«Семья. Семейные традиции".
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Мелещенко Елена Александровна

Семья создаётся на основе любви и верности, тогда она будет крепкой на всю жизнь. В православной истории не мало примеров любви и верности в семье. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы. В ней рассказывается о том, что князь Пётр получил исцеление от неизлечимой болезни от простой крестьянки Февронии и женился на ней. Любящие супруги прожили долгую жизнь и стали покровителями христианского супружества, семейного счастья, любви и верности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

            394077, г. Воронеж, ул. Маршала Жукова, д. 6 «А»                 тел. 266-70-67

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№88 с УИОП

Е.С. Петриенко

«Семья. Семейные традиции.»

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики  (ОРКСЭ)

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9-10 лет

Разработчики:

Мелещенко Е.А., учитель начальных классов

Воронеж-2017

Тема урока: Семья. Семейные традиции.

Цель урока:

уточнить представление о семье, о семейных традициях, о нормах взаимоотношения в семье.

Задачи:

- раскрыть понятия  «семья», «семейная этика», «брак»;

- формировать уважительное отношение к членам  семьи, семейным ценностям, отзывчивость и помощь.

Планируемые результаты:

- понимать и принимать ценностные составляющие семьи;

- дать представление о моральных нормах поведения в семье, взаимоотношения между поколениями;

- владеть осознанным построением речевых высказываний;

- испытывать чувство доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости.

Оборудование:

- компьютер, проектор, иллюстрации, рисунки, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель создаёт эмоциональный настрой на работу:

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Проверка домашнего задания включает в себя ответы на вопросы к текстам пройденной темы (согласно учебнику).

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.

Учитель: - Послушайте притчу про одинокого мальчика!

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился своими радостями и горестями. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря и встретил седого старика. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? - спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки и правнуки.

- Посмотри! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена будут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.

А как вы думаете, почему это произошло? Что у него появилось? Конечно же, семья!

- О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?

- Мы с вами обсудим, как строится семья, на какие ценности она ориентируется.

- Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мама, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.

  1. Работа по теме урока.

- Посмотрите  на ваши рисунки. Как вы думаете, что их всех может объединить? (На всех рисунках изображены семьи.  Обучающиеся рассказывают о членах своей семьи).

- В прежние времена были большие семьи. Вместе жили бабушки, дедушки, внуки, мамы и папы. Они занимались совместным трудом, вместе отдыхали, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили дружно и счастливо. Подтверждение этому мы находим в сказках, поговорках и пословицах.

Сейчас мы будем работать в группах. Повторим правила работы в группах.

Задание: составьте пословицы (по 2 каждой группе)

1 группа:

В семье любовь да совет               Так и душа на месте

Вся семья вместе                            Так и нужды нет

2 группа:

Где любовь,                                     Прибавит разума – ума

Добрая семья                                   Горя нет

3 группа:

В родной семье                               И мышь храбра

В своей норке                                 И каша гуще    

Выполняется проверка. Каждая группа объясняет смысл пословиц.  

-Как вы уже сказали, семья создаётся на основе любви и верности, тогда она будет крепкой на всю жизнь. В православной истории не мало примеров любви и верности в семье. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы. В ней рассказывается о том, что князь Пётр получил исцеление от неизлечимой болезни от простой крестьянки Февронии и женился на ней. Любящие супруги прожили долгую жизнь и стали покровителями христианского супружества, семейного счастья, любви и верности.

- А знаете ли вы, когда в России отмечают праздник «День семьи, любви и верности»? (Ответы детей)

-  Ежегодно 8 июля в память о благоверном супружестве святых Петра и Февронии награждают семьи памятными медалями «За любовь и верность».  На медалях изображены лики святых, а памятник им находится в городе Муроме. Символом праздника стала ромашка.

- Послушаем стихотворение (ученик читает стихотворение)

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Работа в группах.

-Перед вами текст, в котором пропущены слова. Восстановите его.

Семья – самое главное……для каждого из нас. Семья – это близкие и ……люди, те, кого мы ……, с кого берём пример, о ком……, кому желаем добра и ……. Именно в семье мы учимся любви, ……, заботе и ……

Слова для выбора:

Любим, в жизни, заботимся, родные, уважению, счастья,  ответственности.

Проверка выполнения задания:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Динамическая пауза.

(по выбору учителя)

  1. Продолжение работы по теме урока.

-В толковом словаре Ожегова С.И. записано так: «Семья – это группа родственников, живущих вместе».

- Для чего люди создают семьи?

- Как образовывается семья?

(Ответы обучающихся)

- Кто из вас знает историю знакомства мамы и папы?

(Рассказы учеников)

- Существует легенда о том, как появилась семья. Это было очень – очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «Я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание, используя приём «Круги по воде».

С – счастливая, слаженная

Е – единая

М – мама, милосердная

Ь – (какая моя семья)

Я – яркая, ясная, «Я».

  1. Осмысление и обобщение материала.

- Итак, семья начинается  с церемонии бракосочетания.  Как вы понимаете  слово брак? (Ответы обучающихся)

- Толковый словарь Даля гласит: « Брак – это законный союз мужа и жены; супружество».

Работа в группах.

1 группа

Работа по тексту учебника. Подготовить сообщение об истории возникновения фамилий на Руси.

2 группа

Подготовить сообщение об обряде Венчания по тексту из дополнительной литературы. (текст готовит учитель)

3 группа

 Подготовить сообщение об обряде Крещения по тексту из дополнительной литературы. (текст готовит учитель)

Группы презентуют свои работы.

-Что нового вы узнали из представленных сообщений о браке, Венчании и Крещении?

- Посмотрите на доску и выберите слова, которые можно отнести к слову «брак, супружество».  

На доске ряд слов, из которых обучающиеся выбирают нужные:

Род, родословная, имя, Венчание, дом, картина, дети, фамилия, профессия, жена, Церковь, Бог, муж, Крещение.

- В русской культуре сложились определённые традиции устроения дома и семьи. В их основе лежат христианские ценности: любовь, уважение, высокая нравственность, забота о ближнем.

- Можно ли сказать, что все семьи одинаковы?  Конечно же, нет! Ведь у каждой семьи есть свои привычки, традиции и атмосфера.

-Как вы понимаете слово «традиции»? А «семейные традиции»?

(Ответы обучающихся).

- Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Составление кластера «Семейные традиции» .

Словосочетание «Семейные традиции» записывают в центре. К этому понятию подбирают все подходящие слова. Например: любить, поездка, праздники, игры, прогулки, реликвия, готовить, династия, радость, занятия спортом.

- Расскажите о своих семейных традициях.

  1. Рефлексия деятельности.

- Закончите фразы

- Сегодня я узнал…..

- О чём расскажу дома…

- Мне особенно запомнилось…

- Хотел бы узнать ещё….

Домашнее задание (по выбору):

  1. Подготовить высказывания известных людей о семье.
  2. Подготовить презентацию «Моя семья»,  «Семейные традиции».

- Каждый человек должен гордиться своей семьёй. В какую бы эпоху не жил человек, для него самым главным всегда будет семья. Желаю вашим семьям добра, любви и процветания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Моя семья. Семейные традиции

Данный материал поможет учителям создать презентацию к проекту по курсу ОРКСЭ( модуль основы светской этики)...

День знаний на тему: "Семья. Семейные традиции".

Воспитание любви и уважения к близким: папе, маме, бабушке, дедушке.  Необходимость изучения истории своей семьи, пробудить интерес к своим предкам....

Разработка сценария "Семья. Семейные традиции"

Беседа о семье, семейных традициях...

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...

День семьи. Семейные традиции

Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школыТема: День семьи. Семейные традиции.Учитель: Чекирова Светлана ЕвгеньевнаДата проведения: 26.04.2013 г.Форма мероприятия: вн...

Беседа « Семья. Семейные традиции».

Цели:- раскрыть важность семьи для становления человека- формировать основные правила семейных взаимоотношений- прививать учащимся семейные ценности- способствовать сближению и взаимопониманию между д...

Урок ОРКСЭ "Семья. Семейные традиции"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Семья. Семейные традиции"...