РП ОРКСЭ (Светская этика)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_orks_svetskaya_etika.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно учебного плана ГБОУ на 2017 -2018 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2016г.
В соответствии с учебным планом на 2017 - 2018 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль «Светская этика»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Основное содержание курса (34 часа)
Первое полугодие (17 часов)
Введение (1 час)
Этика – наука о нравственной жизни человека
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Раздел 3.Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 часа)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья.
Второе полугодие (17 часов)
Введение ( 1 час)
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)
С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века.
Повторение (1 час)
Слово, обращённое к себе
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
Введение ( 1 час) | ||||||
1 | Россия - наша Родина . Этика – наука о нравственной жизни человека. | Урок изучения нового материала. | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла | Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | |
Раздел 1 Этика общения ( 4 часа) | ||||||
2 | Добрым жить на свете веселей. | Урок изучения нового материала. | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | |
3 | Правила общения для всех. | Урок изучения нового материала. | Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию | Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Творческая работа «Составление предложений со словами культура». | |
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | Урок изучения нового материала. | Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
5 | Каждый интересен. | Урок изучения нового материала. | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
Раздел 2 Этикет ( 4 часа) | ||||||
6 | Премудрости этикета. | Урок изучения нового материала. | Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | |
7 | Красота этикета. | Урок изучения нового материала. | Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл | Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Групповая работа «Работа со словарями» Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | Урок изучения нового материала. | Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | ||
9 | Чистый ручеёк нашей речи. | Урок изучения нового материала. | Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства | Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». | |
Раздел 3 Этика человеческих отношений (4 часа) | ||||||
10 | В развитие добрых чувств – творение души. | Урок изучения нового материала. | Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность» | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | |
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | Урок изучения нового материала. | Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | |
12 | Чувство Родины. | Урок изучения нового материала. | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий | Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Работа в группах над содержанием сказок. | |
13 | Жизнь протекает среди людей. | Урок изучения нового материала. | Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
Раздел 4 Этика отношений в коллективе ( 4 часа) | ||||||
14 | Чтобы быть коллективом. | Урок изучения нового материала. | Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. Творческая деятельность учащихся | |
15 | Коллектив начинается с меня. | Урок изучения нового материала. | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная | |
16 | Мой класс – мои друзья. | Урок изучения нового материала. | Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Ответы на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | |
17 | Скажи себе сам | Урок закрепления | Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения | Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
Введение ( 1 час) Второе полугодие | ||||||
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | Урок изучения нового материала. | Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка | |
Раздел 1. Простые нравственные истины ( 4 часа) | ||||||
19 | Жизнь священна. | Урок изучения нового материала. | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь» Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу). Учатся толерантному отношению друг к другу. Беседа по произведению Ф.Решетникова «Опять двойка» | |
20 | Человек рождён для добра. | Урок изучения нового материала. | Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках. | |
21 | Милосердие – закон жизни. | Урок изучения нового материала. | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Ролевая игра. Самостоятельная работа: составить план статьи | |
22 | Жить во благо себе и другим. | Урок изучения нового материала. | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Работа в группах. | |
Раздел 2. Душа обязана трудиться ( 4 часа) | ||||||
23 | Следовать нравственной установке. | Урок изучения нового материала. | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни» | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | Ролевая игра : Рыцари, джентльмены, леди. | |
24 | Достойно жить среди людей. | Урок изучения нового материала. | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения | Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах. Совершенствуют умения в области коммуникации | |
25 | Уметь понять и простить. | Урок изучения нового материала. | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений | Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
26 | Простая этика поступков. | Урок изучения нового материала. | Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими | Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Работа в группах. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации. | |
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа) | ||||||
27 | Общение и источники преодоления обид. | Урок изучения нового материала. | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения | Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения. | Урок изучения нового материала. | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения | Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
29 | Доброте сопутствует терпение. | Урок изучения нового материала. | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.\ Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы | |
30 | Действия с приставкой «СО». | Урок изучения нового материала. | Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом | Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.\ Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы | |
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа) | ||||||
31 | С чего начинается Родина. | Урок изучения нового материала. | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на моральноэтические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения | Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | Урок изучения нового материала. | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его | Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |
33 | Человек – чело века. | Урок изучения нового материала. | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества | Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |
Подведение итогов. ( 1 час) | ||||||
34 | Слово, обращённое к тебе. | Урок закрепления материала | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию | Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
ОРКСЭ (светская этика)
Урок № 14 модуля «Основы светской этики» Тема: «Дружба»...
ОРКСЭ (светская этика)
разработки уроков по курсу ОРКСЭ (светская этика)...