ОРКСЭ "Свобода и ответственность" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Арсентьева Елена Олеговна

Карта урока и презентация к  уроку ОРКСЭ  по теме "Свобода и ответственность " . Модуль " Основы светской  этики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «ОРКСЭ»

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока  «Свобода и ответственность»

4 «З» класс

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Арсентьева Е.О.

22.11.2016г

Тип урока:  урок изучения нового.

Тема: Свобода и ответственность.

Цель: формирование у обучающихся  осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                      - продолжить  работу по развитию умений работать в коллективе, в паре, в группе;                                                                        - применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий    в конкретных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов  обучения:                                              - овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи  учебной деятельности;                                                                   - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;                                                                            - овладение лексическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                    - сформировать у учащихся понятия «ответственность», «свобода» через осознание ценности человеческой жизни;        - подвести  учащихся к пониманию того, что существуют разные виды ответственности;                                                                           - показать детям связь между свободно выбранным поступком и ответственностью  за сделанное.

Формы организации познавательной деятельности:

- коллективная;

- фронтальная;

- групповая;

- парная,

- словарная работа,

- самостоятельная работа с источником информации,

- приём « Закончи предложение»,

- составление синквейна

Технологии, применяемые на уроке:

- игровая,

- здоровьесберегающая,

Оборудование  для детей:

- раздаточный материал  

Оборудование для учителя:

- ноутбук, проектор, экран

- презентация

- толковый словарь  С. Ожегова

Основные термины и понятия:

свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества;

моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к  которым он стремится;

ответственность – эта черта характера личности и её действий, которая говорит о том,  что человек отвечает за собственный свободный выбор;

преднамеренность – это когда  какой – либо поступок совершается сознательно;

внутренняя обязанность – это способность задавать себе вопросы:  « К каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому- нибудь вред?»;

отношения ответственности – это тот, кто несёт ответственность, затем тот, перед кем человек несёт ответственность, то, за что человек несёт ответственность.

Ожидаемые  учебные результаты:

личностные

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.
  • Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и  здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.
  • Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

     Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

предметные

  • Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.
  • Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

метапредметные:
(регулятивные УУД,  познавательные УУД,  коммуникативные УУД)

  • Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.
  • Обучение итоговому контролю деятельности.
  • Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.
  • Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной  учебной задачи, приводить примеры.
  • Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
  • Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1.  Организационный этап.

Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается  посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения. Слайд 2

Участвуют в эмоциональной разминке.

Л: анализируют эмоциональное состояние  и чувства окружающих.

Л: воспринимают речь учителя, проявляют внимание.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики? Давайте их вспомним.

- Соотнесите понятие с его определением.

- Послушаем и проверим ваши ответы

Какие затруднения испытали?

Это предстоит нам узнать на уроке.

Перечисляют

Работают в группах. (Приложение 1)

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)
  • Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)
  • Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)
  • Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…(добро)
  • То, что мораль стремиться устранить и исправить … (зло)
  • Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом … (добродетель)
  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … (порок)
  • Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. … (справедливость)

Озвучивают свой выбор и сверяют с «ключом» Слайд 3

Остались два определения. Не достаточно знаний.

  • Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …(свобода)
  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)

 - прочитайте текст восточной притчи

« Утренний выбор» про себя (слайд 4) и подумайте, о  каком выборе говорится в этой притче.

-Что в вашем понимании означает слово «блаженство»? (Блаженство — это счастье, как состояние доброты и наслаждения. Быть на верху блаженства).

-Как вы понимаете смысл слов, сказанных учителем?  -Какой вывод можно сделать,?

Читают про себя со слайда притчу.

 Затем учитель и  ученик читают вслух по ролям.

обсуждают

 Делают вывод. (У каждого  человека всегда есть  выбор.  Это его моральный выбор.)

Л: применять правила делового сотрудничества, проявлять интерес к культуре своего народа.

Р: оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения.

  1. Мотивационный настрой.

Предлагает игру «Паровозик».

- На столе разложены карточки двух цветов.

Возьмите, пожалуйста, карточку со стола  и найдите «Своих друзей», объединившись в группы (по 4 человека).

-Вы объединились в группы. Каждая группа – паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в группе – «голова» паровозика, остальные трое должны закрыть глаза. По- моему хлопку «паровозики» начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в «паровозиках» должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в «хвост» паровозика, 2-ой – «голова» паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не побывает в роли «головы» паровозика.

 Задает вопросы:

-В какой роли вам было интересно? Почему?

-В какой роли было труднее всего? Почему

- от кого зависело движение? Кто принимал решение, куда будет двигаться «паровозик»?

Дети выбирают карточку и берут друг друга за руки.

Затем каждая группа образует «паровозик» и выполняет движения по классу.

Рассаживаются по местам

Обсуждают

Ответы детей. (В роли «головы» паровозика, так как приходилось принимать решение: куда именно двигаться. Эта роль труднее, т.е. ответственнее, приходилось делать выбор..)

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

К: участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку (слайд 5).

 « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность»

  А. М. Прихожан.

Антуан  де Сент – Экзюпери  сказал

: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»(слайд 6)

- Как вы понимаете эти слова?

- Как думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на результаты игры, притчу и на эпиграф.

-Как  вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? (слайд 7 )

- Что хотели бы узнать, какая цель урока? (слайд8)

 Учитель озвучивает тему и цели урока.

Знакомятся с эпиграфом урока, высказывают свои предположения, предлагают варианты темы урока.

Высказывают свои мнения.

(Дети кратко отвечают, что понятие «свобода» они уже рассматривали на предыдущем уроке.  Что такое ответственность?

Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

П: анализировать информацию , самостоятельно делать выводы, планировать свою работу по изучению нового материала.

К: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

П: выявлять сходство.

                                                              5. Этап изучения нового материала  (открытие нового знания).

Организует беседу для решения проблемной ситуации.

- Как вы думаете, так что же такое ответственность?

- Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.

- Где вы можете уточнить свои предположения?

Учитель предлагает прочитать определение ответственности из словаря С. Ожегова (слайд 9 ).

  Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Возврат к эпиграфу урока: « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность»

Мы доказали с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом.

 Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях. Определим эти условия.

Вопросы для обсуждения:

-Как дети поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

Коллективное составление кластера «Отношения ответственности» (слайд 10)

Предлагают варианты ответов по схеме: «Я считаю, что ответственность – это…»

Подбирают устно синонимы.

 понятие ответственности

 высказывают варианты ответов.

Делают вывод: ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

Читают стихотворение  А.Л.Барто «Уехали»

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
 

Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.


Обсуждение вопросов, мнения

Коллективные мнения и предложения

Л: принимать ценности, различать основные нравственно – этические понятия.

П: высказывать предположения.

К: оформлять свои мысли в устной форме.

П: ориентироваться в учебнике, в толковом словаре; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию из разных источников.

К: читать про себя текст учебника, словаря; понимать прочитанное, принимать точку зрения другого.

Работать в парах.

К: участвовать в работе  в паре, отстаивать свою точку зрения.

Л: оценка жизненных ситуаций.

П: ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению нового материала, сопоставлять и отбирать информацию.

                                                                   6.  Физкультминутка

- Встали. Потянулись. Развели руки в сторону (слайд 11)

- Вы мешаете друг другу? Можно  развести руки так, чтобы нанести вред товарищу? (Ответ: Да)

А теперь подойдем к окну и  сделаем вид, что выбросили  из окна что - нибудь тяжелое. И тихо сядем.

- Вас ничего не смутило в наших действиях?

Третье условие – отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий, поступков.

Учащиеся выполняют движения.

Отвечают на вопросы учителя.

(Ответ: выброшенный предмет, может нанести вред прохожим).

Завершают составление кластера «Отношения ответственности»( слайд 12  ) и формулируют  вывод (слайд 13).

Л: - ориентирование на здоровый образ жизни.

7. Первичное осмысление и  применение новых знаний.

Игра «Водоворот мнений».

Учитель делит класс на  группы по 4 чел  . Каждая пара в группе  получает лист бумаги, который поделен на три колонки: Я, ДРУГИЕ, ШКОЛА.

-Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой (слайд 14, 15)

Определите отношения  ответственности и

дополни высказывания:

- Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки? Трудно это делать? Какие чувства испытывали при этом?

- Мы уже  говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

-А сейчас  я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

- Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

- Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

- Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

- Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

- Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

- Из-за чего Буратино из сказки А.Н.Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

- Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему (слайд 16)

-Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

Работа в паре.

Каждый в паре  по очереди называет   какое – нибудь  дело, ситуацию, вместе обсуждают, к какому из 3-х видов ответственности  оно относится и записывают  в нужную колонку.

Работа на 5 минут (см. Приложение 1)

Пары в группе обмениваются листами, обсуждает работу другой пары   и фломастером  (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:

+ согласны,

- не согласны,

? появился вопрос, требуется разъяснение

. В случае знака « ?» на какое – либо утверждение – вносит разъяснение, Знак «-»- выслушивает разъяснение от той группы, которая отметила несогласие с утверждением)

 

Коллективное обсуждение

Работа в паре:

«Неоконченное предложение» (Приложение1)

Родители несут ответственность за______

Люди  несут ответственность за __

Учителя несут ответственность за __

Ученики несут ответственность за______

Врачи несут ответственность за _________

Строители  несут ответственность за_______

 Коллективное озвучивание. Учитель начинает предложение – учащиеся (5-6 чел) заканчивают.

Выполняют данное задание, принимают участие  в обсуждении при проверке.

Отвечают на вопросы сказочной викторины

Принимают участие в обсуждении выдвинутых проблем, дают оценку.

П: самостоятельно перерабатывать информацию, обсуждать проблемные вопросы, устанавливать связи, делать выводы.

К: участвовать в работе группы, распределять роли, уметь договариваться, отстаивать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности, давать самооценку,  планировать решение учебной задачи;

Л: соотносить поступок с моральной нормой.

Л: оценивать свои поступки, воспринимать речь учителя.

П: выявлять особенности сказочных героев.

П: обсуждать проблемные вопросы,

К: отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

             8. Подведение итогов.

- Прочитайте мудрые мысли на слайде 17).  Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора  об ответственности.

 составить синквейн к слову  Свобода (слайд 18).

В начале урока вы работали с таблицей понятий. У на остались тогда два определения. Вернемся к ним и закончим таблицу.

Слово учителя

-  Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей? (слайд 19)

 В заключении мне хотелось бы пожелать вам воспитывать в себе такое качество, как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а так же другим людям и окружающей среде.(слайд 20)

Читают мудрые мысли и объясняют их смысл с позиции темы урока и  отвечают на вопрос:

- Легко ли быть свободным?

Работа в группах

Составляют  синквейн  к слову  Свобода.

Сравнение с образцом (слайд)

Ответы детей

  •  Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …(свобода)
  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)

К: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.

П: удерживать цель деятельности до получения её результата.

К: слушать и понимать других.

                                                                                 9. Рефлексия учебной деятельности

- С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?

- Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

- Закончите  предложения (слайд 21)

Закончим наш урок стихотворением. Вы должны только сказать хором фразу: «…любите друг друга» (слайд 22)

Чтобы выйти из заколдованного круга

(дети хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго (хором: любите друг друга)

 Во время труда и в час досуга

 (хором:любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга,

 а вы всё равно (любите друг друга)!

 Высказывают

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать  результаты своей и чужой деятельности.

Приложение 1

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это …

КУЛЬТУРА

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» …

МОРАЛЬ

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей …

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…

ЗЛО

То, что мораль стремиться устранить и исправить …

ЭТИКА

Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом …

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется …

ДОБРО

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …

ПОРОК

Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор …

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. …

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди  несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители  несут ответственность за______________________.

Я

Другие

Школа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку на тему «Свобода и ответственность»

Слайд 2

Улыбнись, и всё получится!

Слайд 3

ЭТИКА КУЛЬТУРА МОРАЛЬ ДОБРО ЗЛО ПОРОК СВОБОДА ДОБРОДЕТЕЛЬ

Слайд 4

Утренний выбор (восточная притча)

Слайд 5

« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.

Слайд 6

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность». А. де Сент - Экзюпери

Слайд 7

Свобода и ответ ственность

Слайд 8

Вы узнаете: Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Слайд 9

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. (из словаря С.И.Ожегова)

Слайд 10

Отношения ответственности Кто? Перед кем? дети родители учителя учащиеся перед друг другом, перед обществом перед природой

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Отношения ответственности Кто? Перед кем? За что? дети родители учителя учащиеся перед друг другом, перед обществом перед природой за поступки, за действия

Слайд 13

Вывод: каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и, чтобы поступать правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

Слайд 14

Определите отношения ответственности Я Другие Школа

Слайд 15

Определите отношения ответственности Я Другие Школа Умываться Ухаживать за домашними животными Выполнять домашние задания Вовремя ложиться спать Заботиться о младших сёстрах и братьях Содержать в порядке учебники и тетради Чистить зубы Помогать родителям, бабушке и дедушке. Соблюдать правила внутреннего распорядка

Слайд 16

Болтливость Жадность Доверчивость Непослушание Легкомыслие Глупость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

Слайд 17

Мудрые мысли: Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо. Ж.-П.Сартр Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения. П.Тиллих

Слайд 18

СИНКВЕЙН СВОБОДА вольный, счастливый обдумывать, выбир ать, поступать Свобода –это обязанности. Ответственность

Слайд 19

Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Слайд 20

Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также другим людям и окружающей среде.

Слайд 21

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Закончи предложение:

Слайд 22

…..любите друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...