе смешно!
Ученик 2:
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
4.Усвоение новых знаний.
Учитель:
- А вы, ребята поняли, о чём идет речь?
- Мы продолжаем наш разговор о кино.
- Есть фильмы для взрослых, а есть фильмы для детей. А ещё для детей снимают мультфильмы. Как вы думаете, чем мультфильм отличается от фильма? (Ответы детей)
Учитель:
Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века.
Мультфильмы – это мир сказки, добрые и поучительные истории. К мультфильмам надо относиться серьезно. Это не просто красочные забавные картинки на экране. Доброта и мягкий юмор, стиль и безупречный вкус — вот обязательный набор достоинств отечественной мультипликации.
Слайд 2: Киностудия «Союзмультфильм» была создана 10 июня 1936 года. Сейчас у неё за плечами – 80 лет, более полутора тысяч мультфильмов, которые вошли в нашу память и в золотую коллекцию мировой анимации. Мастерство авторов сделали работы студии «Союзмультфильм» выдающимся явлением в мировой культуре.
Просмотр видеоролика «Как создают мультфильм»
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам отправиться на киностудию. Путь туда будет не лёгкий. Вам предстоит выполнить несколько заданий.
Задание 1: Просмотр мультимедийной презентации
Слайд 3: Отгадывание интерактивного кроссворда.
1)Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
2) Что потерял Ежик в тумане? (Узелок)
3) Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лёд. (Кай)
4) Как звали котёнка с улицы Лизюкова? (Василий)
5)У какой героини русских народных сказок длинная коса? (Варвара)
6)Как звали девочку, которая в сказке совершила далёкое путешествие? (Герда)
7)Кто помог Дюймовочке попасть в тёплые края? (Ласточка)
8)Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
9)Первое чудо золотой рыбки (Корыто)
10)Самый круглый сказочный герой? (Колобок)
11)Девочка с голубыми волосами (Мальвина)
Задание 2: (по группам) - Собери картинку и отгадай мультфильм. (Приложение 1.) а) мультфильм «Мартышка из мультфильма «38 попугаев»; б) мультфильм «Мама для мамонтёнка»; в) мультфильм «Крошка Енот»; г) мультфильм «Возвращение блудного попугая»; д) мультфильм «Айболит»; е) мультфильм «Малыш и Карлсон»; ж) мультфильм «Ёжик в тумане»; з) мультфильм «Кот Леопольд». Задание 3: (Приложение 2.) Над созданием фильма работают люди разных профессий. Вам надо узнать, какие профессии необходимы для киноискусства. Для этого взять карточку и назвать, что на ней изображено и профессию человека, которому это необходимо. (Дети берут карточку и называют профессию)
- Какую профессию мы не назвали с вами? (актер) - Без актёра и не получился бы результат деятельности всех людей разных профессий, необходимых для съемки кино. Какими качествами должен обладать актёр? (Артистичный, владеть мимикой и жестами, четко и выразительно говорить) - Представьте, мы с вами артисты. Кто знает, чем занимаются, что делают артисты? (Это профессия людей которые играют в кино и театре). Задание 4: Пантомима «Мой любимый мультфильм» Изобразить любимый мультфильм мимикой и жестами, а ребята должны отгадать название мультфильма. |
Слайд 4: Роман Абелевич Качанов - один из основателей российской кукольной (объёмной) мультипликации. Мультфильмы Р.А. Качанова "Варежка", "Крокодил Гена", "Чебурашка", "Шапокляк" стали классикой советской анимации. Кукольный мультфильм Романа Качанова «Варежка» (1967) был абсолютно немым - в нём звучит только музыка.
Слайд 5: Леонид Шварцман в качестве художника-постановщика работал над такими мультфильмами, как «Варежка», «38 попугаев», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Золотая антилопа», «Шапокляк» и «Котенок по имени Гав». Наибольшую популярность как режиссер анимационных фильмов получил после выхода на экраны мутипликационного сериала «Осторожно, обезьянки!»
Задание 5: Что объединяет этих персонажей?
Слайд 6: Кла́ра Миха́йловна Румя́нова— советская и российская актриса театра, кино и радио, обладавшая узнаваемым характерным высоким голосом, известная в первую очередь работой по озвучиванию персонажей более 300 советских мультфильмов.
Задание 6: Отгадай, какого героя озвучивал артист.
Слайд 7: (Ответ: Нажми на картинку, и ты узнаешь какого героя,
озвучивал артист.)
5. Физкультминутка.
Звучит весёлый детский видеоклип «Что такое доброта?»
Задание 7: Из какого мультфильма крылатая фраза?
Слайд 8-9: (Ответ: Чтобы проверить ответ, нажимай на сорбонку.)
«До пятницы я совершенно свободен!» (Пяточок из м/ф «Винни-Пух идёт в гости»)
«Не хочу учиться - хочу жениться!» (Сын жабы из м/ф «Дюймовочка»)
«А мы тут, знаете ли, плюшками балуемся!» (Карлсон из м/ф «Карлсон вернулся»)
«Я - птица вольная! Куда хочу - туда лечу!» (Ворона из м/ф «Прикюлчения домовёнка Кузи»)
«Да пустяки, дело-то житейское!» (Карлсон из м/ф «Малыш и Карлсон»)
«Такая-сякая оставила отца!» (Король из м/ф «По следам бременских музыкантов»)
Задание 8: Заверши четверостишие.
Слайд 10-11:
1) «Винни- Пух сказал однажды:
Больше мёд не буду есть…»
2) «Волк на зайца очень злится,
Говорит: «Ну погоди!...»
3) «Как-то Гена с Чебурашкой
Отдыхать на речку шли…»
4) «Карлсон в гости к малышу
Прилетел под вечер…»
5) «Леопольд глядел в окошко
И мечтал иметь друзей…»
(Новый выпуск мультфильма) Слайд 12: Больше 10 лет длится работа над полнометражным, кукольным мультфильмом «Гофманиада», который был начат в 2001 году и планируется к завершению в 2016.
Задание 9: Интерактивная игра «Узнай героя мультфильма»
Учитель:
-Ребята, отгадайте загадку:
Что же это за окно?
В нём мультфильмы и кино,
Зоопарк и карнавал…
Выбирай любой канал! (телевизор)
Приглашаю вас в мир мультфильмов. Прочитай внимательно загадку, найди на экране телевизора картинку-ответ и щёлкни по ней. Если ответ правильный, появится слово, а на экране останется только одна картинка.
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
(Медведь из мультфильма «Маша и медведь»)
Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт.
(Крокодил Гена из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»)
Пуха вместе с Пятачком
Пригласил к себе он в дом.
Двух друзей сажал за столик
Длинноухий, добрый ...
(Кролик из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости»)
За умными мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграда не страшила.
Был смельчаком ... (Страшила из мультфильма «Волшебник изумрудного города»)
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
(Матроскин из мультфильма «Трое из Простоквашино»)
Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его ...
(Незнайка из мультфильма « Приключения Незнайки и его друзей»)
Как луна в ночи взошла,
Она стряпать начала.
Каравай весь в завитушках,
А стряпуха-то…
(Лягушка из мультфильма «Царевна лягушка»)
В печке жаркой он родился,
На окошке остудился.
Убежать из дома смог
Круглый, вкусный…
(Колобок из сказки «Колобок»)
Человек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
(Буратино из мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Всех грязнуль помоет быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир,
Знаменитый …
(Мойдодыр из мультфильма «Мойдодыр»)
Ивану Конёк-Горбунок рассказал,
Как птицу поймать. И совет ему дал:
«Обжечь можешь руку, нужна рукавица,
Горит как огонь и как солнце ...»
(Жар-птица из мультфильма «Конёк- Горбунок»)
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне...
И пропеллер на спине!
(Карлсон из мультфильма «Малыш и Карлсон»)
7. Рефлексия.
- Вы сегодня показали, как хорошо знаете наши родные мультфильмы, которые всегда дарят вам радость, учат вас добру и справедливости.
- Чтобы вы хотели пожелать людям, которые снимают для вас кино?
- Говорят, кино – друг.
- Почему кино – друг?
(Мы узнаем много нового из фильмов, получаем положительные эмоции, ходим вместе с друзьями или семьей в кино или собираемся вечером возле телевизора)
Действительно, когда к нам приходят в гости, а может быть, во время просмотра кино, что мы любим делать? (Пить чай)
Беседа с другом согреет душу, как чай согревает озябший организм. У меня в руках чашка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и говорить, что новое мы узнали, поняли, почувствовали сегодня.
Я начинаю и хочу сказать, что я очень рада узнать, что в нашем классе
учатся не просто хорошие девочки и мальчики, а ребята, которые столько
много знают, дружные, воспитанные и добрые…
(пускаю по классу чашку)
Сейчас, когда чашка вернулась ко мне, я могу сказать, что она
изменилась. Это уже непустая чашка. Как вы думаете, чем она наполнилась?
Совершенно верно-нашими мыслями, взглядами, новыми знаниями.
Пусть ваша дружба тоже будет такой же полной, как эта чашка, а ваши
отношения с друзьями такимиже тёплыми и крепкими, каким бывает хороший чай.
Как бы ни было трудно, - не переставайте радоваться жизни!
Любите друг друга!
Ходите в кино и цените прекрасное!
Источники информации:
Интернет-ресурсы.
https://www.youtube.com/watch?v=fek-yLTd9vI
https://www.youtube.com/watch?v=XIcR7f4l03k заставка «Весёлая карусель»
http://my-svadba.ru/blog/item/40146/ викторина.
Стихи про телевизор http://numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-televizor.html
http://1001viktorina.ru/gopool/
http://agniyabarto.ru/06-37-silnoe-kino.htm
видеоклип «Что такое доброта?»
Приложение 2
Задание: Назвать предмет, изображённый на карточке
и профессию человека, которому это необходимо
Приложение 1
Задание: Собери картинку и отгадай мультфильм