«Пасха»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Морозова Оксана Николаевна

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Пасха»

Цель урока:Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

Задачи урока: 1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

2)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.

3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об  их исторической роли в становлении Российского государства.

Основные понятия:  Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон,карточки со словами,учебник «Основы православной культуры», заготовки пасхальных яиц, карандаши.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

Учитель.

- Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с притчи.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Учитель:.

-Ребята, о  ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).

- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе.-Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

3. Работа по новой теме.

Учитель.

Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.

Ученик 1:

В день Пасхи, радостно играя,

            Высоко жаворонок взлетел,

            И в небе исчезая,

            Песнь воскресения запел.

            И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

          «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

Ученик 2:

Проснитесь горы, долы, реки –

            Хвалите Господа с небес.

            Побеждена Им смерть вовеки

            Проснись и ты, зеленый лес,

            Подснежник, ландыш  серебристый.

            Фиалка – зацветите вновь.

            И воссылайте гимн душистый

   Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

Работа по учебнику.

-А вот как о  чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение.(Вопросы после чтения)

_ Комментированное чтение статьи стр. 28-29.Обсуждение вопросов : «Что обозначает слово «воскресенье»?

                    «Почему Иисус не уклонился от казни»?

Физминутка.

4.Продолжение  работы с текстом.

Самостоятельное чтение статьи из учебника (стр.30-31)

ЗАДАНИЯ: 1) Найти объяснения слов «крестный ход», «похристосоваться»;

                       2) Ответить на вопросы:

    - Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

    - Какие основные традиции этого праздника?

5.Групповая работа:

Учитель.

- С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.

1 группа (На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием,чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)

- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.

2 группа:(Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)

- Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.

3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.

Учитель:

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

5. Подведение итогов урока.

Учитель.                                                                                                                      

- На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.(Фонограмма звона колоколов.)

- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- Как звучит главный пасхальный гимн?

- В чём состоит христианский пост?

6. Рефлексия.

* На уроке я работал                                   активно/пассивно

* Своей работой на уроке я                        доволен/не доволен

* Урок для меня показался                         коротким/длинным

* За урок я                                                        не устал/устал

* Моё настроение                                          улучшилось/стало хуже

* Материал урока мне был                          понятен/не понятен

Учитель.Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!

7) Задание на дом(на выбор):

1)Написать маленькое эссе о том, как празднуют Пасху у вас в доме.

2)Нарисовать пасхальную открытку  и написать поздравления с праздником Пасхи.

3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть значения этих понятий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор Морозова О.Н. учитель начальных классов МБОУ «Паустовская оош »

Слайд 2

Цель: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми. Задачи: * Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. * Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов. * Формировать целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

Слайд 3

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках. Притча

Слайд 4

Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка, означает " избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от грехов земных и дарование нам жизни и вечного блаженства.

Слайд 5

В день Пасхи, радостно играя, Высоко жаворонок взлетел, И в небе исчезая, Песнь воскресения запел. И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес. «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес» Проснитесь горы, долы, реки – Хвалите Господа с небес. Побеждена Им смерть вовеки Проснись и ты, зеленый лес, Подснежник, ландыш серебристый. Фиалка – зацветите вновь. И воссылайте гимн душистый Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ! ( Е. Горчакова) Воскресение Христово

Слайд 6

Кре́стный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви , в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды , от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

Слайд 7

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца С давних времён хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошёл ,когда Мария Магдалина пришла к Римскому императору, протянула ему простое яичко и сказала: Христос Воскресе! Император удивился и ответил: Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых, в это также трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать красным! И пока он говорил, яичко изменило цвет и стало ярко-красным! С того времени в светлый праздник Пасхи православные христиане дарят друг другу крашеные яйца как символ веры В оскресшего Христа.

Слайд 8

Почему Церковь освящает пасхи и куличи В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Символ единства перешёл к куличам и пасхам. На творожной пасхе , как правило, ставят печати с буквами «ХВ» .

Слайд 9

Задания для работы в группах: 1)Найти и рассказать о самых интересных приметах, суевериях и обычаях , связанных с пасхальной неделей. 2)Рассказать об пасхальных играх, и научить играть в одну из них ребят. 3)Разукрасить пасхальные яйца.

Слайд 10

Пасхальны е игры. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю Пасха сопровождается играми и развлечениями Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись специальные желобки, и опытные игроки выбирали яйца особой формы - что бы они легко разбивали другие яйца, а сами оставались целы.

Слайд 12

Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хо­чется напомнить всем, что с окончанием пасхаль­ной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это ма­лая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и состра­дание к людям. Живите честно, делайте всем доб­ро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лу­чах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "День Светлой Пасхи"

В презентации "День Светлой Пасхи" можно узнать о возникновении этого праздника, познакомиться с обычаями православной церкви....

" Готовимся к Пасхе" Платон О.А.

Внеклассное мероприятие....

Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ

В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....

Пасха – праздник праздников»

Сенмейные праздники в традициях народов....

Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе

Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...

Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"

Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре,  народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в со...

Презентация "Остров Пасхи" (Исполины острова Пасхи)

Презентация "Остров Пасхи" ("Исполины острова Пасхи") может быть использована на уроках окружающего мира в качестве дополнительного материала в теме "Всемирное наследие" ...