Урок по теме «Добро и зло»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель:формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло» Задачи: 1.воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие; 2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим; 3.формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки; 4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения. Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, моделирования,наглядный Формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная Оборудование урока: пословицы, весы, кукла, учебник, корзинка «Добрых дел», словарь Ожегова, карточки сказочных героев, фонограмма песни «Дорогою Добра», презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_etika.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаева Г. Н.
МОУ «Каслинская СОШ №27»
г. Касли Челябинской области
Урок по теме «Добро и зло» в 4 классе
по предмету ОРКСЭ
модуль «Основы светской этики»
Цель: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло»
Задачи:
1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;
2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;
3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;
4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, моделирования, наглядный
Формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование урока: пословицы, весы, кукла, учебник, корзинка «Добрых дел», словарь Ожегова, карточки сказочных героев, фонограмма песни «Дорогою Добра», презентация.
Планируемые результаты
Личностные
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные
1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;
3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.
Предметные
1. Знание смысла понятий «Добро и зло»;
2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;
3.Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков.
Ход урока
- Организация, настрой
Мне приятно снова встретиться с вами. Сегодня урок называется открытым. В гостях у нас учителя нашей школы. Я думаю, что у нас все получится. А сейчас улыбнитесь!
2. Введение в тему
Послушайте притчу.
Однажды один старый мудрец – индеец вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком:
-Почему бывают плохие люди? – спросил внук.
-Плохих людей не бывает – ответил вождь.
В каждом человеке есть 2 половинки - светлая и темная. Светлая сторона души призывает к любви, доброте, миру, надежде. А темная сторона олицетворяет эгоизм, разрушение, ложь, измену. Это как битва 2 волков. Первый волк светлый, а другой темный.
-Понятно – сказал взволнованный малыш.
А потом спросил:
- А какой волк побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель:
Что имел ввиду старый индеец, когда говорил о 2 половинках у человека , о белом и о темном волке ?
Какая тема урока? ( Добро и зло)
3. Целеполагание
Тема урока « Добро и зло».
-Знакомы ли вам эти понятия? Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории.
Задачи урока ставят дети:
1.Подробно разобрать, что такое добро и зло.
2.Научиться различать добро и зло.
3.Сделать правильный выбор: идти по дороге Добра или быть страшным человеком.
4.Новые знания
Работа в парах. Записать по 2 слова на карточках, которые относятся к понятию добро и зло (дружба, забота и т.д.).
-Давайте сформулируем, что же такое добро? (дети читают с листка)
-А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова.
Слайд 1
Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Работа с учебником
Чтение абзаца о добре.
-Что же значит делать добро?
(совершать поступки не за похвалу или награду, совершать бескорыстно)
Давайте сформулируем, что же такое зло? (дети читают с листка)
Слайд 2
-А теперь обратимся к словарю Ожегова.
Чтение абзаца из учебника
Слайд 3
Учитель.
Злых поступков совершается немало, поэтому 10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, то есть заявление людей всего мира о правах и достоинствах человека. Декларация прав призывает к стремлению совершать добрые поступки и бороться со злыми.
Учитель
Вот и мы сейчас попробуем избавиться от зла. Как? (порвем карточки на которых написано зло).
Это мусор, грязь, от которого нам плохо жить.
4. Применение новых знаний
Работа групп
« А что же говорят люди» ( пословицы ) -1 группа
« Кукла Настя» - 2 группа
-Встречали ли вы в жизни невоспитанных людей?
А какие они?
Могли ли они обидеть куклу Настю? Как?
(Ты такая неуклюжая. У тебя дешевый старый телефон. Ты ничего не умеешь. Ты некрасивая. Тебя никто не полюбит .)
При оскорблении загибаются уголки у куклы.
Учитель
Что стало с куклой? Такая была она в начале? Можно ли что-то изменить? Как?
(дети говорят слова- извинения)
-Ты очень добрая. Тебя обязательно полюбят. Телефон не главное в жизни.
При извинении дети разгибают уголки.
Учитель
Кукле стало лучше, но стала ли она такой, какая была в начале?
Вывод делают дети:
Боль остается в душе еще очень долго.
Слайд 4
Доброе слово лечит, а злое калечит.
А теперь посмотрите сценку и скажите:
Какую мудрую ценность вы увидели? - группа 3
«Однажды Добро пришло в гости к Зло. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но не слова худого не сказало, только поблагодарило его за угощение .
-Что-то сахар у Вас неочень сладкий. Возьмите деньги, купите конфет к чаю.
Зло все перекосилось, но пришлось взять.
Так Добро отплатило Злу добром.
Вывод делают дети:
Добро всегда сильнее зла.
Слайд 5
Побеждай зло добром.
Задание для 4 группы
В конверте у нас лежат карточки, на которых написаны имена героев разных сказок.
- Если герой положительный, кладем карточку на чашу весов «Добро», а если отрицательный – на чашу «Зло».
Учитель:
Что заметили? ( Чаша с добром перевесила чашу со злом)
Вывод делают дети:
Слайд 6
Добро побеждает зло.
5. Проблемные ситуации
Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор:
- Как поступили бы вы в следующих ситуациях?
1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите?
2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек. Из них очень старая бабушка с сумкой. Как поступите?
3.Твой друг в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите?
6. Итог урока
Где взять доброе дело? Да просто быть внимательнее, потому что рядом живут люди, которые нуждаются в заботе и помощи.
Расскажите о добром поступке, который совершили вы и положите красное сердечко в «Корзинку добрых дел».
Какие чувства вы испытывали, когда совершали добрые дела?
А что чувствовали люди, которым вы помогали?
Вы добрые дети. Пусть добро растет с вами в ваше душе. Пусть как можно чаще в вашей жизни появляется желание делать добро.
7. Релаксация
Давайте вернемся к притче:
Мальчик спросил:
-А какой волк побеждает?
Старик улыбнулся и сказал:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель
Что это значит?
У каждого человека свой путь: идти по дороге добра или быть страшным человеком.
Сделайте свой выбор.
На доске два плаката «Дерево добра» и «Дерево зла». (дети под фонограмму песни «Дорогою Добра», клеят листочек на осеннее дерево).
Я благодарю вас за теплый доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.
8. Домашнее задание
13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом.
Используемая литература
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.; А. Я. Данилюк.; 4 кл. М.: Просвещение, 2012.
- Основы светской этики.; Студеникин.; 4 кл.; М,: Просвещение, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение. 2012
- Пословицы русского народа.; В.И. Даль в 3 т. М, 1994
- Семейная педагогика и домашнее воспитание.; Куликова Т.А.; м.. 2000
- Хрестоматия по этике.; В.А. Сухомлинский.; М., 1990
- Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме "Добро и зло"
план-конспект урока...
Урок по теме "Добро и зло"
Урок разработан по курсу ОРКСЭ...
Урок на тему "Добро и зло"
Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...
Урок на тему "Добро и зло"
Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...
Презентация по Основам светской этики (4 класс), урок на тему: "Добро и зло"
В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?Данный урок в ви...
ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"
Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В разработке испильзуются стихи, притчи, высказывания , загадки , анкетирование)...
план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"
Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....