Сценарий урока "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Сценарий урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Икона ОРКСЭ | 68.5 КБ |
Презентация к уроку "Икона" | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 492
Конспект урока по курсу
Основы религиозных культур и светской этики
Икона
Черныш Наталья Сергеевна
_ГБОУ «Школа № 492
Москва 2017
УМК: «Школа Росии»
Автор: А.В. Кураев
Класс: 4
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока: «Икона»
Тип урока: урок первичного изучения нового материала.
Место урока в системе уроков по данной системе: урок № 15
Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре; освоение понятий икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий.
Задачи.
Обучающие: познакомить с особенностями иконы и ее отличиями от картины; помочь осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню.
Развивающие: развитие речи учащихся, развитие сравнительного анализа, развитие умения выделять существенные признаки из прочитанного.
Воспитательные: способствовать уважительному отношению к иконе как к святыне.
Планируемые результаты.
Личностные: готовность ученика использовать знания в учении в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры, настроенность на доброжелательное отношение к окружающим людям.
Предметные: понимание традиций иконописи, осознание восприятия каждого христианина как святыни.
Метапредметные: развитие познавательной деятельности учащихся, расширение словарного запаса, устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи, развитие эстетических чувств и творческих способностей учащихся.
Основные термины и понятия урока: икона, фреска, чудотворная икона, иконостас, иконописец, мозаика, молитва, нимб, образ Божий, церковнославянский язык.
Метапредметные связи:
Русский язык «Правописание слов с безударной гласной», «Лексическое значение слов»
Изобразительное искусство: Рисование на тему « Материнская любовь»
Литературное чтение «Поэтическая тетрадь»
Этапы урока.
1. Оргмомент. 1мин.
2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного материала. 5 мин.
3. Введение в тему урока. 2 мин.
4. Объяснение нового материала. 17 мин.
5. Самостоятельная работа в тетради. 5 мин.
6. Физминутка.1 мин.
7. Икона в жизни православных христиан. 7 мин.
8. Закрепление изученного. 4 мин.
9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся. 2 мин.
10. Домашнее задание. 1 мин.
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного ранее материала.
- Ответы на вопросы учебника с. 51. (Урок №14. Храм).
- Сварная работа. Вставьте, пропущенные буквы и убедитесь, что все выполнено правильно. Тетрадь с.57 задание 2.
- Объясните значение написанных слов.
- Выставка рисунков на тему «Храм», подготовленных дома. (Творческая работа учащихся по предыдущей теме урока).
3. Введение в тему урока.
- Вы видели иконы в храме на экскурсии. Какие иконы вы запомнили? Кто изображается на иконах?
- Есть ли иконы у вас дома? Где они находятся дома?
- Иконы есть в православных храмах и в домах православных христиан. Как вы думаете, для чего нужны иконы?
4. Объяснение нового материала.
- Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ, изображение».
- Библия говорит, что каждый человек — это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и стоящим рядом людям.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте разделить изображения на две группы.
- Почему разделили именно так?
- Попробуйте найти отличия иконы от картины. Обратите внимание на общность и различия изображений на картинах с иконописными изображениями.
- Попробуйте, опираясь на свои знания согласиться или не согласиться с данными утверждениями. В первой колонке поставьте плюс, если согласны с высказыванием, минус – если не согласны.
Задача иконы, показать сокровенный мир человека. | ||
В иконе свет идет от солнца. | ||
Нимб – знак Божией благодати. | ||
Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. | ||
В ликах проступают мудрость и любовь. |
- Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа". Мы видим один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. Если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.
- Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.
- Как вы думаете, любой человек может писать иконы?
- Совершенно верно. Иконы может писать православный христианин, который чист душой и помыслами. Как правило, это монахи, которые посвятили себя служению Богу. Пишутся иконы по определенным правилам. Называются они канонами.
- Давайте проверим свои предположения и посмотрим видео.
https://www.youtube.com/watch?v=lewfjWNlvHM
- Обратимся к учебнику. С. 52 -54. Пояснительное чтение учебного текста.
- Как называется человек, который пишет иконы?
- Есть ли тени на иконе?
- Что такое Свет в Евангелии?
- Что такое нимб?
- Через что передает иконописец внутреннюю гармонию святого?
- Чем отличается перспектива в иконе от обычной перспективы в живописи?
- Зачем так надо?
Работа в тетради. С.57 задание 3. На основе прочитанного и рассказанного выполните задание № 3 (кроме последнего). У кого возникнут сложности, обратитесь к учебнику.
Взаимопроверка в паре.
Вернемся к нашим табличкам.
Задача иконы, показать сокровенный мир человека. | ||
В иконе свет идет от солнца. | ||
Нимб – знак Божией благодати. | ||
Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. | ||
В ликах проступают мудрость и любовь. |
- Теперь, опираясь на полученные знания, выполните еще раз то же задание в последнем столбике.
- Отличаются ли ваши ответы от первой попытки?
5. Физминутка.
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись.
7. Икона в жизни православных христиан.
- Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)
- Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)
- Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня, ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных).
- Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической)
- Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых. То есть к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
Работа с учебником с. 54-55. Объяснительное чтение.
- Запишем в тетрадь в задании 3 последний ответ. Кто скажет, что мы должны написать?
8. Закрепление изученного.
Задание на карточках.
Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:
- реалистичность изображения
- подчёркивает духовность
- проработаны детали фона
- показаны человеческие качества
- напоминает о долге
- младенец похож на маленького взрослого
9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся.
- Что на уроке показалось интересным?
- Что вызвало затруднения?
- На какие вопросы не получили ответа?
- Что расскажете дома своим близким?
- Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы?
- Как оцените работу на уроке? Нарисуйте на маркерной доске смайлик.
10. Домашнее задание.
Перечитать текст в учебнике и ответить на вопросы на с.54, выполнить задание 4, 5 в тетради на с.58-59.
Приложения
Карточка 1
Задача иконы, показать сокровенный мир человека. | ||
В иконе свет идет от солнца. | ||
Нимб – знак Божией благодати. | ||
Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. | ||
В ликах проступают мудрость и любовь. |
Карточка 2.
Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:
- реалистичность изображения
- подчёркивает духовность
- проработаны детали фона
- показаны человеческие качества
- напоминает о долге
- младенец похож на маленького взрослого
Информационно-образовательная среда:
1. А. В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. — М.: Просвещение, 2012.
2. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры (рабочая тетрадь). 4 класс. — М.: Просвещение, 2016.
3. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
4. Сайт духовно-просветительских программ Детского семейного образовательного телеканала «Радость моя». Электронный ресурс: http://www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/O_svJatyh_Ikonah/
5. Интернет-ресурс: http://wiki.iteach.ru/index.php/Урок_15._Икона
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа: рабочая тетрадь с. 57 задание №2
«Икона » в переводе с греческого языка означает «образ, изображение».
Согласны ли вы с данными высказываниями? Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же, как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь.
Работа с учебником. С. 52-54
Работа в тетради: с.57 задание 3
Согласны ли вы с данными высказываниями ? Ответьте еще раз в третьем столбце, опираясь на полученные знания. Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь.
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже не ленись Поклонись и улыбнись!
Икона в жизни православных христиан.
Работа с учебником: с.54-55. Работа в тетради: задание три, последний ответ.
Отметь те характеристики, которые подходят к иконе: 1. реалистичность изображения 2. подчёркивает духовность 3. проработаны детали фона 4. показаны человеческие качества 5. напоминает о долге 6. младенец похож на маленького взрослого
П еречитать текст в учебнике и ответить на вопросы на с.54; выполнить задание 4,5 в рабочей тетради на с. 58-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)
Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...
Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна
(сценарий выступления агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...
Воспитательная работа в начальной школе. Сценарий конкурсно-познавательного мероприятия по ЗОЖ. Сценарий праздника "Осень в гости к нам пришла..."
Внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы....
Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»
Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1 класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...
Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.
Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....
Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»
Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...
«Рыцарский турнир». Сценарий праздника к 23 февраля для детей Сценарий праздника посвященного 23 февраля
Интересный рыцарский турнир для начального звена на 23 февраля....