Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
Составитель Фатихова Фарида Харисовна ,
учитель начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “КУНГЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА” АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
«РАCCМОТРЕНО» Руководитель МО __________/Валиуллина Р.Р./ Протокол № 1 «23» августа 2018 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ “ Кунгерская СОШ” __________/Ахметова Л.К./ «25» августа 2018 г. | « УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ “Кунгерская СОШ”
_________ /Р.Ф.Сибгатуллин/ приказ № 80- о/д от «26» августа 2018 г. |
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
Составитель Фатихова Фарида Харисовна ,
учитель начальных классов
УМК: М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2012г.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения обучающимися программы «Основы светской этики» .
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основное содержание учебного предмета «Основы светской этики».
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».
Содержание учебного курса:
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе
. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Разделы | Количество часов | Контроль знаний |
1. | Введение. Россия – наша Родина. | 2
| |
2. | Основы светской этики. | 27 | |
3. | Духовные традиции многонационального народа России | 4 | 1 |
| Итого | 33 | 1 |
Форма урока:
1. Структура урока усвоения новых знаний: (Освоения новых знаний ОНЗ)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
5. Структура урока контроля знаний и умений
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
7. Структура комбинированного урока.
Основные виды учебной деятельности:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля
Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики» .
4класс ( 34час. )
№ урока | Коли-чество часов | Содержание темы | Календар. дата | Фактич. дата | Примечание |
1. | 1 | Введение. Россия -Родина моя. | 6.09 | ||
2 | 1 | Российская Федерация. Татарстан. | 13.09 | ||
3 | 1 | Этика һәм этикет. Этика и ее значение в жизни человека. | 20.09 | ||
4 | 1 | Государство и мораль гражданина..Нормы морали. Вежливость Культура и мораль | 27.09 | ||
5 | 1 | Вежливость. Этикет приветствия | 4.10 | ||
6 | 1 | Вежливость Уважение ,тактичность | 1.10 | ||
7 | 1 | Добро и зло.Что значит быть нравственным в наше время? | 18.10 | ||
8 | 1 | .Добро и зло. Щедрость, доброта | 25.10 | ||
9 | 1 | Добродетель и порок | 8.11 | ||
10 | 1 | Дружба . Роль доверия в укреплении дружбы | 15.11 | ||
11 | 1 | Дружба и порядочность | 22.11 | ||
12 | 1. | Честность и искренность Что значит быть нравственным в наше время?. | 29.11 | ||
13 | 1 | Честность и искренность, правдивость.тактичность | 6.12 | ||
14 | 1 | Гордость и гордыня. | 13.12 | ||
15 | 1 | Гордость и гордыня. Человечность и тщеславие. | 20.12 | ||
16 | 1 | Обычаи и обряды народов России Образцы нравственности в культуре Отечества. Образцы нравственности в культурах разных народов. | 27.12 | ||
17 | 1. | Обычаи и обряды русского народа Особенности бракосочетания в современной России. Праздники как одна из форм исторической памяти. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. | 10.01 | ||
18 | 1 | Терпение и труд. Трудовая мораль. | 17.01 | ||
19 | 1 | Никита Демидов . Терпение и труд .Нравственные традиции предпринимательства | 24.01 | ||
20 | 1. | Сочетание труда умственного и физического. Образование -как нравственная норма | 31.01 | ||
21 | 1 | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали | 7.02 | ||
22 | 1 | Род и семья. Родословная семьи | 14.02 | ||
23 | 1 | Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | 21.02 | ||
24 | 1 | Сердце матери | 28.02 | ||
25 | 1 | Рассказ Ю.Яковлева “Сердце матери” Сердце матери Материнская любовь. | 7.03 | ||
26 | 1 | Правила твоей жизни. Методика создания морального кодекса в школе. | 14.03 | ||
27 | 1 | Правила твоей жизни Методы нравственного самосовершенствования | 21.03 | ||
28 | 1. | Праздники народов России.Праздники как одна из форм исторической памяти. | 4.04 | ||
29 | 1 | Праздники народов России. Образцы нравственности в культурах разных народов | 11.04 | ||
30 | 1 | .Любовь и уважение к Отечеству Защитники Отечества | 18.04 | ||
31 | 1 | Защитники Отечества. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 25.04 | ||
32 | 1 | .Итоговая контрольная работа | 16.05 | ||
33. | 1 | Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия» | 23.05 | ||
34 | 1 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и Татарстана/ Итоговое повторение.) | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-432808-1399048429.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"
Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423713-1395497780.jpg)
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-181233-1360944409.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена на основе: 1. Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-1152977-1565078709.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...