Урок "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный урок разработан к комплексному учебному курсу ОРКСЭ по модулю "Светская э.тика"(4 класс). Урок сопровожден мультимедийной презентацией и видеофильмом "Где живут добро и зло"( режиссер Свободин Олег, лауреат международного фестиваля православных фильмов "Покров"). Урок раскрывает ключевые понятия "добро", "зло". Дает возможность обучающимся протестировать себя и сделать соответствующие выводы. Групповая работа направлена на анализ жизненных ситуаций, необходимость морального выбора. Домашнее задание - "Ладошка Добра"- предполагает возврат к этому понятию и повторное осмысление, рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ "Добро и зло", 4 класс | 30.96 КБ |
презентация "Добро и зло" | 782.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 4 классе
Учебный курс: ОРКСЭ ( модуль светская этика)
Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле.
Задачи:
- в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
- в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
- в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
- в области умений и навыков: обучающиеся научатся определять свои качества как добродетельного человека.
План урока:
1 . Актуализация знаний.
2 . Изучение нового материала.
3 . Рефлексия деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
Знать:
- Определение понятий «добро», «зло»
- Что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
- Что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми;
Уметь:
- Характеризовать критерии морального поведения;
- Находить пути исправления ошибок;
- Доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;
- Обосновывать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиции морально-эстетических категорий добра и зла;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
- Участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
Оснащение: учебник, мультимедийное оборудование для демонстрации видеофильма и электронной презентации, карточки с тестами, карточки с заданием по группам.
Ход урока
1 . Организационный момент (психологический настрой)
Придумано кем - то просто и мудро…..
Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло и понимание будут царить на нашем уроке. Тем более что тема его «Добро и зло». (Слайд №1)
Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на урок? (ответы детей).
Слайд №2
- какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
- как добро и зло сосуществуют в мире и в душе человека;
- как добро и зло проявляют себя в нашей жизни;
Конечно, мы должны разобраться в этих понятиях, выяснить, насколько выражены в нас качества, определяющие эти понятия.
2.Актуализация знаний
Учитель: Скажите, ребята, вы можете прямо сейчас дать определения этим понятиям? На прошлом уроке я попросила вас задуматься, порассуждать над важным вопросом «Что такое добро?», «Что такое зло» (Ответы детей)
- А Ростислав получил индивидуальное задание: поработать с толковым словарем Ожегова, найти там определения. (Слайд №3)
Вывод: совпали предположение, эти понятия противоположные….
3 . Постановка проблемы
Учитель: Мы выяснили значения понятий. Но давайте задумаемся над еще одним важным вопросом: Где живет добро и где живет зло?
- А хотите узнать, как ответили на этот вопрос дети, которые еще даже в школу не пошли, а ходят в детский сад. Они даже фильм свой сделали. Интересно это вам? Демонстрация видеофильма.
- А где находится этот домик? (в душе, сердце человека)
- А от чего будет зависеть, в какие окна выглянет человек? (ответы детей)
Вывод: человек волен сам выбирать, какой поступок он совершит: хороший или плохой.
4. Тест «Добрый ли вы человек?»
А вот вы, каким человеком считаете себя: добрым или не очень? Хотите проверить?
Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест, выбери по одному ответу:
Слайд № 4
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их на подарки родственникам и друзьям?
- да – 1
- нет – 0
2. Товарищ (подруга) рассказывает вам о своих неудачах. Дадите ли вы понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- да – 0
- нет – 1
3. Если ваш партнер плохо играет в шашки или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- да – 1
- нет – 0
Слайд №5
4. Часто ли вы говорите приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?
- да – 1
- нет – 0
5. Вы злопамятны?
- да – 0
- нет – 1
6. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- да – 1
- нет – 0
7. Умеете ли вы первым начать разговор с незнакомым человеком?
- да – 0
- нет – 1
Слайд №6
8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы друга?
- да – 0
- нет – 1
9. Вы охотно выполняете просьбы?
- да – 1
- нет – 0
10. Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
- да – 0
- нет – 1
Результаты теста: Слайд №7
Больше 6 баллов. - Вы добры, терпеливы, вежливы и любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми, они вас любят. У вас наверняка много друзей. Вы стараетесь иметь хорошие отношения со всеми и это не доставляет вам большого труда.
От 4 до 6 баллов. Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать ваше расположение, вы готовы на все, но с теми, кто вам не нравится, вы любезничать не намерены. Наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 баллов. – Общение с вами, надо признаться, порой бывает сложным даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...
- Задумайтесь, насколько честно вы отвечали на вопросы. Может, есть над чем поразмыслить?
5. Продолжение темы урока
Учитель: - Как вы думаете, каким человеком легче быть: злым или добрым?
- Ребята из нашего класса познакомят нас с одной древней притчей. Давайте их внимательно послушаем…. (Инсценировка притчи)
Вопросы:
1. Как вы считаете, обманул старик тех, кто его спрашивал или сказал правду?
2. В чем вы видите смысл притчи?
-Что бы вы посоветовали первому человеку? (Изменить свое отношение к окружающим, тогда и они будут вести себя по - другому, стать добрее)
«Золотое правило этики»
Вывод: стих - е Л. Поляковой читает ученица
6. Работы в группах
- В начале урока мы поставили себе цель: выяснить, как добро и зло проявляют себя в нашей жизни. Как вы отличаете добрые поступки от злых, покажет задание , которое вы выполните в группах, предварительно обсудив , что означают эти поступки и что кроется в каждом их них.
Неправильно (Слайд №8)
выслушать уступить
поделиться простить
позавидовать показать кулак
поссориться промолчать
обидеться отобрать
протянуть руку порадоваться
утешить закричать
правильно (Слайд №9)
выслушать закричать
поделиться отобрать
позавидовать порадоваться
поссориться уступить
обидеться простить
протянуть руку показать кулак
утешить промолчать
Подведение итогов. Команды справились с заданием. А что выбрать из перечисленных поступков конечно будет решать каждый из вас. - Помните, что Человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен его сосуд – добром или злом – зависит только от воли самого человека. Впредь постарайтесь не обвинять друг друга, сосредоточьте внимание на добром и на том, что в ваших отношениях с друзьями и близкими изменилось к лучшему. … Мы в свою очередь призываем вас идти вместе с нами по дороге Добра.
Заключительная песня «Дорога добра» (Слайд №10)
Домашнее задание: оформить ладошку Добра (Слайд 11)
Дополнительный материал
Стихотворение
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)
Притча «Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехав в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит там же на месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
-Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
к акой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; к ак добро и зло сосуществуют в мире и в душе человека; к ак добро и зло проявляют себя в нашей жизни;
Добро Из словаря С. Ожегова: «Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное» Из словаря В.Даля : «В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» Из словаря Д.Ушакова : «То, что хорошо, полезно, приятно» Зло Из словаря С. Ожегова : «Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру » Из словаря В.Даля : «Зло - худое, лихое, худо, лихо» Из словаря Д.Ушакова : «Дурное, греховное, вредное»
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их на подарки родственникам и друзьям? - да – 1 - нет – 0 2. Товарищ (подруга) рассказывает вам о своих неудачах. Дадите ли вы понять, что вас это мало интересует, даже если это так? - да – 0 - нет – 1 3. Если ваш партнер плохо играет в шашки или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? - да – 1 - нет – 0
4 . Часто ли вы говорите приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение? да – 1 нет – 0 5. Вы злопамятны? да – 0 нет – 1 6. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? да – 1 нет – 0 7. Умеете ли вы первым начать разговор с незнакомым человеком? да – 0 нет – 1
8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы друга? да – 0 нет – 1 9. Вы охотно выполняете просьбы? да – 1 нет – 0 10. Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? да – 0 нет – 1
Результаты теста: Больше 6 баллов. - Вы добры, терпеливы, вежливы и любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми, они вас любят. У вас наверняка много друзей. Вы стараетесь иметь хорошие отношения со всеми, и это не доставляет вам большого труда. От 4 до 6 баллов. Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать ваше расположение, вы готовы на все, но с теми, кто вам не нравится, вы любезничать не намерены. Наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались. Меньше 4 баллов. – Общение с вами, надо признаться, порой бывает сложным даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...
Задание в группах выслушать уступить поделиться простить позавидовать показать кулак поссориться промолчать обидеться отобрать протянуть руку порадоваться утешить закричать
Задание в группах выслушать закричать поделиться отобрать позавидовать порадоваться поссориться уступить обидеться простить протянуть руку показать кулак утешить промолчать
Домашнее задание Обвести и вырезать свою ладошку, нарисовать свой символ добра, на обратной стороне записать свои добрые дела за неделю.