Сценарий урока "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Черныш Наталья Сергеевна

Сценарий урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Икона ОРКСЭ68.5 КБ
Файл Презентация к уроку "Икона"1.39 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 492

Конспект урока по курсу

 Основы религиозных культур и светской этики

Икона

Черныш Наталья Сергеевна

_ГБОУ «Школа № 492

Москва 2017

УМК: «Школа Росии»

Автор: А.В. Кураев

Класс: 4

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Тема урока: «Икона»

Тип урока: урок первичного изучения нового материала.

Место урока в системе уроков по данной системе: урок № 15

Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре; освоение понятий икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий.

Задачи.

Обучающие: познакомить с особенностями иконы и ее отличиями от картины; помочь осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню.

Развивающие: развитие речи учащихся, развитие сравнительного анализа, развитие умения выделять существенные признаки из прочитанного.

Воспитательные: способствовать уважительному отношению к иконе как к святыне.

Планируемые результаты.

Личностные: готовность ученика использовать знания в учении  в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры, настроенность на доброжелательное отношение к окружающим людям.

Предметные:  понимание традиций иконописи, осознание восприятия каждого христианина как  святыни.

Метапредметные: развитие познавательной деятельности учащихся, расширение словарного запаса, устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи, развитие эстетических чувств и творческих способностей учащихся.

Основные термины и понятия урока: икона, фреска, чудотворная икона, иконостас, иконописец, мозаика, молитва, нимб, образ Божий, церковнославянский язык.

Метапредметные  связи:

Русский язык «Правописание слов с безударной гласной», «Лексическое значение слов»

Изобразительное искусство: Рисование на тему « Материнская любовь»

Литературное чтение «Поэтическая тетрадь»

Этапы урока.

1. Оргмомент. 1мин.

2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного материала. 5 мин.

3. Введение в тему урока. 2 мин.

4. Объяснение нового материала. 17 мин.

5. Самостоятельная работа в тетради. 5 мин.

6. Физминутка.1 мин.

7. Икона в жизни православных христиан. 7 мин.

8. Закрепление изученного. 4 мин.

9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся. 2 мин.

10.  Домашнее задание. 1 мин.

1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного ранее материала.

- Ответы на вопросы учебника с. 51. (Урок №14. Храм).

- Сварная работа. Вставьте, пропущенные буквы и убедитесь, что все выполнено правильно. Тетрадь с.57 задание 2.

- Объясните значение написанных слов.

- Выставка рисунков на тему «Храм», подготовленных дома. (Творческая работа учащихся по предыдущей теме урока).

3. Введение в тему урока.

- Вы видели иконы в храме на экскурсии. Какие иконы вы запомнили? Кто изображается на иконах?

- Есть ли иконы у вас дома? Где они находятся дома?

- Иконы есть в православных храмах и в домах православных христиан. Как вы думаете, для чего нужны иконы?

4. Объяснение нового материала.

- Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ, изображение».

- Библия говорит, что каждый человек — это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и стоящим рядом людям.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте разделить изображения на две группы.

- Почему разделили именно так?

- Попробуйте найти отличия иконы от картины. Обратите внимание на общность и различия изображений на картинах с иконописными изображениями.

- Попробуйте, опираясь на свои знания согласиться или не согласиться с данными утверждениями. В первой колонке поставьте плюс, если согласны с высказыванием, минус – если не согласны.

Задача иконы, показать сокровенный мир человека.

В иконе свет идет от солнца.

Нимб – знак Божией благодати.

Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах.

В ликах проступают мудрость и любовь.

- Сравним Икону  Божьей Матери "Одигитрия"  и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа". Мы видим один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. Если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.

- Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.

- Как вы думаете, любой человек может писать иконы?

- Совершенно верно. Иконы может писать православный христианин, который чист душой и помыслами. Как правило, это монахи, которые посвятили себя служению Богу. Пишутся иконы по определенным правилам. Называются они канонами.

- Давайте проверим свои предположения и посмотрим видео.

https://www.youtube.com/watch?v=lewfjWNlvHM

- Обратимся к учебнику. С. 52 -54. Пояснительное чтение учебного текста.

- Как называется человек, который пишет иконы?

- Есть ли тени на иконе?

- Что такое Свет в Евангелии?

- Что такое нимб?

- Через что передает иконописец внутреннюю гармонию святого?

- Чем отличается перспектива в иконе от обычной перспективы в живописи?

- Зачем так надо?

Работа в тетради. С.57 задание 3. На основе прочитанного и рассказанного выполните задание № 3 (кроме последнего). У кого возникнут сложности, обратитесь к учебнику.

Взаимопроверка в паре.

Вернемся к нашим табличкам.

Задача иконы, показать сокровенный мир человека.

В иконе свет идет от солнца.

Нимб – знак Божией благодати.

Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах.

В ликах проступают мудрость и любовь.

- Теперь, опираясь на полученные знания, выполните еще раз то же задание в последнем столбике.

- Отличаются ли ваши ответы от первой попытки?

5. Физминутка.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли 
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись.

7. Икона в жизни православных христиан.

- Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)

- Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)

- Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня, ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных).

- Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической)

- Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых. То есть к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

Работа с учебником с. 54-55. Объяснительное чтение.

- Запишем в тетрадь в задании 3 последний ответ. Кто скажет, что мы должны написать?

8. Закрепление изученного.

Задание на карточках.

Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:

  1. реалистичность изображения
  2. подчёркивает духовность
  3. проработаны детали фона
  4. показаны человеческие качества
  5. напоминает о долге
  6. младенец похож на маленького взрослого

9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся. 

- Что на уроке показалось интересным?

- Что вызвало затруднения?

- На какие вопросы не получили ответа?

- Что расскажете дома своим близким?

- Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы?

- Как оцените работу на уроке? Нарисуйте на маркерной доске смайлик.

10.  Домашнее задание.

Перечитать текст в учебнике  и ответить на вопросы на с.54, выполнить задание 4, 5 в тетради на с.58-59.

Приложения

Карточка 1

Задача иконы, показать сокровенный мир человека.

В иконе свет идет от солнца.

Нимб – знак Божией благодати.

Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах.

В ликах проступают мудрость и любовь.

Карточка 2.

Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:

  1. реалистичность изображения
  2. подчёркивает духовность
  3. проработаны детали фона
  4. показаны человеческие качества
  5. напоминает о долге
  6. младенец похож на маленького взрослого

Информационно-образовательная среда:

1. А. В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. — М.: Просвещение, 2012.

2. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры (рабочая тетрадь). 4 класс. — М.: Просвещение, 2016.

3. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

4. Сайт духовно-просветительских программ Детского семейного образовательного телеканала «Радость моя». Электронный ресурс: http://www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/O_svJatyh_Ikonah/

5. Интернет-ресурс: http://wiki.iteach.ru/index.php/Урок_15._Икона


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Школа №492» Черныш Наталья Сергеевна Икона

Слайд 2

Словарная работа: рабочая тетрадь с. 57 задание №2

Слайд 4

«Икона » в переводе с греческого языка означает «образ, изображение».

Слайд 6

Согласны ли вы с данными высказываниями? Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же, как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь.

Слайд 8

Работа с учебником. С. 52-54

Слайд 9

Работа в тетради: с.57 задание 3

Слайд 10

Согласны ли вы с данными высказываниями ? Ответьте еще раз в третьем столбце, опираясь на полученные знания. Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь.

Слайд 11

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже не ленись Поклонись и улыбнись!

Слайд 12

Икона в жизни православных христиан.

Слайд 13

Работа с учебником: с.54-55. Работа в тетради: задание три, последний ответ.

Слайд 14

Отметь те характеристики, которые подходят к иконе: 1. реалистичность изображения 2. подчёркивает духовность 3. проработаны детали фона 4. показаны человеческие качества 5. напоминает о долге 6. младенец похож на маленького взрослого

Слайд 15

П еречитать текст в учебнике и ответить на вопросы на с.54; выполнить задание 4,5 в рабочей тетради на с. 58-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...