Урок "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Костырева Татьяна Анатольевна

Данный урок разработан к комплексному учебному курсу ОРКСЭ  по модулю "Светская э.тика"(4 класс). Урок сопровожден мультимедийной презентацией и видеофильмом "Где живут добро и зло"( режиссер Свободин Олег, лауреат международного фестиваля православных фильмов "Покров"). Урок раскрывает ключевые понятия "добро", "зло". Дает возможность обучающимся протестировать себя и сделать соответствующие выводы. Групповая работа направлена на анализ жизненных ситуаций, необходимость  морального выбора. Домашнее задание - "Ладошка Добра"- предполагает возврат к этому понятию и повторное осмысление, рефлексию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе

Учебный курс:  ОРКСЭ  ( модуль светская этика)

Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле.

Задачи:

- в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

-   в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

-  в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы  добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

-   в области умений и навыков: обучающиеся  научатся определять свои качества как добродетельного  человека.

План урока:

1 . Актуализация знаний.

2 . Изучение нового материала.

3 . Рефлексия деятельности.

Тип урока: урок  комплексного  применения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

Знать:

  • Определение понятий «добро», «зло»
  • Что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
  • Что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми;

Уметь:

  • Характеризовать критерии морального поведения;
  • Находить пути исправления ошибок;
  • Доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;
  • Обосновывать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиции морально-эстетических категорий добра и зла;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
  • Участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

Оснащение:  учебник, мультимедийное оборудование для демонстрации видеофильма и электронной презентации, карточки с тестами, карточки с заданием по группам.

Ход урока

1 . Организационный момент (психологический настрой)

Придумано кем - то просто и мудро…..

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло и понимание будут царить на нашем уроке. Тем более что  тема его «Добро и зло».  (Слайд №1)

 Как вы думаете,  какую цель мы поставим перед собой на урок? (ответы детей).

Слайд №2

  • какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
  • как добро и зло сосуществуют в мире и в душе человека;
  • как добро и зло проявляют себя в нашей жизни;

Конечно, мы должны разобраться в этих понятиях, выяснить, насколько выражены в нас качества, определяющие эти понятия.

2.Актуализация знаний

Учитель:  Скажите, ребята, вы можете прямо сейчас дать определения этим понятиям? На прошлом уроке я попросила вас задуматься, порассуждать над важным вопросом «Что такое добро?», «Что такое зло» (Ответы детей)

- А Ростислав получил индивидуальное задание: поработать с толковым  словарем Ожегова, найти там определения. (Слайд №3)

Вывод: совпали предположение, эти понятия противоположные….

3 . Постановка проблемы

Учитель: Мы выяснили значения понятий. Но давайте задумаемся над еще одним важным вопросом: Где живет добро и где живет зло?

- А хотите узнать, как ответили на этот вопрос дети, которые еще даже в школу не пошли, а ходят в детский сад. Они даже фильм свой сделали. Интересно это вам? Демонстрация видеофильма.

- А где находится этот домик? (в душе, сердце человека)

- А от чего будет зависеть, в какие окна выглянет человек? (ответы детей)

Вывод: человек волен сам выбирать, какой поступок он совершит: хороший или плохой.

4. Тест «Добрый ли вы человек?»

 А вот вы, каким человеком считаете себя: добрым или не очень? Хотите проверить?

Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны  к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест, выбери по одному ответу:

Слайд № 4

1. У вас появились деньги. Могли  бы вы истратить их на подарки родственникам и друзьям?

- да – 1

- нет – 0

2. Товарищ (подруга) рассказывает вам о своих неудачах. Дадите ли вы понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

- да – 0

- нет – 1

3. Если ваш партнер плохо играет в шашки или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

- да – 1

- нет – 0

Слайд №5

4. Часто ли вы говорите приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?

- да – 1

- нет – 0

5. Вы злопамятны?

- да – 0

- нет – 1

6. Сможете  ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

- да – 1

- нет – 0

7. Умеете ли вы первым начать разговор с незнакомым человеком?

- да – 0

- нет – 1

Слайд №6

8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы друга?

- да – 0

- нет – 1

9. Вы охотно выполняете просьбы?

- да – 1

- нет – 0

10. Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

- да – 0

- нет – 1

Результаты теста: Слайд №7

Больше 6 баллов. - Вы добры, терпеливы, вежливы и любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми, они вас любят. У вас наверняка много друзей. Вы стараетесь иметь хорошие отношения со всеми и это не доставляет вам большого труда.

От 4 до 6 баллов.  Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать ваше расположение, вы готовы на все, но с теми, кто вам не нравится, вы  любезничать не намерены. Наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 баллов. – Общение с вами, надо признаться, порой бывает сложным даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

- Задумайтесь, насколько честно вы отвечали на вопросы. Может, есть над чем поразмыслить?

5. Продолжение темы урока

Учитель: - Как вы думаете, каким человеком легче быть: злым или добрым?

- Ребята из нашего класса познакомят нас с одной древней притчей. Давайте их внимательно послушаем…. (Инсценировка  притчи)

Вопросы:

1. Как вы считаете, обманул старик тех, кто его спрашивал или сказал правду?

2. В чем вы видите смысл притчи?

-Что бы вы посоветовали первому человеку? (Изменить свое отношение к окружающим, тогда и они  будут вести себя по - другому, стать добрее)

«Золотое правило этики»

Вывод: стих - е Л. Поляковой читает ученица

6. Работы в группах

  • В начале урока мы поставили себе цель: выяснить, как добро и зло проявляют себя в нашей жизни. Как вы отличаете добрые  поступки от злых, покажет задание , которое вы выполните в группах, предварительно обсудив , что означают эти поступки и что кроется в каждом их них.

Неправильно (Слайд №8)

выслушать                          уступить

поделиться                          простить

позавидовать                      показать кулак

поссориться                        промолчать

обидеться                            отобрать

протянуть руку                 порадоваться

утешить                               закричать

правильно (Слайд №9)

выслушать                          закричать

поделиться                          отобрать

позавидовать                      порадоваться

поссориться                        уступить

обидеться                            простить

протянуть руку                  показать кулак

утешить                               промолчать

Подведение итогов.  Команды справились с заданием. А что выбрать из перечисленных поступков конечно будет решать каждый из вас. - Помните, что Человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен его сосуд – добром или злом – зависит только от воли самого человека. Впредь постарайтесь не обвинять друг друга, сосредоточьте внимание на добром и на том, что в ваших отношениях с друзьями и близкими изменилось к лучшему. … Мы в свою очередь призываем вас идти вместе с нами по дороге Добра.

Заключительная песня «Дорога добра» (Слайд №10)

Домашнее задание: оформить ладошку Добра (Слайд 11)

Дополнительный материал

Стихотворение

Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
                            (Л. Полякова)

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехав в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит там же на месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

-Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро и зло

Слайд 2

к акой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; к ак добро и зло сосуществуют в мире и в душе человека; к ак добро и зло проявляют себя в нашей жизни;

Слайд 3

Добро Из словаря С. Ожегова: «Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное» Из словаря В.Даля : «В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» Из словаря Д.Ушакова : «То, что хорошо, полезно, приятно» Зло Из словаря С. Ожегова : «Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру » Из словаря В.Даля : «Зло - худое, лихое, худо, лихо» Из словаря Д.Ушакова : «Дурное, греховное, вредное»

Слайд 4

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их на подарки родственникам и друзьям? - да – 1 - нет – 0 2. Товарищ (подруга) рассказывает вам о своих неудачах. Дадите ли вы понять, что вас это мало интересует, даже если это так? - да – 0 - нет – 1 3. Если ваш партнер плохо играет в шашки или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? - да – 1 - нет – 0

Слайд 5

4 . Часто ли вы говорите приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение? да – 1 нет – 0 5. Вы злопамятны? да – 0 нет – 1 6. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? да – 1 нет – 0 7. Умеете ли вы первым начать разговор с незнакомым человеком? да – 0 нет – 1

Слайд 6

8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы друга? да – 0 нет – 1 9. Вы охотно выполняете просьбы? да – 1 нет – 0 10. Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? да – 0 нет – 1

Слайд 7

Результаты теста: Больше 6 баллов. - Вы добры, терпеливы, вежливы и любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми, они вас любят. У вас наверняка много друзей. Вы стараетесь иметь хорошие отношения со всеми, и это не доставляет вам большого труда. От 4 до 6 баллов. Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать ваше расположение, вы готовы на все, но с теми, кто вам не нравится, вы любезничать не намерены. Наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались. Меньше 4 баллов. – Общение с вами, надо признаться, порой бывает сложным даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

Слайд 8

Задание в группах выслушать уступить поделиться простить позавидовать показать кулак поссориться промолчать обидеться отобрать протянуть руку порадоваться утешить закричать

Слайд 9

Задание в группах выслушать закричать поделиться отобрать позавидовать порадоваться поссориться уступить обидеться простить протянуть руку показать кулак утешить промолчать

Слайд 11

Домашнее задание Обвести и вырезать свою ладошку, нарисовать свой символ добра, на обратной стороне записать свои добрые дела за неделю.