Притчи
статья по орксэ (4 класс) на тему

Исхакова Альфия Ибрагимовна

Притчи, которые можно использовать на уроках ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi_dlya_publikatsii.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ  (Добродетель  и порок)

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.

 -Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

 -Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги. 

Гора и Ослик (моральный долг)

Шёл маленький Ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.

«Забавный Ослик, — подумала Гора, — Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»

И решила Гора позабавится над Осликом. Бросила она со своих высот ему в тележку большой серый камень. Ослик же как шёл, так и продолжал идти. «Странный Ослик», — подумала Гора и бросила в тележку ещё один большой камень. Ослик же упрямо тащил за собой свою маленькую тележку.

По пути ему встречались люди и спрашивали его:

— Зачем ты тащишь за собой эти бесполезные камни? Не лучше ли тебе остановиться и сбросить их с тележки? Идти сразу станет легче.

Но Ослик непонимающе смотрел на людей и, обливаясь потом, упрямо шёл вперёд, таща за собой тележку с камнями.

Гора же всё с большим и большим азартом забавлялась над Осликом, дивясь его упрямой глупости и подбрасывая в тележку всё больше и больше камней.

«Тяжела же моя ноша», — подумал Ослик, задыхаясь от непосильного труда.

И издох.

Мальчик и зеркало  (Золотое правило нравственности).

  Мальчик,   выросший   у   кормилицы  в   деревне, вернулся в город и очень удивился,  увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом, по ребяческой привычке, захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, погрозил ему кулаком, а зеркало погрозило в ответ. Осердился малыш и  бросился колотить этого нахала, и ушиб руки. В отчаянии и ярости он метался  перед  зеркалом,  плача,  крича  и  колотя  по стеклу.

Приходит мать, утешила его и нежно говорит:  «Не ты  ли  первый стал корчить рожи этому негоднику,     который тебя огорчил?» — «Я» «А теперь посмотри - ты улыбнулся и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он  к тебе  тоже,   ты  не  сердишься — и он  не  дуется:  вот так-то  люди  друг  с  другом  и  живут  —  и  добро  и  зло  наше возвращается  к нам же».

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ  (Добро и зло)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

 Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

 — А какой волк в конце побеждает?

 Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча «Кошелёк» (Поступок)

    Нашел  человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой!

Притча о благодарности (Моральный долг)

Мальчишка был голодный..

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит...молока!

Минуло много лет... он доктор стал.

 Он на обходе женщину увидел ту, что дала когда то молока! Она была больна, причем серьезно!

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,

Живет и побеждает доброта!..

Квитанцию к оплате принесли.'

Всю жизнь платить!'- подумала тогда,

И взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она! Оплачен счет!

 Он рядом написал

Оплачено стаканом молока.

Два сына  (Свобода и ответственность)

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.

Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.

Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.

— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.

В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.

Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

                                                                     Притча о совести (Совесть)

    Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

     - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

     - Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

     - Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

     - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

     - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

     - Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

     - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

     - Почему невыполнимо?

     - Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

     От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ (Нравственные ценности)

Однажды в весьма богатой семье отец взял своего сына в деревню с целью показать ему, как живут очень бедные люди. Они провели несколько дней и ночей в доме, который можно с полным правом назвать ОЧЕНЬ бедным. По возвращении отец спросил сына, понравилась ли ему поездка.

"Было здорово, папа!" - ответил сын.

"Ты видел, как живут бедные люди?" - спросил отец.

- О да! –

Скажи, что ты понял за это время?

 Сын ответил: - Я видел, что у нас одна собака, а у них - четыре, а их кошек никто не считал! У нас есть бассейн до середины двора, а у них есть река, у которой нет конца. У нас есть дорогие светильники, а у них есть звезды ночью. У нас есть немного земли, чтобы жить, а у них поля до горизонта. Мы покупаем свою еду, они выращивают свою, или берут из леса. Нас будит будильник, их - солнце. Мы платим деньги, чтобы посмотреть на природу в зоопарке, они живут среди природы. Нас защищают стены, они находятся под защитой всего мира.

Отец потерял дар речи.

Сын добавил: - Спасибо, папа, что показал мне, какие мы бедные.

Восточная притча  (Свобода и моральный выбор человека)


Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Притча о гвоздях (поступок)

   Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал, каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как творить чудеса. Притча.

Эта притча поможет детям понять, как можно жить в мире и согласии со всем миром....

Притча "Разумное воспитание"

Разумное воспитание (Хинг Ши)Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?— Посмотри, женщина, на виноградную...

Притчи о воспитании

В помощь классному руководителю.Притча о Разумном воспитанииОднажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важне...

Притчи. Притча "Осёл и фермер".

"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите...

Притчи. Притча "Осёл и фермер"

Материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, внеклассного чтения....