Календарно- тематическое планирование.Основы светской этики. 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
ФГОС. Основы светской этики. Календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_svetskoy_etiki.docx | 81.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»
Истринского городского округа
«Утверждаю»
Директор школы ______
О.А.Зайцева
«___»____ ___2018 г.
Рабочая программа
по основам светской этики
для учащихся 4 класса
(базовый уровень)
Составили: учителя начальных классов
Власова С.А.
2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.- М : Просвещение, 2015.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класс. –М. : Просвещение, 2015.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику для учителя –М. : Просвещение, 2012.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики Рабочая программа.пособие для учителей общеобразоват.–М. : Просвещение, 2014.
В современном мире особое значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально по- лучение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель учебного курса:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтичной и многоконфессиональной среде на основе взаимопонимания и диалога во имя общественного мира и согласия.
В организации учебной деятельности используются технологии:
- игровые
- личностно-ориентированные
- здоровьесберегающие
- компьютерные
- проектного обучения
- проблемного обучения
- педагогического сотрудничества
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.
1 триместр | 10 ч | 1 полугодие | 16 ч |
2 триместр | 12 ч | ||
2 полугодие | 18 ч | ||
3триместр | 12 ч |
Учебно-методический комплект
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.- М : Просвещение, 2018.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику для учителя –М. : Просвещение, 2018.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
• осознанию ими ценности человеческой жизни;
• развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обуча- ющимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
— первый уровень — приобретение школьником социаль- ных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта пережи- вания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социо- культурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентич- ности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоиден- тичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер- стниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на ос- нове оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-ком- муникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собствен- ную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, по- нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе много- национального и многоконфессионального народа России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоцио- нальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к раз- личным явлениям действительности.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия светской этики;
- значение этики в жизни человека;
- образцы нравственности в культурах разных народов;
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Учебно-тематический план.
Содержание программного материала | Количество часов |
Что такое этика | 1 |
Этика общения | 4 |
Этикет | 4 |
Этика человеческих отношений | 4 |
Этика отношений в коллективе | 4 |
Простые нравственные истины | 5 |
Душа обязана трудиться | 4 |
Посеешь поступок — пожнёшь характер | 4 |
Судьба и Родина едины | 4 |
Итого | 34 |
Содержание учебного предмета.
Раздел учебного курса | Количество часов | Содержание |
Что такое этика | 1 | Этика –это наука о нравственной жизни человека |
Этика общения | 4 | Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями. Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стрем-ление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.) Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков. Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и её сохранения |
Этикет | 4 | Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения.История возникновения эти- кета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета. Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований эти- кета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках. Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи |
Этика человеческих отношений | 4 | Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм». Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. По-требность доставлять радость людям и в то же время уважать себя – одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с другими людьми |
Этика отношений в коллективе | 4 | Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения в коллективе. Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками. Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т. д. |
Простые нравственные истины | 5 | Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и неблагодарности. Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми дру- гой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости |
Душа обязана трудиться | 4 | Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравствен-ная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нрав-ственные усилия души. Деревомудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях и поступках. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Со-веты векового человеческого опыта. Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. |
Посеешь поступок — пожнёшь характер | 4 | Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению. Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нрав-ственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их из-менения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие про- явлению терпимости. Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности. |
Судьба и Родина едины | 4 | Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта. Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно. Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека. Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д. |
Итого | 34 |
Формы контроля и проведения аттестации учащихся
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Календарные сроки | |
Дата план | Дата факт | |||||
1 полугодие 16 ч. | ||||||
1 | Что такое этика | Принятие значимости морали и этики в жизни общества, необходимости строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами | Знать что такое этика и нормы поведения | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Определять практическое значение светской этики, морали Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
Этика общения 4 ч. | ||||||
2 | Добрым жить на белом свете веселей | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла | Уметь сравнивать два понятия: добро и зло | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
3 | Правила общения для всех | Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию | Знать правила общения | П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать этические понятия: добродетель и порок с целью выделения их существенных и несущественных признаков. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий добродетель и порок. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. | ||
4 | От добрых правил добрые слова и поступки | Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. | Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Анализировать явления жизни как служащие добру или злу. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение | ||
5 | Каждый интересен | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. | Уметь с пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов | . Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Анализировать явления жизни как служащие добру или злу. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение | ||
Этикет 4 ч. | ||||||
6 | Премудрости этикета | Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. | Уметь обосновывать свою точку зрения | П. Способность к анализу и синтезу информации. Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона. К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. | ||
7 | Красота этикета | Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, | Уметь аргументировать знания по правилам этикета, значение и смысл | П. Способность к анализу и синтезу информации. Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона. К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. | ||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника | Знать простые школьные и домашние правила этикета | П. Способность к анализу и синтезу информации. Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона. К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. | ||
9 | Чистый ручеёк нашей речи | Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. | Уметь составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства | П. Способность к анализу и синтезу информации. Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона. К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. | ||
Этика человеческих отношений 4 ч | ||||||
10 | В развитии добрых чувств — творение души | Объяснять, в чём этическая и эмоциональная ос- нова понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». | Уметь соотносить понятия «душа», «духовность» | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение, познавательный интерес и познавательную активность, аналитические способности. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. | ||
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. | Уметь осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение, познавательный интерес и познавательную активность, аналитические способности. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. | ||
12 | Чувство Родины | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. | Знать смысловую основу понятий «род», «Родина». Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. | ||
13 | Жизнь протекает с людьми | Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. | Знать значение понятия «человечности».Уметь осознанно комментировать текст учебника | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение, познавательный интерес и познавательную активность, аналитические способности. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. | ||
Этика отношений в коллективе 4 ч. | ||||||
14 15 | Чтобы быть коллективом | Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов | Знать соотношение понятий «коллектив» и «личность». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. К. Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. | ||
Коллектив начинается с меня | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе | Знать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. К. Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. | |||
16 | Мой класс – мои друзья | Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. | Уметь корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. К. Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. | ||
2 полугодие 18 ч | ||||||
17 | Скажи себе сам | Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения | Уметь осознавать свои поступки, аргументировать свою точку зрения | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
Простые нравственные истины 4 ч. | ||||||
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. | Знать значение золотого правила этикиУметь аргументировать свою точку зрения | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
19 | Жизнь священна | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи | Знать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
20 | Человек рождён для добра | Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. | Знать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Уметь составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
21 22 | Милосердие — закон жизни | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести. | Знать значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
Жить во благо себе и другим | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. | Уметь применять усвоенные знания в общении | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми | |||
Душа обязана трудиться 4 ч. | ||||||
23 | Следовать нравственной установке | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни» | Знать понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». | П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать основные признаки нравственного поступка. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий, таких как нравственность и нравственный поступок. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. | ||
24 | Достойно жить среди людей | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения | Знать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
25 | Уметь понять и простить | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений | Знать что такое понимание, гармония, прощение. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
26 | Простая этика поступков | Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими | Знать, объяснять, что означает нравственный выбор. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
Посеешь поступок — пожнёшь характер 4 ч. | ||||||
27 | Общение и источники преодоления обид | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. | Уметь общаться и преодолевать обиды. Уметь адекватно использовать полученные знания в практике общения | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. К. Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. | ||
28 | Ростки нравственного опыта поведения | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. | Знать понятие «нравственность». Уметь аргументировать свои рассуждения | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Осмысление значения семьи в жизни человека. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
29 | Доброте сопутствует терпение | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания | Знать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
30 | Действия с при- ставкой «со» — вместе | Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. | Уметь рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками (формулирование и закрепление понятий). Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, умение работать в команде, выражение собственного мнения. | ||
Судьба и Родина едины 4 ч. | ||||||
31 | С чего начинается Родина… | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. | Знать понятия «Родина», «Отечество». Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. | ||
32 | В тебе рождается патриот и гражданин | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его | Знать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Организовывать поиск информации на заданную тему. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. Давать нравственную оценку людским поступкам. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
33 | Человек — чело века | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества | Уметь сравнивать чувство любви к Родине и матери | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Организовывать поиск информации на заданную тему. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. Давать нравственную оценку людским поступкам. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | ||
34 | Слово, обращённое к себе | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию | Уметь использовать полученные знания. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Организовывать поиск информации на заданную тему. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. Давать нравственную оценку людским поступкам. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. |
Список литературы
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.- М : Просвещение, 2015.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класс. –М. : Просвещение, 2015.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику для учителя –М. : Просвещение, 2012.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики Рабочая программа.пособие для учителей общеобразоват.–М. : Просвещение, 2014
Интернет-источники
1. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_
tainstv/
2. http://relig.info/
3. http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33
4. http://www.abc-people.com/typework/art/doc-1.htm
5. http://www.krugosvet.ru/
6. http://www.religio.ru/news/index.html
7. http://www.visaginart.narod.ru/
8. http://www.worldreligion.ru/
9. Журнал «Вестник образования России»: http://www. vestniknews.ru
10. Российский портал открытого образования: http://www. openet.edu.ru
11. Учительская газета: http://www.ug.ru
12. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
Перечень оборудования
Интерактивная доска + проектор
Устройство многофункциональное (принтер/ сканер/ копир)
Документ-камера
Ноутбук
Проектор
Нетбук (10 шт.)
Гарнитура компактная (наушник + микрофон) (10 шт.)
Wi-Fi-точка доступа
Экспертное заключение по результатам экспертизы рабочей программы
Предмет: основы светской этики
Класс: 4
Количество часов:34
Учитель: ___________
УМК «Школа России».
Эксперты: Власова С.А., Зайнудинова Н.Е.
Цель – экспертиза соответствия рабочей программы ФКГСОО или ФГОС
Оценочный лист
№ | Критерии анализа | Количество баллов по критерию |
1 | Конкретность пояснительной записки | 1 2 3 4 5 |
2 | Наличие основных структурных элементов рабочей программы | 1 2 3 4 5 |
3 | Нормативно-правовая основа составления программы | 1 2 3 4 5 |
4 | Соответствие рабочей программы ФКГСОО (ФГОС), Учебному плану, Образовательной программе школы | 1 2 3 4 5 |
5 | Целеполагание (конкретность целей, чёткость задач, их системность и последовательность) | 1 2 3 4 5 |
6 | Структура содержания программы (определены основные разделы, темы и их содержание, время на их освоение) | 1 2 3 4 5 |
7 | Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определённым критериям) | 1 2 3 4 5 |
8 | Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики) | 1 2 3 4 5 |
9 | Планирование повторения при подготовке к экзаменам (ЕГЭ, ГИА - 9, 11 классы) | 1 2 3 4 5 |
10 | Оценка надпредметной составляющей рабочей программы (направленность на развитие личностных и межпредметных результатов) | 1 2 3 4 5 |
11 | КТП соответствует содержанию программы | 1 2 3 4 5 |
12 | Эстетичность оформления | 1 2 3 4 5 |
13 | Итоговый балл |
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _________________________________________________________________________________________________________
Председатель экспертной группы_________________________________________________________________________________________
Члены экспертной группы_______________________________________________________________________________________________
«___»_________________201__г
Примечание
Интерпретация итогового балла:
45-60 баллов — рабочая программа соответствует ФКГСОО или ФГОС,
30-44 баллов — программа требует доработки,
менее 30 баллов — программа не соответствует требованиям.
«Согласовано» «Рассмотрена»
Заместитель директора по УР на методическом объединении
____________ Н.П.Руденко учителей начальных классов
«__»_________ 201__ г. Протокол заседания
№____ от________________
«___»________201__г.
Руководитель Власова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно- тематическое планирование по светской этике 4 класс
календарно-тематическое планирование по ОРКиСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Календарно тематическое планирование "Основы мировых религиозных культур"
Календарно тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование.Основы мировых религий.
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религий"...
Календарно-тематическое планирование.Основы мировых религий.
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религий"...
календарно-тематическое планирование " Основы мировых религиозных культур " 4 класс
календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование «Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы светской этики
Планирование 4 класс...
Рабочая программа и календарно-тематический план по светской этике
Календарно-тематический план по светской этике для 4 классов начальной школы и рабочая программа....