«Семья. Семейные традиции".
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Семья создаётся на основе любви и верности, тогда она будет крепкой на всю жизнь. В православной истории не мало примеров любви и верности в семье. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы. В ней рассказывается о том, что князь Пётр получил исцеление от неизлечимой болезни от простой крестьянки Февронии и женился на ней. Любящие супруги прожили долгую жизнь и стали покровителями христианского супружества, семейного счастья, любви и верности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) . | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
394077, г. Воронеж, ул. Маршала Жукова, д. 6 «А» тел. 266-70-67
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№88 с УИОП
Е.С. Петриенко
«Семья. Семейные традиции.»
Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 9-10 лет
Разработчики:
Мелещенко Е.А., учитель начальных классов
Воронеж-2017
Тема урока: Семья. Семейные традиции.
Цель урока:
уточнить представление о семье, о семейных традициях, о нормах взаимоотношения в семье.
Задачи:
- раскрыть понятия «семья», «семейная этика», «брак»;
- формировать уважительное отношение к членам семьи, семейным ценностям, отзывчивость и помощь.
Планируемые результаты:
- понимать и принимать ценностные составляющие семьи;
- дать представление о моральных нормах поведения в семье, взаимоотношения между поколениями;
- владеть осознанным построением речевых высказываний;
- испытывать чувство доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости.
Оборудование:
- компьютер, проектор, иллюстрации, рисунки, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель создаёт эмоциональный настрой на работу:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Проверка домашнего задания включает в себя ответы на вопросы к текстам пройденной темы (согласно учебнику).
- Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.
Учитель: - Послушайте притчу про одинокого мальчика!
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился своими радостями и горестями. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря и встретил седого старика. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки и правнуки.
- Посмотри! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена будут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.
А как вы думаете, почему это произошло? Что у него появилось? Конечно же, семья!
- О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?
- Мы с вами обсудим, как строится семья, на какие ценности она ориентируется.
- Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мама, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.
- Работа по теме урока.
- Посмотрите на ваши рисунки. Как вы думаете, что их всех может объединить? (На всех рисунках изображены семьи. Обучающиеся рассказывают о членах своей семьи).
- В прежние времена были большие семьи. Вместе жили бабушки, дедушки, внуки, мамы и папы. Они занимались совместным трудом, вместе отдыхали, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили дружно и счастливо. Подтверждение этому мы находим в сказках, поговорках и пословицах.
Сейчас мы будем работать в группах. Повторим правила работы в группах.
Задание: составьте пословицы (по 2 каждой группе)
1 группа:
В семье любовь да совет Так и душа на месте
Вся семья вместе Так и нужды нет
2 группа:
Где любовь, Прибавит разума – ума
Добрая семья Горя нет
3 группа:
В родной семье И мышь храбра
В своей норке И каша гуще
Выполняется проверка. Каждая группа объясняет смысл пословиц.
-Как вы уже сказали, семья создаётся на основе любви и верности, тогда она будет крепкой на всю жизнь. В православной истории не мало примеров любви и верности в семье. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы. В ней рассказывается о том, что князь Пётр получил исцеление от неизлечимой болезни от простой крестьянки Февронии и женился на ней. Любящие супруги прожили долгую жизнь и стали покровителями христианского супружества, семейного счастья, любви и верности.
- А знаете ли вы, когда в России отмечают праздник «День семьи, любви и верности»? (Ответы детей)
- Ежегодно 8 июля в память о благоверном супружестве святых Петра и Февронии награждают семьи памятными медалями «За любовь и верность». На медалях изображены лики святых, а памятник им находится в городе Муроме. Символом праздника стала ромашка.
- Послушаем стихотворение (ученик читает стихотворение)
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Работа в группах.
-Перед вами текст, в котором пропущены слова. Восстановите его.
Семья – самое главное……для каждого из нас. Семья – это близкие и ……люди, те, кого мы ……, с кого берём пример, о ком……, кому желаем добра и ……. Именно в семье мы учимся любви, ……, заботе и ……
Слова для выбора:
Любим, в жизни, заботимся, родные, уважению, счастья, ответственности.
Проверка выполнения задания:
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Динамическая пауза.
(по выбору учителя)
- Продолжение работы по теме урока.
-В толковом словаре Ожегова С.И. записано так: «Семья – это группа родственников, живущих вместе».
- Для чего люди создают семьи?
- Как образовывается семья?
(Ответы обучающихся)
- Кто из вас знает историю знакомства мамы и папы?
(Рассказы учеников)
- Существует легенда о том, как появилась семья. Это было очень – очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «Я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
- Предлагаю вам выполнить следующее задание, используя приём «Круги по воде».
С – счастливая, слаженная
Е – единая
М – мама, милосердная
Ь – (какая моя семья)
Я – яркая, ясная, «Я».
- Осмысление и обобщение материала.
- Итак, семья начинается с церемонии бракосочетания. Как вы понимаете слово брак? (Ответы обучающихся)
- Толковый словарь Даля гласит: « Брак – это законный союз мужа и жены; супружество».
Работа в группах.
1 группа
Работа по тексту учебника. Подготовить сообщение об истории возникновения фамилий на Руси.
2 группа
Подготовить сообщение об обряде Венчания по тексту из дополнительной литературы. (текст готовит учитель)
3 группа
Подготовить сообщение об обряде Крещения по тексту из дополнительной литературы. (текст готовит учитель)
Группы презентуют свои работы.
-Что нового вы узнали из представленных сообщений о браке, Венчании и Крещении?
- Посмотрите на доску и выберите слова, которые можно отнести к слову «брак, супружество».
На доске ряд слов, из которых обучающиеся выбирают нужные:
Род, родословная, имя, Венчание, дом, картина, дети, фамилия, профессия, жена, Церковь, Бог, муж, Крещение.
- В русской культуре сложились определённые традиции устроения дома и семьи. В их основе лежат христианские ценности: любовь, уважение, высокая нравственность, забота о ближнем.
- Можно ли сказать, что все семьи одинаковы? Конечно же, нет! Ведь у каждой семьи есть свои привычки, традиции и атмосфера.
-Как вы понимаете слово «традиции»? А «семейные традиции»?
(Ответы обучающихся).
- Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Составление кластера «Семейные традиции» .
Словосочетание «Семейные традиции» записывают в центре. К этому понятию подбирают все подходящие слова. Например: любить, поездка, праздники, игры, прогулки, реликвия, готовить, династия, радость, занятия спортом.
- Расскажите о своих семейных традициях.
- Рефлексия деятельности.
- Закончите фразы
- Сегодня я узнал…..
- О чём расскажу дома…
- Мне особенно запомнилось…
- Хотел бы узнать ещё….
Домашнее задание (по выбору):
- Подготовить высказывания известных людей о семье.
- Подготовить презентацию «Моя семья», «Семейные традиции».
- Каждый человек должен гордиться своей семьёй. В какую бы эпоху не жил человек, для него самым главным всегда будет семья. Желаю вашим семьям добра, любви и процветания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Моя семья. Семейные традиции
Данный материал поможет учителям создать презентацию к проекту по курсу ОРКСЭ( модуль основы светской этики)...
День знаний на тему: "Семья. Семейные традиции".
Воспитание любви и уважения к близким: папе, маме, бабушке, дедушке. Необходимость изучения истории своей семьи, пробудить интерес к своим предкам....
Разработка сценария "Семья. Семейные традиции"
Беседа о семье, семейных традициях...
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...
День семьи. Семейные традиции
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школыТема: День семьи. Семейные традиции.Учитель: Чекирова Светлана ЕвгеньевнаДата проведения: 26.04.2013 г.Форма мероприятия: вн...
Беседа « Семья. Семейные традиции».
Цели:- раскрыть важность семьи для становления человека- формировать основные правила семейных взаимоотношений- прививать учащимся семейные ценности- способствовать сближению и взаимопониманию между д...
Урок ОРКСЭ "Семья. Семейные традиции"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Семья. Семейные традиции"...