Альтруизм и эгоизм
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Белоусова Вера Анатольевна

Это конспект урока по ОРКСЭ, светская этика. Материал подобран так, что дети смогли разобраться в этих непростых понятиях: эгоизм и альтруизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл altruizm_i_egoizm.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)
  • Picture Manager (для редактирования изображений)
  • AIMP3 (для обработки звуковых файлов)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Операционно-познавательный: Повторение

(Слайд 1) Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

 Какие произведения вы вспомнили дома? (Слайд 2)

Согласны ли вы с концовками этих произведений?

Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему?

(Слайды 3, 4)Давайте прослушаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое». В опорных листах задание №1 

(5 щелчков по  тексту)

Оцените поступок главного героя.

- Как называют таких людей?

- Каких героев вы знаете?

(слайды 5,6,7)

Работа в опорных листах. Задание №2. Чтение рассказов о подвигах Маринеско, Гастелло и Маресьева

Мы познакомились с героями Великой Отечественной войны и с их подвигами.

- Ради чего они шли на подвиги?  

- В наше время тоже можно встретить людей, которые совершают подвиги. Кто они?

Шарль Перро «Золушка», Корней Чуковский «Айболит», Николай Носов «Фантазёры»

Герои

Учащиеся вспоминают героев Великой Отечественной войны, пионеров-героев.

Герои шли на подвиги ради освобождения нашей страна от фашистов.

Высказывание детей о том, какие героические поступки можно совершить в наше время. Помощь во время наводнений, пожаров, стихийных бедствий. Оказание гуманитарной помощи и др.

Это делают врачи, служба МЧС, простые граждане, которые не проходят мимо людей, попавших в трудные ситуации.

  1. Вводно-мотивационный этап.

Послушайте притчу. Ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком парня, спасшего девочку из огня.

(Слайд 8)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. (щелчок) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок) Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок)

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок)

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

(щелчок) Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. (щелчок)

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. (щелчок) И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. (щелчок) (щелчок)

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал мальчика глупым?

- Почему потом он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

-Что общего в поступках мальчика  из притчи и парня из стихотворения?

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других, и не ждать за содеянное благодарности?

Работа с учебником с.30.

Составьте рассказ по картинкам. Что можно сказать об этом человеке? Как же зовут таких людей?

Слушают и смотрят на экран.

Высказывание детей.

Он думал, что такое количество звёзд невозможно спасти.

Человек понял, что тоже может спасти несколько звёзд.

Упорство, умение сопереживать.

Совершали поступки не для себя, а во благо других.

Таких людей называют альтруистами.

  1. Операционно-познавательный: Изучение нового материала.

Поступки  детей можно назвать альтруистическими.

Слышали такое слово?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, (Слайд 9) (щелчок)

Задание №3 в опорных листах.

АЛЬТРУИСТ - попробуйте сформулировать сами.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте определение слова альтруист.

Откройте словарь синонимов и найдите синонимы к словам  альтруизм и альтруист.

(Слайд 10)

(На столах карточки)

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами,  обсудите в группах и запишите в опорных листах. (Слайд 11)

Задание №4 в опорных листах.

Прочитайте что вы записали, только не повторяйтесь.

(щелчок)

Я услышала очень хорошее слово (щелчок) МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

(Слайд 12)Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси (щелчок) князь Владимир Красное Солнышко.. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Иван Калита тоже помогал бедным людям. За что получил своё прозвище. (Слайд 13) В 19 веке  представители царского дома участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. 

(Слайд 14)В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

Теперь откройте словарь антонимов и найдите слова противоположные слову альтруизм. (Слайд 15)

Что означает это слово, прочитайте в учебнике

на стр. 31. Задание №5

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах.

(Слайд 16)

Задание №6 в опорных листах.

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб - никому не люб».

Но есть ещё одно понятие. Кто обратил на него внимание, читая учебник.

Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.

Запишите определение в опорные листы.

- Есть такое понятие «разумный эгоист». Как вы его понимаете? Задание №7 в опорных листах.

(Слайд 17)

Альтруизм ( от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо.

бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду;

бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение;

человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему;

самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей.

Сострадание,  сочувствие добродушие,  терпимость, сопереживание, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь, жалость, ласка, долг, человеколюбие

Слушают, смотрят видеоряд.

Учащиеся высказывают своё отношение.

Анализируют ситуацию, делают выводы. Альтруисты готовы в любой момент помочь человеку, котором плохо. Ради этого они могут даже пожертвовать всем, что у них есть.

ЭГОИЗМ.

Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, предательство, себялюбие.

Разумный эгоизм

Читают по цепочке.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

  1. Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

Тренинг.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

Первый: Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

Второй: Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

Третий: Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда–то пойти.

Четвёртый: Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

После каждого варианта задать вопросы:

- Что при этом почувствовала мама?

- Что почувствовал сам Костя?

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

После первого, второго и третьего вариантов: Мама очень расстроилась, ей жалко своего ребёнка. Она огорчилась, потому что поняла, что её ребёнок эгоист.

После четвёртого: Маме было очень приятно слышать такие слова от сына.

Костя показал своим поведением как любит и понимает свою маму.

  1. Домашнее задание.

Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сыграть в игру «Волшебный цветок добра».

Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

               (Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)        

        - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит  в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

        Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

        Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. (Слайд 20)

        Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

- Кому может быть нужна наша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

- Чем мы можем помочь другим людям?

-Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?

        

Спешите делать добрые дела, ребята!

Домашнее задание: Задание №8 Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части вашего волшебного цветка, а потом посмотрим у кого какой цветок получится. (щелчок) А поможет вам в этом памятка жизненных правил.

Нашим близким родным людям, друзьям. Да и просто людям, нуждающимся в помощи.

Своим вниманием. Можно помочь дома по хозяйству. Если кого-то обидели, защитить. У кого-то чего-то не оказалось, или он забыл дома, то можно одолжить ему своё.

Помогу маме по хозяйству. Скажу добрые слова. Извинюсь за вчерашний проступок. Погуляю с младшим братом…

Используемые ресурсы:

  1. Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч. в 2тт. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 152—169

  2. Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 220—237
  3. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Гениальность и этика. М.: Русский мир, 1998
  4. Альтруизм — статья из энциклопедии «Кругосвет». Рубен Апресян
  5. Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия — Альтруизм
  6. PsyJournals — Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества
  7. Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
  8. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  9. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%83_%22%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...

ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Конспект урока по предмету  "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Альтруизм и эгоизм

Урок на тему  «Альтруизм и эгоизм»  в виде слайдов из презентации...

Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм".

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"....